b_150_100_16777215_00_images_17_69.jpg

Киномеханик… В век цифровизации это уже вымирающая профессия. Сейчас, чтобы насладиться игрой любимых актеров, нам достаточно включить компьютер и найти в сети Интернет нужный фильм. А как же, интересно, смотрели фильмы наши родители? И чему отдавали предпочтение? Наслаждались кинопросмотром дома или посещали кинотеатры?

Сейчас в поселке все знают, что еще десяток лет назад у нас работал кинотеатр «Дружба», куда с большим удовольствием ходили краснинцы, чтобы культурно провести досуг. Введено в эксплуатацию новое здание кинотеатра было в апреле 1972 года. А до этого фильмы можно было посмотреть в здании районного Дома культуры, которое располагалось на месте сегодняшней районной библиотеки. Разговаривая с краснинцами, я выяснила, что кинотеатр всегда был полон. Чтобы купить билет на очередной коносеанс, приходилось отстаивать длинную очередь. А иногда зрители соглашались на просмотр картины стоя, потому что желание посмотреть киноновинку было превыше всего.

Посещали кинотеатр и взрослые, и дети. Для ребят сеансы начинались днем, а взрослые наслаждались просмотром после окончания рабочего дня. Во многих семьях даже была специальная статья семейного бюджета – на посещение кинотеатра. Такой культурный досуг был нормой не только для жителей поселка, но и для жителей села.

В 1972 году в Краснинском районе работало 54 киноустановки. А это значит, что в каждой деревне был свой киномеханик, энтузиаст культурного фронта, призванный обеспечить село новой кинолентой. А так ли легко это было сделать? Чтобы ответить на эти вопросы, я решила полистать подшивки старой районки, чтобы поближе познакомить вас, дорогие читатели, с людьми умирающей ныне профессии.

Бесспорно, роль киномехаников в 70-е годы прошлого века была очень велика. Несмотря на то, что голубые экраны телевизоров зажглись почти в каждом доме, эта профессия была очень даже актуальна. В №37 районной газеты «Ленинец» от 15 января 1972 года я отыскала рассказ Я. Коновалова о сельских киномеханиках. Читая эти строки, я мысленно представляла себе, как жители Краснинского района с нетерпением ждут очередного показа. А состоится он или нет – это уже во многом зависело от киномеханика. Если, например, сеанс начинается с опозданием, или лента рвется, или кино демонстрируют в холодном клубе, то в следующий раз капризный зритель останется дома, у экрана телевизора. Но все-таки были в районе киномеханики – настоящие энтузиасты своего дела. Сегодня наш рассказ о них.

Лидия Валюженич

«С мороза у нее щеки разрумянились, и оттого улыбка была теплее и приветливее. Поздоровавшись с работниками сельсовета, Лида направилась к телефону. С районной кинодирекцией ее соединили быстро, и разговор она начала с вопроса:

- Какой фильм мне шлете? Детективы, конечно, смотрят все, но хотелось бы показать что-нибудь для души.

Потом разговор шел в более высоком тоне: Лидия Николаевна с возмущением говорила кому-то из кинодирекции о плохом качестве кинолент.

- Поступили ко мне два фильма – «Красные листья» и «Последняя реликвия». На первом – полосы, а другой весь порван, а кто последний ставил их – неизвестно, штрафовать таких киномехаников надо, или совсем лишать прав, - с гневом говорит Валюженич.

Минут пять я видел эту женщину – первый раз в жизни, и вот она вся, как на ладони: открытая, прямая, честная. Садится утром Лидия Николаевна на мотоцикл и мчится в деревню Рахово рекламировать картину.

- Какой фильм, виденный в детстве, вам лучше всего запомнился? – спрашиваю я Лидию Николаевну.

- «Чапаев», «Робин Гуд», - говорит она, и серые глаза прикрываются грустноватым прищуром.

Детству ее не позавидуешь: ей не было еще и года, когда погиб отец, и растила Лиду, воспитывала, учила мать Александра Михайловна, рядовая совхозная труженица. Она и теперь сидит дома с ее малолетними детьми, пока папа и мама ставят кино в Доме культуры. Да, муж Лидии шофер совхоза Алексей Васильевич Валюженич помогает ей, пока нет по штату помощника.

После окончания Авадовской средней школы хотела Лида поступить учиться в Смоленское педучилище на дошкольное отделение, но по конкурсу не прошла. Вернулась домой. Пожила недельку у матери, и пошла в Викторово на работу устраиваться. Зашла в библиотеку, тут и попалось ей в «Комсомолке» объявление о приеме в школу киномехаников, которая находится в городе Переславле- Залесском.

