Краснинская  земля богата не только своей историей,  уникальными памятниками архитектуры,  культурными традициями… Гордятся краснинцы и своими знаменитыми земляками, достигшими высот и признания в различных сферах деятельности, принесшими в этот мир новые знания и умения, перешагнув тесные границы привычного, осмелившись на великие и, во многом, бессмертные свершения.

Иван Алексеевич Шестаков

b_150_100_16777215_00_images_stories_shestakov_ivan_.jpg

Русский государственный деятель, писатель, военный моряк, адмирал, генерал-адъютант

 

Родился в сельце Смилове Краснинского уезда Смоленской губернии. Происходил из небогатого, но старинного дворянского рода. До 10 лет воспитывался дома под наблюдением отца, капитан-лейтенанта, вышедшего в отставку в 1813 году после ранения под Данцигом.

В 1830 году Шестаков поступил в Морской кадетский корпус и сразу же обратил на себя внимание блестящими способностями и серьезными познаниями в некоторых предметах, приобретенными им еще дома. Особенно отличался он в знании языков, французском, немецком и английском. В 1832 году он был произведен в гардемарины, еще через два года блестяще выдержал офицерский экзамен, но так как к тому моменту ему не исполнилось еще и 15 лет, был оставлен в корпусе еще на год и назначен фельдфебелем гардемаринской роты.

При своих недюжинных способностях Шестаков обладал резким, независимым характером, что часто тормозило его продвижение по службе. Из-за постоянных столкновений с воспитателями он не только не получил через год офицерское звание, но и был уволен из корпуса. Друг отца знаменитый адмирал М. П. Лазарев согласился принять вспыльчивого юношу на службу в Черноморский флот.

Службу Шестаков начал на корвете "Ифигения", крейсировавшем у восточного берега Черного моря. Далее последовали тендер "Струя", фрегат "Агатополь", бриг "Аякс". За участие в захвате мыса Константиновского Шестаков был награжден знаком отличия военного ордена и произведен в мичманы. В боевых действиях с горцами он участвовал до 1843 года, заслужив ордена Св. Анны 4 степени с надписью "За храбрость" и Св. Станислава 3 степени с мечами и бантом.

В 1843 году уже в звании лейтенанта Шестаков получил назначение адъютантом к адмиралу Лазареву, оставаясь в этой должности в течение двух лет. Затем до 1850 года он вел гидрографические работы у кавказских берегов, в устье Буга, в Днепровском лимане и у берегов Турции. Эти работы легли в основу его сочинения "Лоция Черного моря", за которое талантливый моряк был награжден бриллиантовым перстнем.

В 1850 и 1852 годах Шестаков командировался в Англию для наблюдения за строившимися там судами. Назначенный в 1854 году членом пароходного комитета он в течение двух лет занимался составлением чертежей и наблюдением за постройкой 20 экспериментальных винтовых лодок, 75 винтовых канонерских лодок и 14 винтовых корветов.

В 1854 году Шестаков участвовал в отражении от Кронштадта союзного англо-французского флота.  В 1855 году его назначили адъютантом к Его Императорскому Высочеству генерал-адмиралу и в звании капитана 1 ранга командировали в Северо-Американские Соединенные Штаты для наблюдения за постройкой винтового фрегата "Генерал-Адмирал", автором проекта постройки которого и чертежей он сам и являлся. Это судно было самым крупным из тогдашних русских паровых судов. Шестаков стал его первым командиром и привел в Кронштадт в середине 1859 года. Наградой за выполнение возложенного на него поручения были орден Св. Владимира 3 степени и звание флигель-адъютанта.

Далее он в течение двух лет ко-
              мандовал эскадрой из четырех фрегатов, крейсировавшей в Средиземном море у берегов Сирии для охранения христиан от фанатизма турок.

В 1861 году уже контрадмирал Шестаков был назначен в свиту Его Императорского Высочества, через год стал членом морского ученого и кораблестроительного технического комитетов с оставлением в свите, в 1863 году занял пост помощника главного командира Кронштадтского порта по морской части. Много сделав для укрепления обороноспособности Кронштадта, Шестаков, тем не менее, вынужден был оставить должность из-за столкновения с тогдашним управляющим морским министерством генерал-адъютантом Краббе.

После продолжительного отпуска, проведенного за границей, Шестаков получил назначение Таганрогским градоначальником и в течение около двух лет сумел много сделать для благоустройства города.

