Русская земля издревле славится своей необыкновенной культурой и богатейшей историей. В каждом маленьком уголке нашей Родины можно почерпнуть что-то необычное, берущее за душу и дорогое сердцу. В 12 километрах северо-восточнее райцентра  на надпойменной террасе левого берега Днепра расположена деревня Сырокоренье. Главным ее чудом  является река Днепр. Именно с Днепром связана уникальная история этой маленькой деревни.

В XIX в. это было довольно крупное село с двумя церквями и школой. Сырокоренье приобрело известность в двух Отечественных войнах. В ноябре 1812 г. именно здесь французский маршал Ней с небольшой частью своих войск перебрался  по тонкому льду на правый берег Днепра и сумел таким  образом избежать плена. Многие наполеоновские вояки остались на дне реки. В связи с этим событием установлен памятный камень с надписью «Моя честь» на русском и французском языках.

Интересным является факт, что в период войны 1812 года в Днепре ушла под лед французская карета с награбленным золотом, которое до сих пор не найдено.

В 1820 году в Сырокоренье родился Иван Алексеевич Шестаков, будущий российский флотоводец и государственный деятель, морской министр, генерал-адъютант, адмирал и член Государственного совета.

Через Краснинский район совершали переход в лесные массивы Могилевской области партизаны знаменитого отряда Гришина «Тринадцать». Форсировав Днепр у села Сырокоренье, гришинцы уничтожили находившихся там немцев и полицаев.

Днепр в Сырокоренье хранит не только утонувшее золото. Под Красным в 1847 году был установлен памятник героям 1812 года - точная копия того, что стоит в Лопатинском саду в городе Смоленске. В 1932 его пришлось взорвать и отправить в Смоленск на переплавку. Транспортировка должна была осуществляться по Днепру. К несчастью, сразу после погрузки у деревни Сырокоренье баржа утонула, и, по слухам, распиленный памятник до сих пор лежит на дне Днепра.

Деревня Сырокоренье находилась на  судоходном пути Беларусь-Дорогобуж. После Великой Отечественной войны водный транспорт перевозил грузы и пассажиров. Удобно было добираться до города жителям прибрежных деревень. В 1974 году судоходство запретили из-за размывания берегов Днепра и уничтожения суднами рыбы.

На правом берегу Днепра, в деревне Сырокоренье,  на гражданском кладбище захоронен летчик Юмшанов Евгений Григорьевич. Сюда приходят отдать дань памяти и возложить цветы люди, неравнодушные к подвигу русских солдат, павших  в боях за освобождение родины от фашистских захватчиков.

Современная деревня тоже довольно необычна. Речкой Лосьвинкой и ручьем она разделена на три части. На одну деревню приходится 4 моста, 2 из которых - самодельные, деревянные, больше похожие на кладки. Такие мостки можно увидеть в послевоенных русских кинофильмах.

Некогда судоходный и суровый Днепр  теперь является, скорее, местом для отдыха и рыбной ловли  с небольшими уютными песочными пляжами.           

Великая Русская река! Будто и не было на ней столько событий, лишь свежий воздух, ветер и вытоптанные на берегах тропинки. Немного шагнешь за окраину деревни,  и взору открывается живописная картина. Плодородный край: ягоды, грибы, лекарственные растения, животные, места для отдыха и охоты, целительный аромат хвои и чабреца, поляны, усыпанные сосновыми шишками  -  всю эту красоту обязательно должны увидеть туристы, отправляющиеся путешествовать по Краснинскому району.

  Лидия Викторовна Цымбал и Дана Виноградова

 

 

 

Православная земля краснинская

  В наступившем году многие церкви нашего района, если бы они продолжали существовать,

отметили бы свои юбилеи.

 

Первым храмом Красного,  - о котором имеются документальные сведения, сохранилось изображение и составлено описание,  - являлась деревянная церковь, освящённая в честь Успения Пресвятой Богородицы. Этот храм был возведён в 1686 году (330 лет тому назад) на средства крестьян дворцовой Краснинской волости. Успенская церковь была закрыта в 1935 году и использовалась как киноклуб. Сейчас храма не существует.

    Ещё один юбилей отметил бы каменный Екатерининский собор, - всего же в Красном действовало 6 церквей, -  который был построен по указу императрицы Екатерины II  на пожертвованные ею деньги в 1786 году (220 лет тому назад). Екатерининский собор был закрыт в декабре 1935 года. Здание храма, как и предполагалось, было передано под районный Дом культуры. До наших дней главный храм Краснинской  земли  не  сохранился.

    Третий юбиляр посёлка, ныне действующая церковь, отметит своё 145-летие. Каменная Преображенская церковь была возведена в 1871 году на средства купца второй гильдии Григория Миледина. Преображенский храм считался приписным  к Екатерининскому собору, так как располагался на кладбище и являлся кладбищенским. Богослужение в этой церкви совершались поочерёдно причтами городских храмов по желанию прихожан. Можно предположить, что  именно по этой причине здесь преимущественно совершались заупокойные литургии, отпевания усопших и панихиды.

