b_150_100_16777215_00_images_7_81.jpg

Конкурсную работу «Святыни земли Краснинской» в номинации «Литературное творчество» под названием «Экскурсия по Святым местам Краснинской Земли» представил Сафонов Владислав, ученик 8-го класса Краснинской средней школы (руководитель И.Е. Кабычкина).

Покуда храмы на Руси стоят,

Спасенья дверь нам, грешным, не закрыта.

Пока ещё колокола звонят,

Пусть пробудится светлая молитва…

Н. Кеженов

Туристский маршрут «По Святым местам Краснинской Земли»

Туристский маршрут «По Святым местам Краснинской Земли» предполагает посещение населённых пунктов Краснинского района Смоленской области, где находятся религиозные объекты, в частности храмы и церкви.

Есть на земле места, словно отмеченные особым благоволением судьбы. Эти места, в первую очередь, связаны с верой православной. В судьбах русских людей менее всего, наверное, претерпели изменения христианская вера и религиозные обряды, совершаемые в месте общей молитвы, в Доме Божьем - православном храме.

«Атмосфера храма, -говорит святитель Феофан Затворник, - … чиста, небесна, божественна… Побывавши в храме, побывавши как следует, мы выходим оттуда совершенно новыми, как бы освежёнными. Другие уже после того бывают мысли в голове, другие чувства и расположения в сердце».

Человеку в храме легко почувствовать, как веровали в Бога его предки, и соединить их молитву со своей. Но чувство это будет сильнее, если человек знает передающуюся из уст в уста историю храма и его святынь, жития его подвижников и благотворителей, местные предания об иконах, колоколах, о настоятелях и прихожанах.

Храм - это не только училище благочестия, здесь перед пытливым взором проходит тысячелетняя история Отечества.

Именно поэтому, туристический маршрут по Святым местам, будет представлять большую ценность для подрастающего поколения. Ведь именно в детском возрасте важно приобщать к культурным ценностям, воспитывать чувство патриотизма и любви к своей малой Родине.

Начало экскурсии

Во время следования автобуса по маршруту Красный – Сусловичи, экскурсовод рассказывает историю зарождения Православия в Краснинском уезде:

Первое упоминание Красного в летописях относится к 1165 году.

Зная о том, что князь Ростислав Мстиславич еще при жизни был назван современниками «Набожным» за любовь к Православной Церкви и активное храмостроительство, можно предположить, что, посадив племянника княжить в Красном, князь позаботился и об утверждении здесь христовой веры. Центр удельного княжества не мог не иметь своего храма и священнослужителей, назначаемых сюда Смоленским епископом. Тем более, что Ростислав учредил в Смоленске епископию и предоставил владыке широкие полномочия в деле проповеди. Первым храмом Красного, о котором имеются документальные сведения, являлась деревянная церковь (сохранилось изображение и описание), освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. Этот храм был возведен в 1686 году на средства крестьян дворцовой Краснинской волости.

Конец XVII первая половина XVIII в. ознаменовались строительством многих храмов в Красном и на Краснинской земле. Возводились в основном деревянные церкви, но появлялись и каменные. В Красном на средства прихожан в 1709 году была построена деревянная Никольская церковь.

Несмотря на войны, продолжавшиеся почти непрерывно 50 лет, приведшие город к упадку, на территории Краснинской земли началось возрождение Православия.

Во второй половине XVIII столетия продолжалось строительство церквей, как в Красном, так и в уезде. Возникали новые села, в которых местные жители стремились построить церковь и открыть приход. В Красном в конце века был выстроен каменный Екатерининский собор в 1786 году. Средства на его возведение выделила императрица Екатерина Великая. Всего за XVIII веков на Краснинской земле было возведено 59 храмов, из них 7 каменных; 1 церковь воздвигнута на средства императрицы, 34 - на средства дворян, 2 - на средства духовенства, 22 - на средства прихожан.

Во второй половине XIX века строительство церквей продолжалось. В Красном возвели один каменный храм во славу Преображения Господня в 1871 году.

Всего за XIX столетие в Красном и уезде появилось 40 церквей (12 каменных и 28 деревянных). Как и в XVIII столетии, храмы строились на средства прихожан и частных благотворителей. Из 40 зданий 26 возведено на деньги помещиков, 10 - на пожертвования прихожан, 1 - на средства купца, 3 - духовными лицами.

Дворяне выстроили 9 каменных и 17 деревянных храмов, духовные лица - 1 каменный и 2 деревянных, представители купечества - 1 каменный, прихожане - 2 каменных и 8 деревянных.

