b_150_100_16777215_00_images_6_60.jpg

Этот материал по праву, должен открываться строками из послания апостола Иакова: «Ибо, как тело без Духа мертво, так и Вера без дел мертва (гл.2, ст.26). В этих строках заложена концепция развития и становления всех жизненно важных процессов, происходивших на Краснинской земле. Об этом можно судить по документам, раскрывающим все аспекты дел на благо православия и гражданского общества. 

Духовное благочиние

Священнослужители на протяжении многих лет не оставались в стороне, от повседневных процессов, происходивших внутри Краснинской земли, начиная от строительства храмов и кончая участием в религиозных и общественных образованиях и мероприятиях.

Поскольку уже много известно о храмах, построенных в Красном и уезде, следует обратиться к формированию православных управленческих структур, коими в первую очередь являются благочинные округа.

Их количественный состав менялся в зависимости от числа построенных храмов. На основании данных статистики известно, что к 1870 году было построено и функционировало 48 храмов из них 12 каменных, не считая Гусинско-Красновской зоны. В окончательном варианте в Краснинском уезде было построено 58 храмов.

Однако построить храм, это одна сторона дела, важно, чтобы в нём сформировался приход. Этой важной работой со временем стали заниматься благочинные. Архивные сведения по этому вопросу подтверждают наличие благочиния начиная с 1854 года. Именно, тогда впервые в г. Красный появился градский благочинный, протоиерей Иоанн Михайлович Комаровский. Позже к 1860 году появились благочинные в уезде, в с.с. Соболево - Афанасий Петрович Орлов, Сорокино - Азарий Нилович Полканов, Досугово - Фёдор Григорьевич Четырыкин, Голосово - Пётр Сергеевич Зубакин.

Окончательно уездное благочиние в рамках Духовного ведомства сформировалось к 1886 году и выглядело следующим образом:

Градское благочиние г. Красный. 3649 прихожан мужского пола, 3652 женского пола.

Благочинный священник Екатериниского собора, протоиерей Жданов Григорий Ильич, помощник–протоиерей Медведков Михаил Михайлович. Члены: священник Николаевской церкви с. Зверовичи Овсянников Иоанн Матвеевич, следователь-священник Успенской церкви г. Красный Пашин Иаков Захарович.

1-й округ. 16860 прихожан мужского пола,18761 женского пола.

Благочинный-священник с. Сорокино Пашин Иаков Захарович, священник Успенской церкви г. Красный, помощник-священник церкви с. Жёрновка Пашин Пётр Стефанович, следователь-священник Николаевской церкви с. Зверовичи Овсянников Иоанн Матвеевич.

2-й округ. 12611 прихожан мужского пола, 14155 женского пола.

Благочинный священник с. Погост Николай Семёнович Смирягин, члены: священник с. Мигновичи Фёдор Иванович Марков и с. Костюшково Александр Иоаннович Сильницкий, духовники: с. Ново-Михайловское священник Алексей Иоаннович Воробьёв, с. Высокое, священник Василий Иоаннович Даев, следователь-священник с. Голосово Николай Михайлович Беляев.

3-й округ. 12961 прохожан мужского пола, 13845 женского пола.

Благочинный, священник с. Каблуково Троицкий Александр Петрович, помошник-священник с. Герчики Мышляев Иоанн, духовники: священник с. Ярковичи Протопопов Фёдор Алексеевич, с. Юры Криницкий Лев Мийлович, следователь Юденич Пётр Михайлович с. Максимовское.

В разговоре о благочинии уместно зафиксировать сведения о Красновско-Гусинской зоне, территория которой принадлежит сейчас Краснинскому району. В 1755 году она входила в Могилёвскую православную Епархию, в которой насчитывалось 130 церквей, и её возглавлял епископ Георгий Канисский. К этому времени противостояние католической и православных церквей уже имело давние и глубокие корни, поэтому необходимы были кардинальные меры. В результате для церковно-административного управления в Могилёвской губернии было образовано 37 благочинных округов, в Оршанском уезде – 4. 4 благочинный округ с 7 марта 1883 года по 1887 год возглавлял священник Микулинской церкви (ныне Руднянский район) Иоанн Петрович Терновский.

В это благочиние вошли следующие приходы: Гусинский (храм св. Пророка Илии), священник Иоанн Адамович, которого затем сменил Александр Строганов (окончил Духовную семинарию, проживал на ст. Гусино).