Провожая дочь, мать напутствовала Лиду:

- Просись в родные края после учебы…

Начальство оказалось в киношколе отзывчивым и направило работать Лиду в родные края. Пять точек обслуживала первое время восемнадцатилетняя девушка.

- Хорошо, что мотористом был у меня Петр Иванович Атрощенков, - говорит Лидия Николаевна, - человек опытный, к лошадям привычный, технику знающий, очень я благодарна ему за помощь в трудное время.

Было это восемь лет назад. Теперь Лидия Валюженич считается одним из лучших киномехаников в районе».

Надежда Снопкова

b_150_100_16777215_00_images_17_67.jpg

В этой же статье рассказывается о Надежде Снопковой, совсем еще молодом кономеханике: «Она в кинопрокат пришла также из средней школы, живет и работает в том же Викторовском сельсовете. Но стаж у нее меньше, чем у Лидии Валюженич, - два года.

Я встретил ее в кинодирекции, когда подводились итоги работы за минувший год. Директор районной киносети В.В. Пигасов дал краткую характеристику Надежде Терентьевне:

- Хоть и молода годами, а может быть примером для многих опытных киномехаников.

 Будучи в декретном отпуске, Надежда ставила кино. Дом в деревне Завидовка, где жила молодая семья Анатолия и Надежды Снопковых, обветшал, и им дали новую квартиру в Викторово.

 - Буду работать помощницей у Лиды Валюженич, - говорит Надя».

Киномеханик Сергей Петров

А вот № 66 от 1 июня 1972 года. Статья В. Володина о киномеханике Сергее Петрове, человеке скромной профессии: «Невысокого роста, сухощавый, подвижный – тот же подросток, несмотря на свои 28 лет, Сергей Петров, приехав в конце прошлого года в Крюково, сразу же завоевал уважение среди жителей. Уже после второго-третьего киносеанса перед началом кино появлялся среди зрителей – вел жаркие споры о достоинствах той или иной картины, одновременно интересуясь, какую из них хотели бы увидеть повторно на экране Дома культуры. Изучив спрос, старался удовлетворит заказы земледельцев, животноводов. Так были показаны повторно фильмы «Повесть о чекисте», «Александр Пархоменко», «Максим Перепелица» и другие. Ставились в Доме культуры и новые произведения: «У заставы «Красные Камни», «Крушение империи», «Направление главного удара» и другие.

За кинолентами вроде бы ехать и недалеко – до Красного рукой подать. Но в зимнее, весеннее бездорожье доставлять ленты было нелегко. Привозил ленты на тракторе, который ехал за совхозными хозяйственными грузами. Пока сделаешь рейс в оба конца – и день миновал. А такие «путешествия» приходилось делать почти ежедневно.

В дирекции киносети удивлялись: как умеет их работник так организовать работу, что всегда перевыполняет задания? Скажем, в январе он должен был реализовать билетов на 70 рублей, фактически продал их на 167 рублей. Почти два плана дал в феврале. Перевыполнил задание в марте, апреле.

Причины успеха киномеханика просты: любит и знает он свое дело, любит людей, для которых трудится. Сергей постоянно борется за то, чтобы число жителей, посещающих сеансы, увеличивалось. Стал он демонстрировать фильмы и в школах».

Киномеханик Владимир Прохоров

Еще один энтузиаст культурного фронта – киномеханик Владимир Прохоров. О нем я нашла информацию в районной газете № 101 от 22 августа 1972 года. Корреспондент С. Борисов пишет: «Я познакомился с ним случайно, этим высоким молодым парнем, киномехаником из совхоза «Викторовский».

- Ставлю кино в Самсонах, в Мае, на открытой площадке в Вербилове. Дела вроде обстоят неплохо: в июле план выполнил на 120%. План на август – 95 рублей. Постараюсь выполнить, - говорит Владимир.

- Хороший товарищ, - говорит о Прохорове исполняющий обязанности директора районной киносети Н.К. Апатченков. – Работает у нас полтора года, замечаний не имеет. Сдал у нас экзамен на права киномеханика. Доверие оправдывает.

Нелегка работа киномеханика: сколько хлопот с доставкой новых фильмов к месту демонстрации. От Самсон до Красного путь не близкий. И все же комсомолец Владимир Прохоров находит выход».