    Преображенский храм был закрыт одним из первых в Красном. Это произошло 31 октября 1931 года. Здание церкви использовалось как мастерская машинно - тракторной станции. Вероятно, в то же время было уничтожено окружавшее храм кладбище. В конце 1980-х годов верхние ярусы колокольни и завершение храма были отреставрированы. В здании располагался районный суд.

    В 1990 году в Красном был зарегистрирован приход, а в 1992 году Преображенскую церковь передали Смоленской епархии. Началось возрождение храма, восстановление духовной жизни посёлка. Первым настоятелем стал священник Анатолий Колосов. Его сменил иерей (ныне протоиерей) Сергий Мосейчук. Преображенскую церковь дважды посещал Митрополит Смоленский и Калининградский (ныне Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл.

В 2016 году и  другие  церкви Краснинского уезда отметили бы свои юбилеи. Я назову только те храмы, которые, если бы сохранились, размещались на нынешней территории Краснинского района.

В 1756 году (260 лет тому назад) князь А. С. Друцкой - Соколинский построил взамен деревянной церкви каменный трёхпрестольный храм в селе Викторово. Новую церковь освятили в честь Рождества Богородицы. Приделы посвятили Преображению Господню и преподобной Марии Египетской. Сведений о том, кем, когда и во имя какого святого была построена до этого храма деревянная церковь, не имеется. Церковь Рождества Богородицы была закрыта постановлением облисполкома в 1938 году и переоборудована под школу. В 1941 году здание передали под мяльно - трепальный пункт. После войны церковь разобрали на кирпичи.

    Первый деревянный храм во славу Рождества Божьей Матери появился в Крюкове благодаря подполковнику Д. Я. Азанчевскому в 1766 году (250 лет тому назад). В 1812 году французы полностью разграбили церковное имущество. В 1846 году старинная церковь, пришедшая в ветхость, была разобрана, и вместо неё на средства штабс-капитана А. Т. Качуры был выстроен новый деревянный храм. Он имел два предела - в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая. В 1931 году церковь была закрыта и разобрана.

В 1866 году (150 лет тому назад) благодаря пожертвованиям прихожан в деревне Марково была построена деревянная церковь с такой же колокольней во имя апостолов Петра и Павла. В 1936 году храм был закрыт, и здание передали для нужд школы. До наших дней церковь не сохранилась.

    В 1791 году (225 лет тому назад) помещик В. Г. Краевский построил в Палкине каменный храм в честь Успения Божьей Матери. В 1881 году (135 лет тому назад) в Палкине был построен второй храм - деревянный, освящённый во имя благоверного князя Александра Невского. Ранее сруб этой церкви находился в приписном селе Малееве. Средства на приобретение сруба, его перевоз и установку в Палкине пожертвовал действительный статский советник Е. Васильев. Обе церкви были закрыты в 1933 году и использовались под склады зерна. До наших дней в руинированном виде сохранился Успенский храм.

В 1756 году (260 лет тому назад) на средства шляхтичей В. Д. Потёмкина и И. Я. Потёмкина в Самсонах была построена деревянная церковь, освящённая в честь Преображения Господня. Есть интересное предание по поводу образования этого села. Основание села приписывается крестьянину Самсону, некогда жившему там, где расположено село. У Самсона было 12 сыновей, которые расселились вокруг отца. По имени главы семьи их стали называть «Самсоны», что, в свою очередь, дало наименование образовавшемуся поселению. Когда возникло селение, сведений не найдено. На своё столетие, в 1856 году церковь сгорела, и лишь в 1864 году в Самсонах был выстроен новый храм, который через пятьдесят лет, в 1914 году, тоже чуть было не стал жертвой огня. Благодаря усилиям прихожан церковь удалось спасти. Преображенский храм был закрыт в 1937 году и был переоборудован под школу. Сейчас церкви не существует.

    В 1771 году (245 лет тому назад) в Сусловичах на средства полковника С. Д. Каховского  каменный костёл был переделан в православную церковь, которая была освящена во имя святителя Николая. Есть предположение, что первый деревянный Никольский храм в Сусловичах был выстроен ещё в конце шестнадцатого века. Затем в пределах 1740 года была выстроена каменная Никольская церковь, которая впоследствии была переделана в костёл, а затем уже костёл вновь переделали в православную церковь. Никольский храм, сохранившийся до наших времён, расположен на низком месте. Из-за близости грунтовых вод вокруг здания постоянно стояла вода, так что временами, по замечанию местного священника, церковная территория превращалась в болото. Никольская церковь была закрыта в 1931 году. До наших дней она дошла в частично руинированном виде. Это один из самых оригинальных храмов Смоленской земли, соединивший арочный декор русского зодчества 18 столетия с базиликальной структурой, характерной для западных регионов России.

    И наконец, последняя церковь, которая могла бы отпраздновать свой юбилей в этом году - это деревянная церковь во имя святого пророка Ильи в селе Трояны, построенная в 1706 году (310 лет тому назад) на средства Смоленского митрополита Сильвестора. Ильинская церковь была закрыта в 1929 году и планировалась использоваться под медицинский пункт. Однако ее не передали на нужды больницы, а  снесли. Такая участь в те времена постигла  огромное количество церквей, которыми славился наш  Краснинский уезд. Но об этом мы поговорим при нашей следующей встрече.

                 Материал подготовил Владимир Коршунов