b_150_100_16777215_00_images_8_59.jpg

На этой неделе в рамках проекта «Духовный код земли Краснинской» мы посетили храм в честь Державной Иконы Божий Матери в д. Гусино и поговорили о нравственности с настоятелем Андреем Меньших.

- Отец Андрей, расскажите, что же такое нравственность?

Нравственность представляет собой взгляд человека на свои решения и поступки с точки зрения того, какими бы он хотел их видеть и какими бы они были, если бы зависели целиком от его воли и соответствовали идеальным представлениям.

Нравственность представляет собой единство индивидуального и всеобщего – выражает намеренно реализуемый личностный смысл жизнедеятельности человека и одновременно с этим имеет общезначимую, универсальную природу.

- Где мы встречаемся с нравственностью?

Начиная с Моисеевых заповедей. Не лжесвидетельствуй, не кради, не прелюбы сотвори – это нравственные законы? Почитай отца и мать – и счастлив будешь, и дни твои продолжатся на земле. Это нравственные законы, которые сохраняют человеческое общество. Поэтому у нас получается, что ряд людей, приходя в храм, молятся о сохранении себя и своих близких – чтобы удачно прошло лечение, чтобы поступить в тот или иной институт, удачно его закончить. «Помолитесь, батюшка, чтобы работа была удачная…» Это чисто нравственные вопросы.

И когда нередко священники подводят именно к духовности, то выясняется, что многие люди не то что не готовы, а даже порой и не хотят принимать законы духовности. Что можно сказать? Конечно, нравственность вплотную переплетается с духовностью; духовности без нравственности быть не может. Нравственность без духовности – может. У нас существует прекрасная поэзия, где о духовности ничего не говорится, но это прекрасно звучит. «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо» – вот вам чисто нравственное стихотворение. А когда мы берем стихи о Боге, о вечной жизни, тогда начинается духовность. Теперь давайте посмотрим, многие ли читают стихи, любят поэзию, связанную с жизнью небесной? Да нет, конечно. Больше нравятся стихи с простыми установками.

- Для чего необходима нравственность человеку?

Нравственность человеку необходима для духовной жизни, как начальные классы в школе. Я не могу стать десятиклассником, не пройдя начальные классы. Это естественно. Но я могу и зависнуть, могу стать второгодником в пятом или шестом классе. Иногда люди не могут выбиться из этих законов, не могут пойти дальше. И вот они мучаются, ходят годами в храм, начинают спрашивать батюшку, какие бы правила им взять, какой пост, чтобы духовно расти… Или впрямую спрашивают: «Батюшка, а я духовно расту? Ну что ж, иногда полезно расстроиться, потому что скорбь заставляет нас помнить о Боге. Обратите внимание: чем человек спокойнее живет в материальном мире, тем меньше он вспоминает о Боге, тем больше его как будто растаскивают. Вот так человека растаскивают материальные вопросы, заботы, и никакого духовного роста не получается, потому что духовный рост – это тяжелая работа над собой. И тем, кто работает, некогда спрашивать, им надо вкалывать, им стыдно, что эта работа не получается. И на любом приходе, если люди беспокоятся по самым главным заповедям…О чем говорит нам Господь? А мы в преддверии любого Великого поста читаем, что Господь говорит: Я был голоден, вы накормили Меня, Я жаждал, вы напоили Меня, Я был наг, вы одели Меня. Многие это как-то пропускают мимо ушей. Они ищут формы духовного роста в количестве поклонов или в том, чтобы не съесть кусок сыра во время поста. То есть возвращаются именно к чисто нравственным понятиям, оценкам.

Вспомним апостола Павла, который говорил: о Моисеевых заповедях между нами и говорить-то стыдно. Мы не сможем выполнять никакие заповеди Христовы, пока не перешагнем какие-то этапы. Когда мы слышим от некоторых людей реплики «а у вас в Церкви нельзя», то хочется сказать: да нет, ребята, у нас в Церкви можно, просто человек, когда духовно растет, естественно, отказывается от каких-то вещей. Естественно, от безнравственных вещей он отказывается сам, потому что это ему противно.

Количество поставленных свечек или годы пребывания в церкви (год, пять, десять лет) совершенно не говорят [о духовности].

Например, священник переодевается, белому священству разрешается ходить в гражданской одежде. Несерьезно, конечно, если он идет в магазин или провожает своего ребенка в бассейн, идти в священническом облачении, нет в этом необходимости. Он переоблачается в мирскую одежду и исполняет свои обязанности семьянина.

- Было ли это в старину на Руси?