Об этом храме есть интересная запись: «По рапорту от 19 мая 1783 года в представленной ведомости под номером 12 Ильинская церковь тайной советницы Фливерской. Ольшанский (храм св.Александра Невского) священник Антоний Рубцов, Герасименско-Хоминский священник Пётр Копоневич (храмы св.Григория Богослова, приписной во имя Вознесения Господня).

С 1780 года по 1785 годы, правительство императрицы Екатерины II намеренно тормозило присоединение униатских приходов к православным церквям. В этот период 10 июля 1783 года в с. Церковищи приход храма Сошествия Святаго Духа возглавил священник Лев Стратанович, которому в значительной мере содействовали владельцы села Андрей, Иосиф Антоновичи Астрейки.

Домовая церковь при тюремном замке

После того, как в уезде сформировались благочинные округа, впервые был решён вопрос проведения служб для арестантов Краснинского тюремного замка. Для этого в 1859 году по решению тюремного комитета в составе: предводителя дворянства, подпоручика Скюдери Петра Петровича; уездного исправника подполковника, графа Альфреда Фёдоровича Келлера; городского головы, купца Прудникова Петра Макаровича; уездного врача, коллежского асессора Иосифа Александровича Паевского; городского благочинного протоиерея Иоанна Михайловича Комаровского; смотрителя тюремного замка, коллежского регистратора Алексея Васильевича Гальковсого в г. Красный при тюремном замке была открыта домовая церковь с престолом во славу Святой Живоначальной Троицы. Сначала она размещалась в флигеле для секретных арестантов, а затем была переведена в специальное отведённое помещение в здании тюрьмы. Благословение на служение получили священник Четыркин Роман и псаломщик Солнцев Александр. Должность церковного старосты занимали не только служащие тюремного замка, но и сторонние лица. Известно, что в 1916 году купец Ефим Никитович Пыптев получил архиерейскую грамоту за «усердное прохождение должности».

Братство преподобного Авраамия Смоленского

В начале 1885 года епископ Дорогобужский Нестор призвал организовать братство преподобного Авраамия Смоленского при Спасо-Авраамиевском монастыре. Вскоре на Смоленщине стали появляться отделения вышеуказанного братства в уездах. В 1891 году открылась такая структура и у нас, в его состав вошли: председатель–протоиерей Григорий Жданов члены: предводитель дворянства, статский советник Николай Захарович Краевский; уездный исправник, коллежский советник Владимир Семёнович Жигмонт; городской голова, купец II гильдии Тарас Петрович Бобров; заведующий городским училищем, надворный советник Илиодор Николаевич Вейс; священник Успенской церкви Иаков Пашин; статский советник Николай Александрович Телеснин. В обязанности братства входило решение следующих вопросов: открытие новых школ, организация внебогословских чтений и собеседований, устройство библиотек, создание складов книг священного писания, распространение брошюр религиозного и исторического содержания, икон.

В 1897 году было создано Краснинское отделение Епархиального Совета, в состав которого вошли: председатель–протоиерей Жданов Григорий, постоянные члены: священники Криницкий Кирилл, Пашин Иаков, Беляев Николай, Юденич Пётр, городской голова - Прудников Григорий, от земства - землевладелец Попов Александр, начальник телеграфной конторы Гурьянов Иван, заведующий мужским городским училищем-коллежский асессор Морозкин Владимир.

При рассмотрении информации о лицах из духовного общества, следует отметить, что большой вклад в развитие образования в уезде привнесли именно священники, которые были и первыми учителями. Они же были и инициаторами создания в уезде училищного совета. Вот как, например, он выглядел в 1913 году. Председатель-протоиерей М. Медведков, члены-предводитель дворянства - Лев Николаевич Телеснин, инспектор народных училищ 9 участка от Смоленской губернии, уездный исправник, коллежский советник-Константин Августович Тидэ, священник Екатерининского собора – Кирилл Криницкий, глава управы Владимир Константинович Капоносевич, надворный советник Алексей Михайлович Куханов, судебные следователи - титулярный советник - Михаил Петрович Орлов, Николай Абрамович Арсеньев, дворянин Юрий Васильевич Печковский, благочинные: 1 округа - священник Мануил Цветков, 2 округа-священник Сильницкий А. 3 округа - священник Николай Беляев, земские начальники: 1 округа Михаил Александрович Краевский, 2-го коллежский ассесор Александр Павлович Ребиндер, 3-го статский советник-Григорий Захарович Танцов, 4-го коллежский секретарь, Иосиф Юлианович Оношко.