Киномеханик Виктор Евдокимов

b_150_100_16777215_00_images_17_66.jpg

Газета «Ленинец», № 95 от 9 августа 1973 года. Статья Я. Коновалова «Его любимая работа», рассказывающая о киномеханике Викторе Евдокимове: «Каждое утро в районной кинодирекции появляется этот плотный круглолицый молодой человек. Оставив мопед где-нибудь в тени, он берет банки с кинолентами и первым делом спешит в фильмохранилище. Там у него происходит обычно такой разговор со старшим киномехаником краснинского кинотеатра «Дружба» М.Н. Жаворонковой.

- Есть что-нибудь новенькое? – спрашивает Виктор Евдокимов.

- Вчера у нас шел новый фильм «Бой с тенью», - говорит Мария Никитична, - спортивный, молодежный.

- Подойдет, - улыбается киномеханик, - такие картины в Маньково любят, особенно летом, когда наезжают студенты, шефы из Смоленска.

- А в Чернышах какие фильмы любят? – интересуется Жаворонкова.

- Там у зрителей несколько другие интересы, - говорит Евдокимов, прилаживая банку с кинолентами на багажник мопеда, - молодежи живет меньше, поэтому хотят видеть картины о войне, экранизации советских произведений, фильмы о милиции. Сам ведь живу в Чернышах…

Живет он все время в деревне, и профессию после окончания десятилетки в 1960 году тоже решил выбрать сугубо деревенскую – стать ветеринаром. В Сычевский зооветтехникум он тогда не поступил и пошел работать заведующим сельским клубом сразу в четырех деревнях – Большой и Малой Добрых, Карпиловке и Чернышах. С клубной работы и уехал Виктор Евдокимов в Советск учиться на киномеханика. Сейчас он работает одновременно киномехаником на передвижке и помощником у Михаила Шалюкова на стационаре в Маньково.

За первое полугодие они добились рекордной посещаемости среди сельских киноустановок – почти 13 тысяч человек при плане 8525 зрителей.

- Сколько же на одном сеансе у вас бывает зрителей? – интересуюсь я.

- В Маньково, например, до ста человек, - говорит Евдокимов, - в других деревнях поменьше.

Такой кинопосещаемости могут позавидовать даже краснинские киномеханики.

- Секрета никакого нет, – говорит Евдокимов, - хорошо рекламируем картины, беседуем индивидуально со зрителями, ставим много сеансов для детей, сельскохозяйственных фильмов. Держим постоянный контакт с клубными работниками.

В июле Михаил Шалюков ушел в отпуск, и Виктору Евдокимову приходится работать на стационаре одному. Как всегда билеты он продает сам, но вот надо начинать сеанс, и его место в дверях Дома культуры занимает его директор Нина Васильевна Буримская.

- Она и с билетом не пустит пьяного человека, - говорит о ней киномеханик, - а крикуна выведет из зала. Одни у нас задачи - организовать культурный отдых тружеников села.

Совершенно правильно понимает свои задачи киномеханик Виктор Евдокимов. За это его и уважают зрители, ценят в кинодирекции».

Водитель кинодирекции Виктор Ерофеенков

b_150_100_16777215_00_images_17_68.jpg

А как же киноленты доставляли в деревни? Об этом мне удалось узнать из статьи С. Донцова, опубликованной в районной газете № 29 от 4 марта 1972 года: «Колесит по районным дорогам небольшая крытая машина с надписью на борту «Кино», УАЗ-452, вездеход с двумя ведущими мостами. Это машина, развозящая фильмы по многочисленным сельским клубам.

Машина эта в деревнях хорошо знакома. Побывала в селе – и вот уже вечером клуб притушил огни: идет демонстрация кинофильма. Зрители, молодые и старые, знакомятся с историей целых государств и отдельных примечательных человеческих жизней. Кино не оставляет никого равнодушным.

Спешит по дорогам «уазик», мчит своим маршрутом: Красный – Крюково, Красный – Лонница, Красный… Трудно перечислить все населенные пункты, в которые доставляет фильмы машина Краснинской кинодирекции.

Начало декабря нынче выдалось дождливым: прямо как осень. Снег стал таять, дороги раскисли. В один из таких дней шоферу кинодирекции Виктору Ерофеенкову и фильмопроверщику Евгению Васильеву предстояло доставить в Мерлино новый художественный фильм. Одно невеселое воспоминание осталось у ребят от этой поездки. Часто буксовали, но все же выбирались из грязи, где сами, а где не без посторонней помощи. А вечером мерлинцы вовремя смотрели кино в своем просторном Доме культуры.

Виктор Ерофеенков делает все, чтобы доставить кино – один из видов искусства – в самую глухую деревню. Ездит в Смоленск «выбивать» новые фильмы сверх тематического плана. Зачастую не считается с выходными, когда этого требует работа».

