С чего начинается жизнь прихода?

b_150_100_16777215_00_images_8_1.jpg

Возможно, с чистого листа или с чистого поля. Или с желания нескольких людей, наконец-то вернуть, когда то утраченное единение с Богом.

Гусинский приход расположен в 60 километрах от города Смоленска в направлении на границу с Белоруссией по Москва-Минской трассе. В полукилометре от трассы расположен сам поселок Гусино, а рядом протекает река Днепр. Сам же приход занимает небольшую часть Краснинского района – от деревни Варечки до трассы Москва -Минск, а по трассе от деревни Липово до границы с Белоруссией. Территория обширная со многими деревнями и поселками. По данным Гусинского муниципального образования на 1 января 2006 года население прихода составляет 5177 человек. Большую часть населения составляют военные из двух воинских частей расположенных на небольшом отдалении от п. Гусино. А сам воинский городок расположен почти в центре поселка. Места здесь очень живописные, особенно вдоль реки Днепр, и по дороге от п. Гусино в пгт. Красный, где много лесных массивов, иногда прилегающих прямо к дороге. Многие из смолян приезжают сюда за ягодами и грибами, да и просто отдохнуть, искупаться в озерах, половить рыбу. Еще земля Краснинская богата многими историческими событиями, произошедшими здесь во времена 1812 года и в 1941-1945 годах. Эти события описаны во многих книгах.

История Прихода

Приход в поселке Гусино открыт по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла Митрополита Смоленского и Калининградского(ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) 15 сентября 1998 года. По просьбе прихожан поселка Гусино, и в ответ на их письмо, с указом «организовать приходскую жизнь», на приход был прислан молодой священник Андрей Меньших. Само понятие «организовать приходскую жизнь», означает гораздо больше, чем построить Храм, или собрать людей для молитвенного общения. Это понятие означает всю совокупность обязанностей, трудов, которые должен был понести священник вместе с прихожанами, для создания новой жизни прихода, способной изменить сознание людей и их жизнь.

Как оказалось позже, приход на этой земле уже был.

Из воспоминаний Иерея Андрея Меньших, Настоятеля прихода с 1997 года: «Только через несколько лет службы на приходе я узнал, что до войны на берегу Днепра, рядом с поселком Гусино был деревянный Храм в честь пророка Илии. В этом Храме, по словам одной прихожанки, служил Священник Александр. Матушку его звали Мария, а сына Анатолий. Батюшка был репрессирован, а матушка долгое время жила на приходе, ожидая хоть какой -то весточки от него, но заболела и вскоре умерла. В деревне Гусино работала церковно-приходская школа, в ней учился будущий Герой Советского Союза Киргетов Исаак Ананьевич.

Храм вначале использовался под школу, но так как за ним перестали смотреть, быстро пришел в негодность.
Во время Великой Отечественной войны Храм был уничтожен немцами, так как являлся ориентиром для наводки орудий. Однажды меня попросили пособоровать больную, умирающую женщину. Она оказалась певчей Храма пророка Илии и рассказала много интересного. Оказалось, что при Храме была большая община, хор 8, а иногда 10 человек. Отец Александр был очень добрым человеком, внимательным, и любящим свою паству. Часто батюшка устраивал скромные трапезы и чаепития, обычно на Двунадесятые и Великие праздники. На трапезы все приносили, что у кого есть. Народ очень любил своего пастыря, и всячески ему помогал. Еще, один пожилой человек говорил, что возле Храма было небольшое кладбище, где были похоронены все настоятели и какие-то выдающиеся люди прихода. Но при Советской власти оно было снесено таким образом, чтобы его нельзя было обнаружить. Какие иконы и святыни находились в Храме и куда исчезли, не известно. Возможно, кто-то из прихожан что-то сохранил, но прошло слишком много времени, и наши поиски не принесли результата. Место, где располагался Храм, называется деревня Гусино, и там было около 400 домов. В настоящее время их осталось около 20. После войны, на месте храма один человек построил себе дом, несмотря на протест людей. Через несколько лет его семья распалась, а он покончил жизнь самоубийством. Бог поругаем, не бывает. В настоящее время на месте Храма пустырь, который будет огорожен, и там будет установлен памятный крест», Действительно приход на этой земле уже был. Это подтверждают и данные из Смоленского архива, которые нам удалось найти.