 Да, было, очень хорошая была закалка раньше. Я помню, мальчишкой приезжал в деревню в гости, и меня очень удивляли местные мужики, которые в любую жару ходили в рубашках с длинным рукавом, застегнутые, а порой даже и в пиджаках. При этом они в этих же рубашках и косили, и дрова рубили. На мой вопрос (мол, жарко же, разденьтесь) они мне на полном серьезе отвечали: да что же мы будем людей-то смущать? Понимаете, в этой фразе всё. Не важно, в пиджаке ты, в рубашке или как. Само осознание, сама эта мысль – людей смущать – будет дисциплинировать человека. Поэтому мы не будем говорить, идти нам в ботинках или сандалиях, в пиджаке или в рубашке с коротким рукавом, – поставь для себя критерий: смущать человека, окружающих или не смущать.

Поэтому нравственность с этого начинается. Нравственность – это понятие не смущать окружающих.

Не быть смущением для окружающих. Это еще чисто человеческая ступень, еще мы не говорим о небесной, не говорим о спасении души. Говорим только о человеческих взаимоотношениях, о законе между людьми. Но это составная часть, которая просто необходима.

- С какими проблемами сталкиваются священники в вопросах нравственности?

- Священники сталкиваются с проблемой, когда мамы поощряют своих дочерей пожить без брака. Вот она переехала к своему избраннику – ну, пусть поживут, сживутся. Глядишь, распишутся. Это вызывает ужас. Священник говорит матери: «Как ты можешь согласиться, что твоя дочь живет как наложница?» – «Батюшка, сейчас же так модно, так принято»; и так далее. Это ужасно. Тут уже не то что о бездуховности говорим: значит, все годы хождения этой женщины в церковь прошли впустую.

- Можно ли назвать нравственность определенной ступенью перехода в духовность?

- Да, нравственность – такая ступень. Никто из нас не пойдет ни в какую духовность, если мы не переломим некоторые вещи, если не перешагнем их. Статистика говорит, что наша страна занимает ведущее место в мире по количеству абортов. Но, простите, в этом количестве абортов – православные христианки. И мамы, и дочки, и мужья, которые поощряют своих жен идти на аборт (или женихи). Ребята, о каком христианстве мы говорим, когда это самое элементарное, самое простое – не то что даже испытание, просто первая ступенька, а мы не можем на нее подняться? То есть по теории должно быть так: когда говорится, что в стране всплеск христианства, это значит, что должно быть сразу падение абортов, падение преступности. Но ведь такого не происходит.

Это безнравственность. Это еще не духовность, мы пока только говорим о нравственности. Поэтому, когда человек начинает спрашивать, как ему молиться, чтоб ему открылось его будущее или еще что-то, хочется сказать: ребята, давайте научимся платком носовым пользоваться. Мы еще этого-то не умеем, какое уж там уметь костюм сшить или носить костюм красиво. И вот так постоянно. Мы приходим к тому, что христианство – это образ мышления. Это не только образ поведения; и вообще не образ внешнего поведения. Это образ мышления. Думаю, если у меня ребенок выбирает какую-либо профессию, то как христианин я должен ему сказать: да, там ты заработаешь больше за счет того, что будешь лукавить перед людьми (не говорим даже обманывать людей). Но, выбрав эту профессию, ты сможешь послужить людям, а значит, у тебя есть шанс быть перед Богом оправданным, потому что есть профессии, которые могут располагать к лукавству, а есть те, которые не располагают. Конечно, мы не говорим, чтобы люди меняли профессии, но нужно помнить, что ты христианин. Да, приходили мытари и воины к Иоанну, спрашивали, что им делать. Он же не говорил: бросайте служить в армии, идите чем-то другим заниматься. Он им говорил: не клевещите, пользуйтесь тем, чем вам положено. Почему для наших служителей (чиновников, находящихся на тех или иных местах) христианство кончается, как только они приходят на место работы? Поэтому пока мы не перешагнем эти нравственные пороги, ни о какой духовности речи быть не может. Тогда для большинства людей церковь будет и начинаться, и кончаться просьбой: дай мне хорошую работу, вот я свечечку поставлю, чтобы у меня хорошо отдых прошел, чтобы на курорте все было хорошо. А на курорте такие же прохиндеи, как и ты.

Кто-то из писателей хорошо описывал, что у Чингисхана на стене висело изображение: змея, пожирающая свой хвост. Говорят, что он периодически смотрел на это изображение и говорил, что оно ему подсказывает, как правильно вести войско. Более примитивно рассказывают, что он говорил, будто никогда нельзя конное войско вести по обратному своему следу, иначе это будем напоминать змею: там, где все сожрано, коням и войску уже нечем будет питаться. Но общество порой напоминает этот знак. То есть люди, обманув другого, потом переходят в то место, где такие же будут обманывать тебя.

Сделаем выводы, что мы не сможем достичь духовной жизни, минуя нравственные ступени.

- Спасибо, отец Андрей, за познавательную и интересную беседу.

Беседовала Анна Губернаторова

b_150_100_16777215_00_images_6_79.png

 При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива - 2022»