b_150_100_16777215_00_images_14_47.jpg

Итак, уважаемые читатели, мы продолжаем изучать историю предприятий, которые не так давно работали на территории нашего любимого поселка. И следующая страница в этой книге – Краснинский льнозавод.

Думаю, что о местоположении этого завода знали все краснинцы, ведь в недалеком прошлом наш район был льноводческим. Не только взрослое население, но и школьники «ходили на лен», то есть работали в поле, чтобы потом на Краснинском льнозаводе выстоять в многочасовой очереди и сдать этот самый лен. А как же все начиналось, кто помнит времена, когда завод был построен и введен в эксплуатацию?

И здесь мне вновь на помощь пришли архивные материалы, которые любезно предоставила Жанна Васильевна Божкова, хранительница нашей истории в Администрации муниципального образования «Краснинский район», а также материалы газет «Ленинец», их я нашла в редакции газеты «Краснинский край». Часть материалов мне предоставили сотрудники Краснинского краеведческого музея имени супругов Ерашовых.

Ну что же, дорогие читатели, наберемся терпения и познакомимся не только с летописью льнозавода, но и с людьми, которые там работали. Кто-то работал на этом предприятии всю свою жизнь, кто-то совсем недолго. Но каждый написал свою страницу в истории Краснинского льнозавода.

Из истории Краснинского льнозавода в архиве Краснинского краеведческого музея имени супругов Ерашовых я узнала следующее: «Краснинский льнозавод был построен в 1931 году. Это было двухэтажное деревянное здание, лишь машинное отделение было кирпичное. Сушилки были установлены самые простые: укладывали и вынимали тресту вручную. Мялки были деревянные, процесс не был механизирован. В 1940 году на заводе работало 83 человека.

В годы Великой Отечественной войны завод был полностью разрушен.

В декабре 1943 года, после освобождения района от немецко-фашистских захватчиков, началось строительство нового здания. Введен в эксплуатацию завод в 1945 году, процесс переработки льнотресты уже был полностью механизирован.

Первым директором льнозавода был Якушев. Затем до Великой Отечественной войны заводом руководили Данилов, Кашимарин Григорий, Маркин Иван Иванович, Бордюков, Борадулин».

b_150_100_16777215_00_images_14_48.png

Согласно актам, которые мне удалось найти в архиве, в 1945 году введены в эксплуатацию кузница общей площадью 30 квадратных метров, овощехранилище площадью 40 квадратных метров, баня площадью 40 квадратных метров, склад горючих и смазочных материалов площадью 30 квадратных метров, производственный корпус общей площадью 10000 квадратных метров, жилой дом, сушилка-времянка. Директором льнозавода в этот период был Ефимов А.Я., старшим бухгалтером – Глудин В.Ф.

1949 год

На 1 января 1949 года в состав энергетического оборудования завода входят: локомобиль – 1, паровые двигатели прямого действия – 1, электрогенераторы – 1, электромоторы – 1. Прочее оборудование: мяльно-трепальная машина – 1, мялка – 2, трясилка – 1, насос центробежный – 1, пресс – 1, сушилка камерная – 1, паровой насос двухцилиндровый – 1.

Согласно протоколу рассмотрения и утверждения годового отчета за 1949 год, подписанному управляющим Смоленским льнотрестом Королевым, работа завода за данный период признана неудовлетворительной. Вот заключение комиссии: «Заслушав доклад директора Краснинского льнозавода товарища Ефимова о производственно-хозяйственной деятельности и содоклад старшего бухгалтера льнозавода товарища Шалудкина о финансовом состоянии завода за 1949 год, рассмотрев годовой бухгалтерский отчет, балансовая комиссия отмечает: годовой производственный план по выработке льноволокна выполнен всего лишь на 88,2%, в том числе по длинному волокну на 71,7% и короткому волокну на 98,4%. Качество длинного и короткого волокна выше плана. План по выходу длинного волока не выполнен на 0,78%, в результате чего недодано 11,3 тонны длинного волокна и перерасходовано 111,4 тонны сырья.

Мероприятия по технике безопасности, предусмотренные трудовым соглашением, не выполнены и средства на эти цели не освоены.

План накоплений от реализации продукции не выполнен на 47,4 тысячи рублей.

Годовой отчет представлен с опозданием на 14 дней, хорошего качества. Отчет составлен при помощи старшего бухгалтера Смоленского льнозавода товарища Хороева».

Ну что же, если вспомнить историю сушильного завода, то ничего удивительного: его работа в первые годы существования тоже была признана неудовлетворительной. Но люди не отчаивались, продолжали работать на благо своей малой родины.

1950 год

Согласно штатному расписанию, по состоянию на 1 января 1950 года на Краснинском льнозаводе было следующее количество штатных единиц: директор – 1, его должностной оклад составлял 1000 рублей; главный инженер – 1, должностной оклад – 1000 рублей; главный механик – 1, его должностной оклад был равен 980 рублям; техник-плановик – 1, должностной оклад – 500 рублей; старший бухгалтер – 1, его должностной оклад составлял 790 рублей; счетовод – 1 с должностным окладов в 360 рублей; заведующий хозяйством – 1, его должностной оклад был равен 410 рублям; уборщица – 1, должностной оклад – 225 рублей.