В этот период он близко сошелся с наказным атаманом войска донского генерал-адъютантом А. Л. Потаповым и по назначении последнего Виленским генерал-губернатором, оставил Таганрог, переехал на службу в Вильно на должность губернатора. Однако отношения с Потаповым ухудшились и стали даже враждебными. Шестаков был уволен от должности губернатора и из свиты Его Высочества, уехал за границу, где прожил несколько лет, числясь на флотской службе до выхода в отставку в 1869 году. Вскоре выяснилось, что он далеко не заслужил той суровой кары, которую ему пришлись понести из-за столкновения с Потаповым, и всегда покровительствовавший Шестакову генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич предложил ему снова вступить на морскую службу. Так как из-за состояния здоровья жены Шестаков мог жить только на юге Европы, для него была создана должность временного морского агента в южных государствах Европы, в Австрии и Италии. В течение восьми лет своей службы в этой должности Шестаков весьма внимательно следил за развитием и успехами военно-морского дела в Западной Европе, сообщая самые подробные сведения обо всех усовершенствованиях, изобретениях и нововведениях в военно-морской технике.

В 1881 году после смерти жены Шестаков возвратился в Петербург и был назначен председателем кораблестроительного отделения морского технического комитета, при няв живейшее участие в постройке паровых судов после того, как был поднят вопрос о преобразовании и усилении российского флота. Он возглавил разработку программы преобразования и модернизации флота, согласно которой в течение двадцати лет предполагалось построить 19 первоклассных броненосцев, 4 броненосца 2-го класса, 25 крейсеров различной величины и ряд мелких судов. Начинать реализацию этой программы довелось самому Шестакову на должностях морского министра и управляющего морским министерством.

Уже в 1883 году в Черном море были заложены три броненосца весьма крупных по тому времени размеров (10150 тонн водоизмещения): "Чесма", "Синоп" и "Екатерина II". В следующем году в Балтийском море заложили броненосцы "Александр II" и "Николай I", каждый водоизмещением в 8500 тонн. В тоже время, кроме броненосцев, строились еще крейсеры "Дмитрий Донской", "Адмирал Нахимов", "Память Азова", "Адмирал Корнилов", "Рында" и другие и целый ряд мореходных канонерских лодок, минных транспортов, миноносцев и судов других типов. Все крупные суда строились исключительно в России. Броненосцы "Чесма" и "Екатерина II" были спущены в воду уже в 1886 году, броненосец "Александр II" строился всего 3 года, а броненосцы "Синоп" и "Николай I" строились по четыре года. Во время управления морским министерством Шестакова российский военный флот увеличился по численности судов в полтора раза, а по боевой силе более чем вдвое. К концу его управления министерством число всех судов достигло 1110. Большое внимание уделял Шестаков другой отрасли военно-морского дела - строительству морских крепостей и портов. За время своего сравнительно короткого управления морским министерством он объехал все русские военные порты и посетил даже Владивосток, сделав его главным русским портом на Тихом океане.

В 1882 году Шестакова произвели в генерал-адъютанты, в следующем году наградили орденом Св. Александра Невского, а в 1886 году после спуска на воду броненосцев "Чесма" и "Екатерина II", ему пожаловали бриллиантовые знаки ордена Св. Александра Невского. Последней полученной Шестаковым наградой стал чин адмирала, в который незадолго до смерти он был произведен по случаю 50-летия службы в офицерских чинах.

Шестаков скончался в Севастополе от паралича сердца. Тело его погребено там же, в храме Св. Владимира, в приделе Св. Александра Невского. Характеристикой Шестакова могут служить следующие строки телеграммы императора Александра III, посланной на имя его вдовы в Севастополь 23 ноября 1888 года: "С великой скорбью узнал Я о кончине Ивана Алексеевича. Для государства и для флота в особенности это огромная потеря и трудно заменимая. В нем потерял Я человека, искренно преданного своему делу, человека с теплой душой, широким образованием и обширным государственным умом. Я привык любить и уважать Ивана Алексеевича и знал, что на него могу рассчитывать вполне, и что бы ему ни поручил, он исполнит свой долг свято, доказательством чему может служить возникновение в краткое время черноморского флота, энергичная постройка судов балтийского флота и океанского плавания".

(По материалам фондов Краснинского краеведческого музея.)