Медовый Спас

Последний месяц лета богат на праздники, главными из которых, безусловно, будут три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. И сегодня мы поговорим о Медовом Спасе

День 14 августа, на который приходится православный праздник Вынесения Честных Древ Животворящего Креста Господнего, известен у нас под множеством названий: Первый Спас, Медовый Спас, Спас на воде, Спасовка, Маковей, Лакомка, Медовый праздник, Пчелиный праздник. Также 14 августа начинается Успенский пост, посвященный Успению Святой Богородицы, который длится две недели. Но все же основное народное название этого праздника, по крайней мере в средней полосе России и лично по моему мнению, - Медовый Спас.

Это один из последних предосенних  праздников народной Руси, исстари  привыкшей  начинать с этого дня первый посев озимого хлеба. "Первый Спас - первый сев" - дошла до нас из глубины веков старинная пословица. "До Петрова дня взорать, до Ильина заборонить, на Спас засевать!"

Приведенные пословицы, приуроченные к Первому Спасу, ясно показывают, что этот день - один из земледельческих праздников, которые с древнейших времен справлялись,  по образному  выражению русских летописцев, всеми  народами, "сидевшими  на земле".

Русский народ издавна был не только  землепашцем, но и пчеловодом. Именно поэтому Первый Спас у нас на большей территории зовется еще и Медовым. В этот день начинали "ломать" первый мед на пчельниках. "На первый Спас и нищий медку попробует", - гласит пословица.

Утро этого дня начиналось  у пчеловода на пасеке. Он  старательно осматривал, осеняясь крестным знамением, все свои улья, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, "выламывал" из него соты и, отложив их в новую, не бывшую еще в употреблении деревянную посуду, нес в церковь. После обедни священник выходил  к  паперти  благословлять "новину" от вешних и летних трудов пчелы - "Божьей работницы" и начинал святить  принесенные соты. Дьячок  тут же собирал в заранее приготовленную посуду,  чаще это были деревянные корытца, "попову долю". Часть освященного меда отдавалась тут  же  нищей братии, поздравляющей пчеловодов с Первым Спасом - Медовым.

Затем праздник проходил у заботливого хозяина пчел: до вечерней зари  шла по пчельникам горячая работа. Вечером обступала каждый пчельник толпа ребят и подростков с чашечками, а то и  просто с сорванными поблизости широкими листьями "лопухов" - репейника. Это - охотники  до  сладостей, пришедшие получить от пчеловодов свою ребячью долю. Целый год ждала деревенская детвора Медового Спаса, знали, что не обделят в этот  медовый праздник ни  на одном пчельнике. Недаром  говорили: "Спасовка - лакомка". Хозяин щедрой рукой накладывал ребятам их долю из особого корытца, куда соскребал он  обломки сотов. А разлакомившись, ребята причитали:

"Дай, Господи, хозяину многие лета,

Многие лета - долгие годы!

А долго ему жить - Спаса не гневить,

Спаса  не  гневить,

                Божьих  пчел  водить,

Божьих  пчел  водить,

                        Ярый  воск топить -

Богу свечку , хозяину на прибыль,

Дому приращение,

Малым детушкам на утешение.

Дай,  господи,

                Хозяину отца-мать кормить,

Отца-мать кормить,

              Малых  детушек растить,

Уму-разуму учить!"

На следующий день после
         Первого Спаса пчеловод
         начинал заботиться об "ограбленной" им пчеле. В некоторых местностях с этих пор все цветы становятся беднее  "взятком", как это произошло у нас в этом году. Так что приходилось изредка подставлять к ульям в корытцах сыту (медовую жижу, сильно разбавленную водой) на прокорм Божьей работнице.

