b_150_100_16777215_00_images_6_73.jpg

Несмотря на экономические трудности, в первые годы после войны в истории Смоленской епархии начался плодотворный период, связанный с ростом приходов, строительством новых церквей, возникновением учебных заведений и благотворительных учреждений. Этот процесс не обошел Красный и уезд.

В первой половине XIX столетия в уезде построены каменные храмы: Преображенский в селе Болваничи (1823), Покровский в селе Покровское (1824), Нерукотворного Образа в селе Свиридово (1825), Преображенский в селе Червоное (1838).

В Красном на средства протоиерея А.Крапухина в 1838 г. была построена церковь во имя преподобного Авраамия Смоленского.

Деревянные храмы появились в селах: Троицкий в Жерновке (1822), Успенский в Прилепово (1833), Одигитриевский в Букино (1836), Казанский в Сорокино (1838), Одигитриевский в Сырокоренье (1840), Никольский в Трегубово (1841), Никольский в Стрегимово (1843), Рождества Богородицы в Крюково (1846).

Во второй половине XIX в. строительство церквей продолжалось. В Красном возвели один каменный храм во славу Преображения Господня (1871). При местном тюремном замке в 1859 г. на средства, собранные служащими, была построена каменная домовая церковь в честь Святой Троицы.

О церквях уезда известно следующее. Были выстроены храмы: Знаменский в селе Ивкино (1851), Троицкий в селе Мигновичи (1859), Нерукотворного Образа в селе Ново-Михайловское (1863), Преображенский в селе Самсоны (1864), Покровский в селе Сорокино (1864), Духовской в селе Досугово (1866), Петропавловский в селе Марково (1866), Успенский в селе Селец (1868), Покровский в селе Толстики (1870), Афанасиевский в селе Залужечье (1877), Успенский в селе Колесники (1881), Александра Невского в селе Палкино (1881), Преображенский в селе Каблуково 91893), Никольский в селе Голосово (1895), Троицкий в селе Жерновка (1898), Преораженский в селе Зверовичи (1900).

Всего за XIX столетие в Красном и уезде появилось 40 церквей (12 каменных и 28 деревянных). Для сравнения скажем, что в других уездах Смоленской губернии количественное соотношение возведенных каменных и деревянных храмов было следующим (данные взяты по Рославльскому, Ельнинскому, Поречскому и Духовщинскому уездам).

Возведение церквей в ХIХ в. на территории Ельнинского, Духовщинского, Краснинского, Поречского и Рославльского уездов Смоленской губернии

 

Уезд

Количество каменных храмов

Количество деревянных храмов

Всего

1

Ельнинский

16

13

29

2

Духовщинский

33

10

43

3

Краснинский

12

28

40

4

Поречский

20

11

31

5

Рославльский

21

18

39

 

Из представленной таблицы видно, что в Краснинском уезде за XIX столетие было выстроено значительное количество храмов, так что уезд уступал по данному показателю только Духовщинской земле. Однако, если в духовщинском уезде преобладало каменное храмостроительство, что свидетельствует о высоком экономическом уровне уезда, то на Краснинской земле больше было выстроено деревянных церквей. Это, на наш взгляд, показывает, что экономическое развитие уезда уступало другим регионам Смоленщины.

Как и в XVIII столетии, храмы строились на средства прихожан и частных благотворителей. Из 40 зданий 26 возведено на деньги помещиков, 10 – на пожертвования прихожан, одно на средства купца, три – духовными лицами.

Дворяне выстроили девять каменных и 17 деревянных храмов, духовные лица – один каменный и два деревянных, представители купечества – один каменный, прихожане – два каменных и восемь деревянных.

К началу XX в. Возведение церквей в Краснинском уезде в основном завершилось. С 1901 по 1917 г. на территории уезда было построено лишь два молитвенных здания. Это деревянные храмы: Никольский в селе Глубокое (1909) и Георгиевский в селе Егорье (1912).

Вторая половина XIX – начало XX в. характеризуются как период активной деятельности приходов Смоленской епархии в деле образования, благотворительности и социального служения местному населения.

Смоленская епархия приняла деятельное участие в развитии начального образования в губернии. К началу XX столетия в Краснинском уезде было 12 церковно-приходских школ и 44 школы грамоты.

Важным направлением просветительской деятельности Церкви во второй половине XIX – начале XX в. было открытие приходских библиотек. Библиотеки основывались на средства прихода, располагаясь в церковных помещениях – сторожках, приходских школах или в специально выстроенных для этой цели домах. Значительное количество читален было открыто и в краснинском уезде.

