b_150_100_16777215_00_images_17_38.jpg

2 октября 2022 года в 11 часов в деревне Алтуховке в усадьбе кошевого И.В.Павлова состоялся Круг Смоленского казачьего округа, на котором атаман В.А. Анищенков зачитал приказ о создании казачьего хутора в поселке Красный.

В настоящее время на территории Смоленской области осуществляют свою уставную деятельность общественные организации казаков, относящие себя к Центральному казачьему обществу, Союзу казаков России, а также самостоятельные объединения казаков – например, Соленский казачий округ

Казачьи станицы и хутора есть в Смоленске, Вязьме, Гагарине, Дорогобуже, Кардымове, Рославле, Сафонове, Ярцеве, Красном и других населённых пунктах области.

Цели казачьих объединений – возрождение, дальнейшее становление и укрепление казачества как самобытной культурно-исторической общности людей на основе православия, казачьих обычаев, традиций и быта, духовное и патриотическое воспитание молодёжи.

Сегодня растёт число людей, желающих вступить в казачье братство, участвовать в его деятельности.

Смоленское казачество заявляет о себе прежде всего гражданской активностью, патриотическим настроем и разносторонней общественной деятельностью.

Казачество во все времена черпало свою силу в православной вере, и в настоящее время казаки - участники церковной жизни.

Члены Смоленского областного союза казаков участвовали в восстановлении церкви святой Казанской иконы Божьей Матери в деревне Рай, строительстве церкви всех Святых, в земле Смоленской просиявших в городе Смоленске. Ими установлены поклонные кресты у Соловьёвой переправы и в поселке Смогири. Восстановлен памятник героям-казакам атамана Платова.

Важное место в работе Смоленского областного Союза казаков занимают вопросы пропаганды культуры, обычаев, традиций казачьей жизни. Особую роль в этом играет казачий ансамбль Ермак, носящий высокое звание народный.

Ансамбль выступает в районах Смоленской области и за её пределами, участвует во всех праздничных мероприятиях, проводимых в Смоленске, в том числе Днях славянской письменности и культуры, Днях национальных культур.

В Краснинском районе в казачьем хуторе при Смоленской станице состоят трое казаков, атаманом хутора является Игорь Анатольевич Андреенков, казак Николай Филиппович Думитраш состоит на должности походный атаман Смоленского казачества, и заместитель атамана Смоленского округа по военно-патриотическому воспитанию, спортивно - массовой работе союза казаков Смоленского казачьего округа и казак Барсуков Александр Владимирович.

Казаки Краснинского хутора при Смоленской станице являются Терскими казаками. Они носят чёрный мундир, светло-синий кант, светло-синий погон, черная со светло-синим околышем фуражку. Справу (форму одежды) казаки приобретают за собственные средства.

Казачество в нашем районе еще набирает обороты. В настоящее время рассматриваются новые кандидаты для вступления в Краснинский казачий хуторе при Смоленской станице.

 

Многие задаются вопросом: - Откуда на Смоленщине казаки?

Ответ на этот вопрос мы нашли в статье краеведа Юрия Шорина.

В связи с возрождением казачества и появлением казачьих станиц в Смоленской области не раз приходилось слышать недоуменный вопрос: Какое отношение казачество имеет к Смоленщине?! Не было у нас никогда казаков!

- Что тут можно сказать? Ответ один: были у нас казаки! И более того, Смоленщина – один из истоков русского казачества. Да-да, именно так!

Не буду углубляться в исследование теорий зарождения казачества, этнических характеристиках и прочем. Это сложный вопрос, еще плохо изученный исторической наукой. Однозначно можно утверждать, что в русских летописных источниках казаки упоминаются, начиная с середины XV века. Причем тогда были два территориальных образования казачества – черкассы (запорожские казаки) и рязанские казаки, которые жили на южных границах Рязанской земли, в верховьях Дона. Предположительно, от рязанских казаков позднее пошли казаки донские.

Еще одним старейшим территориальным образованием русского казачества стала Смоленская земля, впервые «смоленские казаки» упоминаются ровно 500 лет назад – в 1520 году! Стоит пояснить, что тогда Великое княжество Московское вело длительные и упорные войны с Великим княжеством Литовским за обладание смоленскими землями. Боевые походы, сражения продолжались с небольшими перерывами с 1487 по 1537 год, то есть полвека! В 1494 году Москва завоевала Вязьму, в 1500 году - Дорогобуж, затем была череда походов на Смоленск, завершившихся взятием города в 1514 году. Вот на этой-то опустошаемой непрерывными войнами западной окраине Московского государства и появились казачьи отряды, которые стали называть «смоленскими».

11 июля 1520 года смоленский воевода и наместник Иван Васильевич Шуйский получил послание из-за границы от наместника литовского города Орши князя Федора Ивановича Жеславского о том, что в Москву от короля польско-литовского государства Сигизмунда выехало посольство. На время переговоров литовские власти предлагали установить добрососедские отношения и не совершать нападения друг на друга. Казакам, жившим вблизи смоленского рубежа, было велено не ходить в пределы Московского государства, «шкоды и зацепки не чинити». Оршанский воевода упрекает, что в ответ «с Петра святого на субботу, некоторые казаки смоленскии, подшод к Орши злодеем обычаем, в ночи, взяли два мерина слуг моих, и гонилиси за ними горячим следом до святого Климентиа (имеется в виду монастырь св. Климентия вблизи Смоленска)». Князь Жеславский просил «тех лихих людей доискать» и покарать, а меринов вернуть».

Таким образом, смоленское казачество, исходя из строго документированных источников, является одним из древнейших территориальных образований русского казачества. В силу геополитического положения Смоленского края, находившегося в центре противостояния Москвы и западных держав, история смоленских казаков была недолгой и прерывистой. Судьба казачьих станиц XVI века нам неизвестна, в целом письменных источников по истории Смоленщины этого времени сохранилось крайне мало. В первой половине XVII века, в эпоху масштабных войн с Речью Посполитой, в Смоленском крае появляются городовые казаки (во всех городах) и грунтовые казаки (служившие за поместья, «грунты»). Этот этап истории смоленского казачества завершился к концу XVII века, когда казаков Смоленщины поверстали, то есть отправили на службу, в рейтарские и драгунские полки. Кроме того, постоянную гарнизонную службу в Смоленске второй половины XVII – XVIII веков несли донские казаки, которые образовывали в городе целые слободы – Донщины. Многие из этих донских казаков осели в Смоленске, их потомки и доныне живут здесь.

Так что Смоленский край имеет самое прямое отношение к истории русского казачества.

Возрождение казачества в современной России, на мой взгляд, является одним из проявлений национального самосознания нашего народа. В казачестве находит свое выражение две центральные идеи – вольности и служения Отечеству. Как это всё у нас будет уживаться, покажет только историческая практика. Современное казачество разнообразно по взглядам, убеждениям, так же, как все мы. Среди современных смоленских казаков я знаю много достойных людей. Казачьи сообщества – станицы – могут возникнуть и возникают везде, где есть желающие следовать казачьим традициям. Это главное и основное условие для появления казаков. Так было изначально, так есть и сейчас. И не нужны для этого Дон или Кубань.

Подготовила Ирина Губернаторова

В статье использовался материал сайта https://smolgazeta.ru