Из воспоминаний прихожанки прихода Васильевой Любовь Анатольевны о первых шагах и усилиях по устройству и организации приходской жизни: Вначале, хотелось бы привести здесь стихотворение, с которого и началась приходская жизнь, и было выбрано название прихода поселка Гусино:
Святой Николай.

Когда Государь Император
Смиренно отрекся от трона,
Он вымолил Божию Матерь,
Взять власть над страной и корону.
Боярской изменой обманут,
Освистан глумливой толпою,
Он, зная грядущее, плакал
Над Русскою горькой судьбою.
Он, помня былое, молился
И, падая ниц пред иконой,
Не скорбь свою вылить стремился,
Просил за Россию с поклоном.

Забыв о супруге, о детях,
О милом больном Алексии,
О муках грядущих, о смерти,
Со вздохом просил о России.
Февральская вьюга свистела,
Гармоника пьяно стонала,
За окнами, корчась, хрипела
В агонии смертной Держава.
Боролись за власть генералы,
Победою немец хвалился,
Чернь пьяная кровью гуляла,
И лишь Император молился.

Приходят суровые годы,
Грядет безутешное время,
Кто выдержит эти невзгоды,
Кто вынесет тяжкое время?
Не будет отца у народа,
Вампиры страной будут править,
Народ отречется от Бога,
И Бог их во гневе оставит.
Но Ты, Милосердная Мати,
Детей своих падших, заблудших,
Исторгни из адских объятий,
Взыщи их погибшие души.

Спасай, Госпоже, их и милуй,
Когда отступают от Бога,
Спасай их, когда они гибнут,
И сами спастись уж не могут,
Грехами Тебя прогневляют,
И горе одно лишь приносят.
Спасай их, когда они сами,
Спасенья себе уж не просят,
Верни мою Родину Богу,
От уз сатанинских избави,
Сердца, помраченные злобой,
Смягчи, к покаянью направи.

Смыкались усталостью вежды,
Но скорбь ото сна пробуждала.
Боролась с уныньем надежда,
И к жертве любовь призывала.
И вновь за народ на коленях,
Уже не правитель, не Царь,
За Русскую молиться землю,
Раб Божий, святой Николай.

Архидиакон Роман (Тамберг)

Икона Божией Матери «Державная»

В феврале 1917 года, накануне отречения Императора Николая от престола и, следовательно, конца Самодержавия в России, в Москве была явлена икона Божией Матери, именуемая «Державная», по времени явления чудотворная икона, включенная в число общерусских чтимых святынь. Какие еще свидетельства нужны? Вот явное знамение тому, что Божия Матерь не оставила Россию в эти страшные годы.
Она всему миру показала, что отныне Она является Державной Правительницей России, и держит судьбу страны и народа Российского в своих руках. И отныне с момента явления этой иконы Россия всецело поступила в удел ее – Матери Божией.
Мы долго не знали, в честь кого устроить Храм и как будет называться наш приход. Но когда сразу несколько прихожан одновременно принесли на первый водосвятный молебен, который мы решили отслужить возле полуразрушенного здания бывшей амбулатории, иконы «Державной» Божией Матери и стали просить, чтобы приход назывался именно так, то сомнений не осталось.

8 октября 1997 года приходу было передано, по нашей просьбе, главой Администрации Краснинского района Дроздовым Владимиром Васильевичем здание бывшей амбулатории в аварийном состоянии. Единственное свободное и хоть чем-то пригодное здание. Размеры здания: 24 метра длина, 6 метров ширина. Здание щитовое обложено белым кирпичом. Мы все вместе с нашим пастырем трудились, чтобы сделать это здание пригодным для совершения Богослужений. Ломами выбивали перегородки кабинетов, выносили мусор и доски, закладывали кирпичом лишние окна. Первая Литургия на приходе была совершена в конце ноября 1997 года. Тогда еще не везде был пол. Отопление было вырвано с корнем. Сухая штукатурка с потолка падала на голову во время службы. Вместо свечной лавки кусок ДСП, лежащий на кирпичах. Вместо престола стол, покрытый красным материалом.

Силами прихода это здание за 2 года было приведено в надлежащий порядок: отремонтирована крыша, окна, двери, сделано печное отопление, две арки для поддержки потолка, электропроводка, временный иконостас. Была приобретена вся необходимая для Богослужений утварь.

В это время и был создан проект будущего храма, который должен был быть построен в будущем. Это был проект деревянного Храма на 400 человек.