А вот данные протокола рассмотрения и утверждения годового отчета за 1950 год: «Слушали главного инженера Краснинского льнозавода товарища Осипцова и старшего бухгалтера товарища Шалудкина о производительной и хозяйственной деятельности завода за 1950 год. Комиссия отмечает: план заготовок тресты урожая 1950 года заводом выполнен на 1 января 1951 года на 31,7%. Заготовлено тресты 889,4 тонны при плане 2800 тонн. Не выдержан плановый средний номер заготовки тресты. План выработки длинного волокна выполнен на 78,7%, по короткому на 114%. Технологический процесс на заводе в течение года не полностью соблюдался, вследствие чего процент выхода длинного волокна отрицательный – 0,62. Удельный вес длинного волокна к общему количеству выработанного волокна меньше планового на 8%. Производительность по пропуску сырья очень низкая. Нормативные остатки товароматериальных ценностей увеличены против плана на 9,7 тысячи рублей.

Комиссия постановляет: работу завода признать плохой. Директору завода товарищу Степанцовой и главному инженеру товарищу Осипцову принять решительные меры для выполнения плана заготовок тресты; не допускать нарушения технологического процесса; не допускать увеличения сверхнормативных остатков товароматериальных ценностей; во втором квартале ввести в эксплуатацию все недостроенные цеха; обратить все внимание на увеличение процента выхода длинного волокна и качества выпускаемой продукции; полностью ликвидировать дебиторскую задолженность в 28,3 тысячи рублей; восстановить иммобилизованные оборотные средства в капстроительство в сумме 6,8 тысячи рублей; восстановить иммобилизованные оборотные средства в капремонт в сумме 12,3 тысячи рублей; ликвидировать сверхнормативные остатки товарно-материальных ценностей в сумме 18,7 тысячи рублей».

В ответ на постановление Управляющего Смоленским льнотрестом Королева директор льнозавода пишет объяснительную записку по годовому отчету:

1. «Финансовое хозяйство: по заключительному завод имеет собственных оборотных средств в сумме 166279 рублей 15 копеек при нормативе 152400 рублей, или излишек 13,9 тысячи рублей. За 1950 год заводу было предусмотрено получить прибыли от реализации продукции 264 тысячи рублей, заводом получено прибыли 250,4 тысячи рублей, или 94,8%.

2. Выполнение плана заготовки и переработки сырья: план заготовки тресты из урожая 1950 года на 1.1.1951 года выполнен на 31,7% и по среднему номеру на 77,5%. За 1950 год переработано тресты на мяльно-трепальном агрегате по сравнению с 1949 годом больше на 122,4 тонны и меньше против плана на 463 тонны.

3. Выполнение плана по выпуску продукции и технико-экономическим показателям: план по выработке всего волокна выполнен на 101,5%, в том числе по длинному волокну на 78,8% и по короткому на 114%, что является следствием неудовлетворительной работы завода и несоблюдения правил технической эксплуатации (переработка сухой тресты без отлежки). Такое положение на заводе создано из-за нестандартных сушилок, не могущих обеспечить сухим сырьем работу мяльно-трепальных машин.

Валовая продукция в оптовых ценах выполнена на 96,3%. Льнозаводу был запланирован один месяц простойного периода, завод же простоял из-за отсутствия сырья 2,5 месяца, что явилось основной причиной невыполнения плана по валовой продукции.

По выходу длинного волокна льнозавод за 1950 год имеет -0,6 и по среднему номеру +0,12, что также является следствием несоблюдения правил технической эксплуатации и из-за нестандартных сушилок. По этой же причине производительность машино-смен на мяльно-трепальной машине составляет к плану лишь 78,8%.

4. Себестоимость: в 1950 году против 1949 года снижена себестоимость продукции на 9,4%, что дало экономии 117,1 тысячи рублей, и против плана на 1,5%, что дало экономии 15,7 тысячи рублей. Несмотря на это, из-за невыполнения производственной программы план по накоплениям выполнен всего лишь на 94,4%.

5. Численность и фонд зарплаты: по всему персоналу льнозавода имеется относительный перерасход фонда зарплаты, что связано с простоем льнозавода больше установленного времени. Перерасход по ИТР образовался в связи с выплатой в течение трех месяцев главному инженеру половины его ставки за время нахождения в Советской Армии и курсовым обучением двух механиков с сохранением зарплаты и с выплатой разницы замещающим их слесарям.

6. Выполнение сметы цеховых и общезаводских расходов: по цеховым расходам за 1950 год имеется экономия против плана на 26,8 тысячи рублей, по общезаводским перерасход 2,5 тысячи рублей, в том числе по административно-управленческим экономия 3,2 тысячи рублей. По отдельным статьям административно-управленческих расходов также имеется перерасход: зарплата – 0,4 тысячи рублей в связи с военной переподготовкой главного инженера Осипцова; по командировкам 1,1 тысячи рублей в связи с курсовым обучением двух механиков».