В некоторых местностях на Первый Спас устраивали так называемые "сиротские и вдовьи помочи". Работа помочью - работа за угощение. Как известно, грех работать во всякий праздник, однако не в этот день. Тем более не считалась грехом праздничная работа - "вдовья помочь", на которую сходились по большей части после обедни, до обеда. "На вдовий двор хоть щепку кинь" - гласит завет старых, стоявших ближе к Богу людей. Можно связать с этим изречением другое: "С миру по нитке - голому рубаха". С  сирот и  вдов много не просил  помогающий им люд за  свою работу на Первый Спас. Бывало даже и так, что не только помогал  им "мир", а  и сам наносил в избу всяких припасов.

 Еще одно название Первого Спаса - Спас на воде. Лично я считал это название, связанным с  принятием христианства в 988 году князем Киевским Владимиром Великим. Однако освящение воды, особенно колодцев, это глубинный обычай наших пращуров, уходящий корнями еще в дохристианские верования. Перед тем, как осуществить освящение, парни с мужчинами вычищали дно колодцев. Девушки плели веночки и  украшали ими колодцы, а в воду бросали аир и любисток, чтобы выгнать оттуда злые силы и помочь поселиться добрым духам. А в день праздника сюда направлялся поход - с колокольчиками, музыкой и  детворой, чтобы осуществить святочное событие - освящение воды. Именно в это время вода в реке считалась целебной, поэтому до восхода солнца купались, приговаривая: "Вода-студеница, очищала ты корни и камни, очисти и меня, крещеного". Конечно, такие слова уже говорились после крещения Руси.

Еще одно название Первого
         Спаса - Маковей, здесь уже
         главенствовал  мак. Накануне Маковея соблюдался такой обычай - из полевых и садовых цветов собирали букет, носивший название "маковийский цветок". Этот букет состоял из многих растений - мяты, чабреца, настурции, календулы, васильков и других огородных цветов. К букету добавляли маленький подсолнух, головки мака, колосья ржи и пшеницы, после чего перевязывали его красной лентой. Каждый цветок имел свое магическое значение - например, мята и календула оберегали от болезней, подсолнечник символизировал солнце, без которого невозможна жизнь на земле. Потом все растения освящали в церкви. К каждому цветочку имелось свое  обращение, передававшееся из века в век, от бабушек  к внукам. В давние времена освященный мак весной высевали на огороде, а засушенные цветы девушки вплетали в волосы - "чтобы не выпадали". Такой обычай и поныне соблюдается многими жителями украинских сел.

Следующее название праздника,  схожее с  предыдущим, относится к почитанию в этот день памяти семи братьев-мучеников Маккавеев и их матери  Соломии и носит название - Маккавей.

В 166 году до Рождества Христова жил в Иудее некий Елеазар, священник и законоучитель. Так вот он и семеро его учеников-братьев Маккавеи  Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл и с ними их мать Соломия были схвачены и доставлены к царю, который хотел заставить их есть свиное мясо, что было строго запрещено Богом  в Ветхом Завете. Никто не отступился от своей веры, и один из братьев сказал: "Мы готовы лучше умереть, чем преступить законы". Царь приказал  пытать их по очереди, чтобы все видели  мучения предыдущей жертвы. Несмотря на все издевательства, никто из братьев Маккавеев не отрекся от своей веры и не преступил Закона Божьего. Эти мученики почитаются в этот день во всех христианских церквях.

Ну,  и закончить этот рассказ  о Первом Спасе хочется  напоминанием: традиционная обрядовая еда в этот день - печеные коржи с маком и медом. Первый Спас считался детским и девичьим праздником, поэтому молодежь старалась не работать. Все обрядодействия сопровождались музыкой и танцами, песнями. После Первого Спаса не слышно уже было песен и гуляний. С этого дня начинался двухнедельный Успенский пост,  и   до осенних покровских свадеб, особенно обильных в хлебородные веселые годы, замолкали все деревенские певуны. Также считалось, что с этого дня на юг начинают улетать ранние перелетные птицы.

    Подготовил  В. Коршунов.

v