Несмотря на войны: Отечественную войну 1812 года, Великую Отечественную 1941-1945 годов, гонения церковнослужителей, ничто не могло сломать дух православного народа. Православие возрождается. Возрождение церковной жизни на Краснинской земле, как и по всей епархии, связано с именем митрополи¬та Кирилла, ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Русская Православная Церковь, как и встарь, продолжает служить Богу и людям на Краснинской земле, неся свет Христовой Истины.

Дорогие ребята, вот мы и приехали в д. Сусловичи.

Церковь Николая Чудотворца

b_150_100_16777215_00_images_7_83.jpg

Перед вами разрушенная Церковь Николая Чудотворца второй половины 18 века. Расположена в живописном месте у дороги на краю села. Рядом находится дубовая роща. В тени деревьев зеленеет трава с редкими полевыми цветами. В настоящее время роща и территория церкви запущены, потому что за ней некому ухаживать (в деревне осталось всего несколько дворов).

Никольская церковь построена в 1769 году. Кирпичные стены оштукатурены. Это один из самых оригинальных храмов Смоленщины, соединивший простой барочный декор русского зодчества 18 века с базиликальной структурой, характерной для западных регионов России.

К прямоугольному объему с востока примыкает широкая пятигранная апсида, с запада - квадратная колокольня. Церковь завершена небольшим световым восьмериком - окна в северной и южной гранях, возведенным на гребне единой двускатной кровли. Восьмерик над храмом и высокий четверик звона завершались гранеными колпаками, над которыми были поставлены глухие главки.

Арочные окна обрамлены ленточными наличниками с едва намеченными ушами. Края граней отмечены пилястрами.

Внутри церкви трехнефность шестистолпного пространства разрушена устройством внутренней апсиды в третьей ячейке среднего нефа, из-за чего западная часть превращается в трапезную, а восточная в собственно храм. Над средней ячейкой храма, перед главным иконостасом, не сохранившимся, к сожалению, возведен восьмерик с плоскими парусами в основании. Окна прорезаны по осям ячеек, а северный и южный порталы сдвинуты к востоку. Особенности перекрытия в интерьерах - меньшая ширина арок по сравнению с поддерживающими их лопатками, а также лишенные единообразия соединения ребер сводов с арками и лопатками.

Церковь Успения

b_150_100_16777215_00_images_7_82.jpg

Дальше наш путь лежит в деревню Палкино к Церкви Успения, конца 18 века, которая стоит на высоком открытом месте у дороги. Построенна она в 1792 году. Кирпичные стены оштукатурены и побелены.

Центрический храм тетраконх в формах раннего классицизма - еще сохраняет динамику барочных композиций с необычной, подковообразной, формой апсид. Характерные для конца 18 века, поиски перехода к купольному завершению (вместо широких восьмериков и лотковых сводов) привели в смоленском зодчестве к своеобразной форме венчающего четверика - со скругленными гранями и углами. Таков и здесь завершающий объем здания. Стены апсид разделены пилястрами на три широкие и две узкие (у примыкания к основному объему) зоны. Капители, очевидно, не были сделаны; для них предусмотрено место установки в виде суженного уступа кладки в верхней части пилястры. Ленточные обрамления прямоугольных проемов имеют уши и поднимаются до полочек с дентикулами; вертикали наличников продолжены дополнительными тягами, образующими филенчатую нишку над полочками и далее двумя вертикальными вставками, членящими фриз. В верхнем ярусе центрального объема лопатки помещены на поверхности скругленных углов по диагональным осям, многообломный карниз над ними раскрепован. Внутри храма необычна непараллельность лопаток в арках, соединяющих апсиды с центральным пространством. Углы среднего помещения срезаны, и плоскости среза плавно переходят в изгиб венчающего яруса, завершённого подобием сомкнутого свода (без чёткой выраженности рёбер или лотков). Под верхним карнизом с дентикулами сохранился первоначальный многообломный профиль из фасонных кирпичей с полочками, выкружками и четвертным валом.

Вот и подошло к концу наше путешествие по Святым местам земли Краснинской. Но мы видели только лишь те храмы, которые находятся в полуразрушенном состоянии. А сколько храмов «стёрто с лица земли»! Порой, ходишь по земле и думаешь о том, что, может быть, в этом месте когда-то была церковь. Давайте будем помнить, изучать историю родной земли, традиции наших предков, гордиться тем, что мы родились, выросли и живём на этой выстраданной - Святой земле Краснинской.

b_150_100_16777215_00_images_6_79.png

При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива - 2022»