Благотворительная деятельность изначально присуща Русской Православной Церкви. Она была ее признанием к социальному служению и действенной любовью к каждому человеку. Одной из форм благотворительности духовенства являлось призрение обездоленных, сирот и инвалидов. Для этого при церквях открывались богадельни. Необходимо подчеркнуть, что Краснинский уезд был в числе уездов, население которых проявило наибольшую активность в учреждении приходских богаделен. Необходимо подчеркнуть, что Краснинский уезд был в числе уездов, население которых проявило наибольшую активность в учреждении приходских богаделен.

В начале ХХ столетия богадельни имелись в следующих селах Краснинского уезда: Волково, Крюково, Мерлино, Сырокоренье, Глубокое, Сорокино, Зверовичи, Марково, Трояны, Миганово, Ново-Михайловское, Досугово, Герчики28.

Особенным видом социального служения Церкви во второй половине ХIХ – начале ХХ в. являлось окормление заключенных в местах лишения свободы. Основой этой деятельности была нравственная работа с узниками. Для этого при тюрьмах имелись храмы, некоторые из которых были устроены на деньги благотворителей. Там, где не было церквей, богослужения совершались в специально отведенных комнатах. Храмы имелись также в уездных тюремных замках. Их насчитывалось 11 (по числу уездов, не считая Смоленский). Некоторые из церквей появились благодаря стараниям священнослужителей (в городах Духовщины и Ельня), а также на личные пожертвования членов тюремных комитетов. Богослужения в храмах совершали как специально назначенные туда священники (города Белый, Гжатск, Духовщина), так и причты городских соборов. Духовенство города Красного не оставляло без пастырской заботы и попечения людей, заключенных в местном тюремном замке. На территории тюрьмы находилась церковь в честь Святой Троицы, в которой служил священник Екатерининского собора. Отправление обрядов, молитвы, беседы на религиозно-нравственные темы, несомненно. Влияли на души и умы этих людей, вносили определенный положительный вклад в их исправление.

С 1929 г. по 1940 г. на территории, ранее занимаемой Краснинским уездом, закрывались церкви. В г. Красном в 1931 г. была закрыта Преображенская церковь, в 1935 г. – Екатерининский собор и Успенская церковь, в 1937 г. – Никольский храм. Когда была упразднена тюремная Троицкая церковь, неизвестно.

С 1929 по 1940 г. на территории, ранее занимаемой Краснинским уездом, закрыты следующие храмы: Ильинский в селе Трояны (1929), Покровский в селе Толстики (1930), Покровский в селе Сорокине (1930), Нерукотворного Образа в селе Ново-Михайловском (1930), Успенский и Покровский в селе Палкине (1930), Никольский в селе Стегримове (1931), Одигитриевский в селе Сырокоренье (1931), Никольский в селе Сусловичи (1931), в честь иконы Богородицы «Троеручица» в селе Носкове (1931), Успенский в селе Мерлине (1931), Рождества Богородицы в селе Крюкове (1931), Преображенский в селе Досугове (1931), Никольский в селе Усадище (1932), Нерукотворного Образа в селе Свирове (1932), Успенский в селе Колесники (1932), Знаменский в селе Ивкине (1932), Троицкий в селе Герчики (1932), Одигитриевский в селе Букине (1932), Духовской в селе Досугове (1933, Троицкий в селе Погост (1933), Успенский в селе Селец (1933), Духовской в селе Высоком (1933), Преображенский в селе Зверовичи (1934), Преображенский в селе Каблукове (1934), Владимирской иконы Богородицы в селе Мошевом (1934), Успенский в селе Максимовском (1934), Преораженский в селе Сырокоренье (1936), петропавловский в селе Маркове (1936), Афанасьевский в селе Залужечье (1936), Успенский в селе Соболеве (1937), Преораженский в селе Самсоны (1937), Ильинский в селе Ярковичи (1937), Преображенский в селе Юры (1937), Преображенский в селе Червоном (1937), Никольский в селе Трегубове (1937), Никольский в селе Зверовичи (1937), Успенский в селе Прилепове (1937), Духовской в селе Ивановском (1937), Никольский в селе Глубоком (1937), Вознесенский в селе Мигновичи (1937), Преображенский в селе Болваничи (1937), Рождества Богородицы в селе Викторове (1938), Преображенский в селе Волкове (1939), Покровский в селе Покровском (1939), Троицкий в селе Жерновка (1940). Сведений о том, когда были закрыты церкви в селах Княжное и Щелканово, автором данного исследования не найдено. В «Книге учета церквей» есть данные, что указанные храмы на 1938 г. использовались как колхозные клубы.

Таким образом, перед Великой Отечественной войной на территории Краснинской земли не осталось ни одного действующего храма, а в самой епархии существовали только четыре церкви.

Рафаил (Ивочкин), иеромонах

b_150_100_16777215_00_images_6_79.png

При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива - 2022»