В 1999 году проект был утвержден Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. 27 мая 2001 года по благословению Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Епископом Балтийским Серафимом было освящено место под строительство Храма в п.Гусино. Была отслужена Литургия в молитвенном доме, и крестным ходом все отправились на место для строительства, где и было совершено освящение. В крестном ходе участвовало 80 человек. В этом же году отец Андрей заложил фундамент нового храма»

Настоятель прихода Андрей Меньших

Из воспоминаний Настоятеля прихода иерея Андрея Меньших:

b_150_100_16777215_00_images_8_2.jpg

Приехал я на приход на электричке Смоленск-Орша. Вначале пошел в сельсовет к главе администрации п. Гусино. Нашел Главу, представился и показал указ Митрополита Кирилла о назначении на приход. Ответ был очень простым и безучастным: «Вас назначили, работайте». Матушка была на 9-м месяце, скоро должна была родить. Я начал ходить по поселку, знакомиться с людьми, узнавать, где можно снять квартиру. Оказалось, это сделать не очень просто. В военном городке, где располагалось 5 пятиэтажек, свободных квартир не было. И в частном секторе поиски тоже результата не дали. В течение месяца я ездил на приход на электричке из Смоленска. Пробовал решить вопрос с жильем и с местом для совершения Богослужений. Одна женщина – Черемных Ирина Алексеевна, с которой я познакомился сразу после приезда на приход, помогла мне решить вопрос с жильем. Как только освободилась одна из квартир, мне сразу сообщили, и я пошел ее смотреть. Это была трехкомнатная квартира в пятиэтажке на первом этаже. Пустая, без мебели, штор, и некоторых стекол на окнах. Цена было очень высока, но другого выхода не было. Матушку перевез на следующий день. Теща дала пару подушек и одеял. Матушка привезла небольшую сумку своих вещей. У меня все вещи после окончания семинарии были на мне, плюс несколько тетрадей и десятка три книг.

Машину для переезда нанимать не пришлось, приехали на электричке.

Спали на полу. На следующий день прихожане принесли односпальную старую кровать, стол, ковер и старинный шкаф. Так и начали жить. Я написал объявление о том, что состоится водосвятный молебен возле выпрошенного за месяц у главы администрации района здания бывшей амбулатории, находившегося в аварийном состоянии. Другого здания не нашлось. На первый молебен пришло 70 человек. Многим было интересно посмотреть, было любопытно. Потом стали ходить только те, кому это было действительно нужно. Те, кто не хотел молиться и помогать, придумывал разные причины, чтобы не ходить, то нельзя в амбулатории служить службы, то батюшка неправильно служит (хотя никогда не видели, как надо). Пока копили и собирали деньги на сосуды для Богослужений и хотя бы одно облачение (около месяца) служили молебны, панихиды, даже состоялось одно первое крещение. Получив от Митрополита Кирилла антиминс (плат с изображением Спасителя, снятого с креста, с частичкой мощей, который дает право совершать главное таинство церкви-литургию) я назначил первую литургию, которую мы должны были совершить в нашем аварийном здании. Первую литургию начал петь и служить сам, было очень сложно это делать, но народ стал потихоньку подпевать, и выяснилось к следующей службе, что у нас будет небольшой хор из трех человек, которые хоть как-то смогут помогать мне совершать Богослужение. Матушка уехала рожать первенца, а я выпросил в духовном училище двух студенток (будущих регентов) и совершил с ними богослужение, чтобы наш «хор» посмотрел, как что должно петься. Начали срочно делать отопление, полы, потолки – все, что можно было сделать к зиме. Часто, а даже обычно все делалось в долг. Было неимоверно тяжело все начинать сначала, но Господь всегда по нашим молитвам давал нам небывалый оптимизм и силу, чтобы мы могли без уныния с усердием совершать наше служение и нашу войну против духов злобы поднебесной, за души людей. Эта война не утихала ни на минуту, противодействие нашей деятельности ощущалось неимоверно сильно, оно осуществлялось по-разному, но цель его была одна – все разрушить.