Под руководством этого Совета рассматривались все вопросы, касаемые назначения законоучителями, священников в церковно-приходские школы грамотности и другие учебные заведения. Поскольку по этому вопросу в Краснинском уезде уже имеется достаточно информации, хотелось бы добавить сведения об училищах, открытых в Гусинско-Красновской зоне. Вот, например, в 1909 году в Герасименском приходе значились три училища: в с. Герасименки (народное), в д. Пекло (земское), в д. Буда (земское). Законоучителем с 4 октября назначен священник Пётр Капоневич. В Гусинском приходе значилось три училища в с. Гусино (народное), д. Березина (земское), д. Саплёво (земское). Законоучителем с 4 октября назначен священник Иоанн Адамович. В Ольшанском приходе одно училище в д. Сентюри (земское), с 26 октября назначена учительница Навроцквя В., под наблюдением священника Антония Рубцова. В Хоминском приходе два училища в д. Беляи (земское), в д. Горошково (земское), законоучителем назначен диакон Никодим Пигульский с 4 октября.

Борьба за трезвость

Священнослужители не остались в стороне при проведении кампании в борьбе за трезвость населения уезда. Начиная с 20 октября 1898 года в рамках уездного попечительства о народной трезвости 38 священников стали лекторами.

В 1898 году при организации уездного общества пчеловодов именно священники стали его организаторами и участниками. Это в первую очередь относится к священнику с. Трояны Георгию Кутузову, который стал товарищем председателя и священника с. Селец Лавру Просолову члену этого общества.

Большую организаторскую работу при проведении мероприятий по случаю празднования 100-летия победы в Отечественной войне в 1912 году провёл градский протоиерей Медведков М. Заслуживает внимания и такая информация: 20 августа 1846 года при акте закладки ящика с медалями на памятнике (Лосвинка) присутствовали: председатель Смоленской казённой палаты, действующий статский советник В.Н. Колтовский, исправляющий должность Краснинского уездного судьи Андрея Романовича, Краснинский городничий Яков Васильевич Мартьянов, бургомистр городской ратуши Дмитрий Кондратьевич Ивашкевич и Краснинский благочинный протоиерей Иоанн Михайлович Комаровский.

В этом материале я намеренно опускаю тему участия священнослужителей в создании библиотек при храмах, открытия богоделень (благотворительных заведений для содержания нетрудоспособных лиц, престарелых, немощных, инвалидов, калек, и выздоравливающих), так как об этом уже всё написано. 

...Я думаю, что лучше обратится к информации о людях, посвятивших себя служению Богу. Таких преданных канонам православия оказалось немало. Это прежде всего, лица, монашествующие на Святой Горе Афон в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Информацию о них важно представить без всякого изменения, опираясь на монахологий:

«1040.Схимонах Евгений. Мирское имя Лысенков Евфимий Леонович, мещанин из города Красный, Смоленской губернии. Родился в 1866 году. Рост средний, волосы русые, глаза серые. Принят в Свято-Пантелеимонов монастырь 9 мая 1894 года, пострижен в мантию 14 марта 1896 года, в схиму по случаю болезни 25 июня 1889 года. Послушание проходил в аптеке на подворье в Москве, в обители на Крумеще. Преставился 15 августа 1899 года.

1686.Схимонах Флавий. Мирское имя Филипп Григорьевич Жариков. Мещанин из города Красного, Смоленской губернии. Имя матери - Юлиания. Родился в 1860 году. Рост средний, волосы тёмно-русые, глаза серые. Прибыл на Афон и поступил в Свято-Пателеимонов монастырь в 1885 году, пострижен в рясофор 23 марта 1889 года, в мантию 24 февраля 1893 года. Послушание проходил в фотомастерской в архондарике, трапезной, на Каламарии, в перипияной на подворье в Одессе. Преставился в Одессе в 1921 году.

1723.Схимонах Архипп. Мирское имя Алексей Матынович Высотский. Дворянин из Смоленской губернии, Краснинского уезда, села Шабелки (Шелабеки). Родился в 1864 году. Рост средний, волосы русые, глаза голубые. Прибыл на Афон 30 марта 1890 года, принят в Свято-Пателеимонов монастырь 10 мая того же года, пострижен в мантию 19 февраля 1893 года, в схиму-11 января 1920 года. Послушание проходил на судне, в рухольной, на Крумице. С 1920 по 1924 года на Кассанде. Возвратился в Свято-Пантелеимонов монастырь из-за болезни. Преставился 27 сентября 1924 года.