Листаю пожелтевшие страницы газет, и не перестаю удивляться: когда наши родители, бабушки и дедушки все успевали? Днем трудились на полях, на фермах, а по вечерам успевали ходить на киносеансы. А ведь и дома было много работы! А вот из № 125 районки от 18 октября 1983 года я узнала еще имена киномехаников, которые радовали своих зрителей. В статье «Улучшить кинообслуживание населения» А. Стесяков, директор районной кинодирекции, пишет: «Кино любят все: от мала до велика, но не все посещают киносеансы. В этом можно убедиться, если проанализировать деятельность Краснинской кинодирекции за истекшие 9 месяцев. В целом кинодирекция выполнила план кинопосещаемости всего на 87,5%, а по валовому сбору – на 86,2%.

Но у нас есть киномеханики, которые из месяца в месяц выполняют планы, у которых фильмы демонстрируются при полном зале. Недавно кинодирекция и местком профсоюза подвели итоги социалистического соревнования киномехаников за 9 месяцев работы. Первое место присуждено киномеханику В. Миронченкову, который добился выполнения плана по валовому сбору на 166%. Второе место занял киномеханик А. Москалев, третье – Л. Валюженич. В сентябре первенство занял самсоновский киномеханик В. Прохоров. Неплохо работают киномеханики В. Евдокимов, супруги Голубевы, И. Аброськин.

Почему эти киномеханики из месяца в месяц выполняют планы? Да потому что они не ждут, когда им привезут картины, а едут за ними в Красный сами. Они беспокоятся за план, разъясняют зрителям воспитательное значение того или иного кинофильма.

В сентябре 20 киноустановок не выполнили своих планов. Краснинский кинотеатр «Дружба» выполнил план всего на 62%, гусинские киномеханики – на 58%, киномеханики станции Красное – на 87%. А ведь в этих населенных пунктах зрителей больше, чем, скажем, в Викторове, где планы выполняются. Чем объяснить такой парадокс? Только тем, что отдельные киномеханики не умеют работать со зрителями, не используют все средства пропаганды киноискусства.

В Краснинском кинотеатре «Дружба» хорошо рекламируют новые фильмы. Помощник киномеханика Евгений Васильев заблаговременно в фойе размещает репертуарный план на месяц, фото кадров из новых фильмов, красочно и за несколько дней вперед оформляет рекламы на улице. Перед началом сеансов показываются рекламные ролики. А план кинотеатр не выполняет из месяца в месяц. В чем причина, что многие киносеансы идут при пустом зале?

Многие краснинцы считают, что когда-нибудь новый фильм будет показан по телевидению, и нет необходимости идти сквозь ночь в кинотеатр. Такие зрители серьезно ошибаются. Дело в том, что большинство советских фильмов, если они сделаны по заказам Госкомитета по телевидению и радиовещанию, и все зарубежные фильмы по телевидению не показываются. Поэтому новые фильмы смотреть следует в кинотеатрах и клубах. А хороших фильмов у нас сейчас много.

Недавно в кинодирекции состоялось отчетно-выборное профсоюзное собрание. Выступившие на собрании киномеханики М. Журавлева, А. Москалев, И. Демидов, В. Прохоров вскрыли причины невыполнения планов кинопоказа в зимние месяцы. Оказывается, в зимних условиях не везде можно работать из-за холода в зрительном зале».

Уважаемые читатели! Это всего лишь небольшая часть истории культурной жизни нашего района. Думаю, что многие из вас, прочитав эту статью, вспомнят, как по вечерам, отложив в сторону домашние дела, спешили на очередной киносеанс. К сожалению, сейчас у нас в районе нет ни одного кинотеатра, да и в больших городах их количество тоже резко сократилось. Время диктует свое, и мы приспосабливаемся к новым условиям жизни. Но «живую», стрекочущую пленку современная «цифра» все равно заменить не в силах.

Елена Новикова

Для справки:

Международный день кино - праздник кинематографистов - работников этого удивительного искусства - и его любителей по всему миру.

Днём рождения кино считают 28 декабря 1895 года, когда в парижском кафе Люмьеры представили уже широкой публике первый в мире короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Это был первый фильм в истории кинематографа, который был показан публике за деньги. Кстати, его демонстрация вызвала настоящую панику у зрителей: они вскакивали с мест и убегали из зала, боясь, что приближающийся на экране поезд раздавит их…

В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это был фильм «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего семь минут.

С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от чёрно-белого до цветного, от плёночного до цифрового.

 

www.calend.ru