Пожар

Из воспоминаний прихожанина прихода Орлова Виталия Ивановича:

«Для меня самый запоминающийся момент из жизни прихода – это 8 декабря 2001 года, когда на приходе произошло трагическое событие. Через полчаса после окончания вечернего Богослужения в 19-30 произошел пожар в молитвенном доме. Я прибыл на пожар, когда уже горела половина здания, отец Андрей уже был там. Пожарная машина приехала почти через час после начала пожара. (Ближайшая пожарная машина находится за 18 километров от Гусино, в
пгт. Красный). Кроме того, машина приехала без воды. Пожарные поехали в военный городок за 500 метров, чтобы набрать воды. Прибыла и вторая пожарная машина из воинской части, но казалось, что тушить бесполезно. Собралось много людей. На дороге остановились все машины. Люди подходили и спрашивали: «Чем можно помочь». Вообще говорили, что пожар был виден за 18 километров, в пгт. Красный. Пожарные попросили написать, что они приехали очень быстро. Написали причину пожара – «неправильное устройство дымоходов», хотя я сам ремонтировал печку и дымоход, штукатурил трубу. Совершенно точно, что такая причина определена неправильно. Пожар по такой причине был невозможен. Скорее всего, это была кража с поджогом. В Храме находилось 8 очень старых, писаных икон, которые отец Андрей собирал несколько лет по всему приходу и за его пределами. Думаю, что это и явилось причиной случившегося. В милиции нам сказали, что необходимы фотографии икон, для того, чтобы их сверить с каталогом «редких икон». Фотографии икон были, но в каталоге их не оказалось, поэтому дело было закрыто. Для всех нас, кто по крупицам собирал все, что находилось в молитвенном доме, это был очень сильный удар.

Из воспоминаний Настоятеля прихода Иерея Андрея Меньших:

«Очень непросто это вспоминать. Я узнал о пожаре от одной прихожанки, которая прибежала ко мне домой и сообщила о пожаре. Выбежав на улицу, я увидел соседа в машине. Сразу сел к нему в машину и попросил довезти до молитвенного дома. Подъехав как можно ближе, я подбежал к молитвенному дому. Сначала открыл боковую дверь, но оказалось, что огонь прошел уже дальше. Я подумал, что если врата в иконостасе закрыты, то я смогу спасти все, что в алтаре. Проникнуть в алтарь можно было только через окно с железной решеткой. Я руками разбил стекло и выдернул рамы. Крикнул, чтобы мне принесли лом. Присмотревшись, я увидел, что балка перекрытия сверху горит, и может обрушиться крыша. И к тому же, все в алтаре уже истлело. Сразу стало понятно, что спасти ничего не удастся. Я отошел и стоял поодаль, смотрел, как тушат здание молитвенного дома. Было жаль, что ничего нельзя сделать. У всех был один вопрос: «Как теперь сложится жизнь прихода дальше?» Я подумал, что можно будет договориться с Администрацией, и пока временно служить в сельском клубе. Утром в воскресный день прихожане пришли на Богослужение и увидели только фундамент и обгорелые кирпичи. Я вместе с алтарником Сергеем (будущим семинаристом) собрал все обгорелые остатки книг, икон и другой утвари. Целым остался только священнический крест, который я оставил в алтаре после Богослужения. Чудо заключалось в том, что этот крест, как и дарохранительница и напрестольные кресты и многие другие вещи, сделанные из металла, мог расплавиться от высокой температуры, но такого не случилось. Этот крест впоследствии будет выставлен в нашем Храме как свидетельство этого чуда. Ситуация была очень сложная. От нового Храма, который строился в поселке, был только фундамент. Пришлось за время до Рождества Христова провести переговоры с администрацией и уговорить их, что необходимо временно совершать Богослужения в клубе.

Конечно, никто не знал, что это «временно» растянется на 3 года. Кроме того, пришлось делать временные подсвечники, аналои, престол, жертвенник и многое другое. Первое богослужение в клубе мы отслужили на Рождество Христово 2002 года, почти через месяц после пожара».

И все началось сначала

Из воспоминаний прихожанки Орловой Ларисы Аркадьевны:

b_150_100_16777215_00_images_8_3.jpg

«Несмотря на все трудности и то, что многие перестали ходить на Богослужения и вообще участвовать в жизни прихода, мы все объединились. Общину стали составлять люди, очень преданные приходу, готовые пойти со своим пастырем до конца, служить Богу в любых, самых трудных условиях. С 8 декабря 2001 года до 6 января 2002 года было сделано очень много.