2800.Монах Пальм. Мирское имя Пётр Прокопьевич Авдощенков. Крестьянин Смоленской губернии, Краснинского уезда, села Григорьевки (Григорьево). Родился в 1865 году. Рост ниже среднего, волосы тёмно-русые, глаза серые. Прибыл на Афон 18 апреля 1890 года, принят в Свято-Пантелеимонов монастырь 1 мая того же года, пострижен в мантию 18 марта 1894 года. Послушание проходил на подворье в Константинополе, в обители на огороде, на Крумище, в обители старшим над луком, Имя Божник. Отправлен в Россию на пароходе «Херсон» 3 июля 1913 года».

Кроме Афонских подвижников благочестия, следует отметить большой вклад в утверждении православной веры и других священнослужителей. Из этого большого списка особо следует выделить Юденичей.

Александра Михайловича, родившегося 28 августа 1869 года в с.Голосово, Букинской волости, Краснинского уезда, Смоленской губернии. Его родители: отец Михаил Евфимович (р.1829), дьякон храма во имя святителя Николая и мать Анна Михайловна. Александр Михайлович в 1891 году окончил Смоленскую семинарию, после окончания которой служил псаломщиком церкви Преображения Господня в с. Каблуково. В 1895 году служил священником в храме с. Ивановское, а затем в Смоленске. С 20.10. 1895 года служил священником с. Шестаково на протяжении 20 лет.

Священника Юденича Сергея (4.06.1849-29.03.1890) служившего в с. Мерлино, которого после смерти сменил Юденич Константин. Священников Петра Юденича из с. Максимовское и Фёдора Юденича из с. Ивкино. Филиппа Юденича, который с 1801 по 1809 года служил дьячком, а затем и дьяконом храма в с. Досугово. Заштатного пономаря из села Соболево Василия Юденича, служившего до 8.11.1876 года.

Немаловажен и вклад Залесских - псаломщика храма в с. Болваничи Александра Филипповича, умершего в возрасте 67 лет (4.12.1913), Александра, псаломщика с. Максимовское, Семёна, дьякона церкви в с. Мерлино.

Из числа священнослужителей Краснинского уезда, следует сказать особое слово о протоиерее Азарии Ниловиче Полканове (16.12.1825-4.05.1891), который прослужил в церкви с. Сорокино, 44 года. Он так же был благочинным 1 округа 32 года. За период своего служения о.Азарий выстроил новую церковь во имя Пресвятой Богородицы и значительно благоукрасил обветшавший деревянный храм в честь Казанской Божьей Матери. Добрые дела о.Азария не закончились храмостроительством, он в 1878 году в своём доме открыл школу, которой за свои средства пожертвовал библиотеку.

За свою усердную службу о.Азарий получил награды: набедренник (1851), скуфью (1870), Камилаку (1873), орден святой Анны 3-ей степени (1878), наперстный крест, выданный Святейшим Синодом (1882), орден святой Анны 2-ой степени (1882), благодарность Синода и знак Красного Креста.

В 1888 году был возведён в сан протоиерея. 22 октября 1888 года с благословения архирея Нестора в Москве была приобретена очень дорогая икона Богородицы (Казанская) в серебряном вызолоченном окладе по случаю 30-летия благочиния о.Азария. Примечательно, что в Сорокино находилась чудотворная икона Казанской Божьей Матери, с которой по указу Смоленской духовной консистории, разрешалось ходить по всему уезду.

Духовные дела о.Азария закончились 4 мая 1891 года на 67 году жизни от паралича сердца. Все его благие начинания и дальнейшее служения продолжил его сын Михаил.

Рассматривая судьбы священнослужителей, не следует забывать период, когда над Россией гулял ветер большевистского безумия. Проводились массовые репрессии и расстрелы священников. Разграблялись храмы, увозились колокола на переплавку. До сих пор не укладывается в голове, как все эти действия выдержали истинные христиане.

Подводя итог нашего повествования не следует забывать, что в нашей истории наряду с бесчинствами большевиков, отмечены факты вандализма в отношении храмов. Многие люди тогда не задумывались, что их действия во многом повлияли на дальнейшую судьбу своих родственников на многие поколения.

Жители многих деревень Краснинского района помнят трагические истории осквернителей храмов. Наверное, эта незаживающая рана на теле Краснинской земли будет долго беспокоить людей фантомными болями, нарушая триединство физического тела, Души и Святаго Духа.

С.Новиков, деревня Маньково, член СКО