Все прихожане собирали пожертвования, для того, чтобы купить одно облачение и сосуды для совершения Литургии. Отец Андрей взял благословение у Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на временное совершение Богослужений в сельском клубе. Договорился с Администрацией поселка о временной аренде клуба. За это время были сделаны аналои, песочные подсвечники, столы для свечной лавки и панихид, престол и жертвенник, все из реек и ДВП. Нашли немного материала. Принесли иконы, Евангелие, псалтырь, часослов, все, что было пригодного для службы у нас дома. Первое Богослужение совершили на Рождество Христово 2002 года.

Возможно было совершать в клубе только Литургии, так как по вечерам в клубе постоянно проходили дискотеки. Кроме того, за ключом от клуба необходимо было ездить, за 6 километров от Гусино к начальнице клуба, а потом отвозить его назад. Но и это еще не все. Каждый раз, когда должны были состояться ночные службы (на Рождество и Пасху) возникали конфликты из-за того, что в это время должны были проходить дискотеки.

Иконы, сосуды, облачение, все накидки, Евангелие, Апостол, свечную лавку (свечи, книги, иконки, крестики, и т.д.) и все остальное необходимое для службы батюшка складывал в сумки и увозил к себе домой, а на Богослужения привозил обратно. Господь дал в помощники батюшке солдата из воинской части, которого звали Дионисий. Командир части, зная, что он верующий человек, отпускал его на каждое Богослужение. И Дионисий помогал батюшке чуть больше года расставлять, убирать, разжигать кадило. А на самом Богослужении читал часы и апостол. Впоследствии, когда Дионисий отслужил, он стал послушником одного из монастырей Калужской епархии, а вскоре уже иноком Анатолием, а после иеромонахом Андреем. Возможно, общение с нашим батюшкой окончательно решило жизненный выбор Дионисия. Всего в клубе мы отслужили 3 года. Это были очень непростые времена, для каждого из нас».

Из воспоминаний прихожанки прихода Васильевой Любови Анатольевны:

«Несмотря, на то, что в 2002 году мы перешли в клуб, для совершения Богослужений, жизнь на приходе продолжалась».

«В этом же году, весной, был сделан цоколь нового Храма, в который был забетонирован весь кирпич от сгоревшего молитвенного дома. Средства собирали всем миром — получив благословение от нашего батюшки, ходили по домам. Сам батюшка ездил по всем предприятиям и предпринимателям в районе и области. Можно представить, что приходилось выслушивать ему, и сколько трудов приложить. Тридцать тысяч мы собирали год. В это время многие говорили: «Мы же дали уже два раза по 10 рублей, где же Храм». В следующем 2003 году было срублено 4 венца сруба Храма и заготовлен лес для дальнейшего строительства.

Храм строился большой - длиной 24 метра и шириной в самом широком месте 13,5 метров, длина одного венца 130 метров. В 2004 на стройку пришла новая бригада, и за год было срублено 10 венцов Храма.

Конечно, никаких прорабов и бригадиров не было, и батюшка сам следил за стройкой, искал стройматериалы, деньги, ездил за цепями для пил и т.д. В 2005 году было срублено еще 4 венца, положены чердачные перекрытия, сруб был законопачен и покрыт антисептиком, обработаны и опилены все углы Храма. Можно сказать, что в 2005 году основной сруб был закончен. Осталось сделать 2 небольших сруба на центре и на колокольне, и можно было приступать к строительству крыши и установке куполов и крестов».

Из воспоминаний настоятеля прихода иерея Андрея Меньших:

В начале мая 2006 года на приходе начались работы по подготовке к строительству крыши Храма в п.Гусино. Территория Храма в половину гектара была огорожена новым забором. 1 июля началось строительство верхних срубов. После этого, несмотря на долги за работу и за материалы началось строительство стропильной системы. К первому октября стропильная система была закончена и балки стали обшивать досками и закрывать рубероидом. Мы всеми силами старались накрыть крышу Храма, потому, что это давало возможность сохранить уже построенное и зимой начать внутренние работы. Одновременно со всеми работами рабочие вычищали сруб электрорубанками и подбивали новой паклей, сразу же покрывая сруб антисептиком. Строительство Храма и отделка были закончены в 2011 году. В 2012 году 17 марта храм был освящен Епископом Смоленским и Вяземским Пантелеймоном.

По материалам сайта gusinohram.cerkov.ru

 

b_150_100_16777215_00_images_6_79.png

При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива - 2022»