История войны в лицах      Иван Романович Шлапаков

В преддверии 75 годовщины со дня освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков хочется рассказать нашим читателям  о славном земляке, который родился  на викторовской земле Краснинского района Смоленской области.

К сожалению, когда мы узнали об Иване Романовиче Шлапакове, его уже не было в живых. Он ушёл из жизни в 2001 году. Мы сожалели, что не успели расспросить, увидеть…    

Иван Романович Шлапаков родился 2 мая 1909 года в деревне Самсоны Краснинского района. С 1929 года на хозяйственной и комсомольской работе. Член КПСС с 1939 года. Закончил Коммунистический университет.  С 14 июля 1941 г. -  командир роты. С августа 1941 г. - один из руководителей партизанского движения: командир отряда 16-й  Смоленской партизанской  бригады. Заместитель командира   бригады партизанского  соединения «Батя». Звание в начале войны - старший лейтенант. Боевой путь Шлапакова - от касплянских лесов до древнего Вильнюса. В 1941 году он  воевал в составе 152 стрелковой дивизии. Был ранен в боях за Смоленск, пробивался из окружения. Когда стало понятно, что выйти невозможно, решает сражаться в тылу. Уже к весне 1942 года в отряде Ивана Романовича было 250 человек, 4 взвода, артиллерийская батарея, 2 миномёта. Только за период с 10 по 23 сентября 1942 года партизанским отрядом уничтожено 850 вражеских солдат и офицеров, 7 автомашин, пущено под откос 2 эшелона противника. Через год отряд вырос в партизанскую бригаду. Почти 3 года действовала она в тылу врага и ни разу не выходила за линию фронта. Внушителен боевой счет бригады. Под командованием И. Шлапакова она провела 665 боев с противником. Пустила под откос около 130 железнодорожных составов с живой силой и боевой техникой врага, разгромила 53 гарнизона. Уничтожила 816 грузовых автомобилей, 49 самолётов, 350 танков, 10 складов. Десять раз бригада находилась в окружении, 16 раз бригада оказывалась в кольце мощных карательных экспедиций гитлеровцев, один  раз партизаны сражались в полном окружении, но всегда выходили из кольца с победой.

И вот я беру в руки в нашем музее письмо бывшей партизанки, воевавшей вместе с И. Р. Шлапаковым,  Будяковой А.А. Она пишет: «Добрый день, дорогие следопыты.  Получила ваше письмо, благодарю, что  ваше поколение не забывает своих товарищей и отцов. Я думаю, если бы вы были в наше время, то поступили точно так же, как мы, и пошли бы защищать свою Родину, свой дом, свою семью от ненавистных поработителей. В 1941 году я окончила Рославльский фельдшерско-акушерский техникум, и вот прямо со школьной скамьи мы ушли на фронт, но наша Красная Армия отступала, и многим  красноармейцам пришлось остаться в тылу врага, вот так и я попала к партизанам шестнадцатой Смоленской бригады, где командиром был старший лейтенант Шлапаков Иван Романович. Сначала это была маленькая группа, но к концу 1942 года это была грозная бригада, которая наносила большой урон фашистам». 

Правда, о себе очень мало рассказывал Иван Романович. Говорят, что был он скромным человеком, и вспоминал больше о своих товарищах. Вспоминал, как  раненый в боях за Смоленск, тяжело опираясь на палку, голодный,  обросший, несколько дней пробирался к своим, как  через неделю в сумерках к сенному сараю, где укрыли, подлечили старшего лейтенанта, стали подходить люди с винтовками за плечами, как по крупицам он собирал всё, что довелось когда-то прочесть об Отечественной войне 1812 года, о Гражданской войне, отбирая себе на вооружение те приемы борьбы, которые годились для новых условий. Собрав людей для ведения партизанской войны, Шлапаков уводит их в Сокольническую дачу Касплянского района, организует ночные операции по уничтожению вражеских автомашин на дорогах, обозов, полицейских управ и линий связи противника. В Сокольнической даче, на небольшом островке, окружённом мелким кустарником и почти непроходимым болотом, построили шалаши, чуть позднее  уже и землянки, да так искусно, что рядом можно было пройти не заметить. Именно в этот отряд пришёл и привёл свою семью Володя Куриленко. Он доставил в лес воз оружия и вскоре стал отличным подрывником, пустившим под откос пять эшелонов врага, и после его героической гибели партизаны приняли  резолюцию на митинге по поводу гибели комсомольца партизана Володи Куриленко от 13 мая 1942 года: «Мы, бойцы-партизаны отряда т. Шлапакова, в ответ на боевые героические подвиги Володи Куриленко и его смерть от руки подлых фашистских людоедов клянёмся  отомстить кровавым палачам за смерть горячо любимого товарища. Клянёмся беспощадно уничтожать свору цепных собак, которые безжалостно обагряют свои клыки кровью свободных советских людей. Мы просим командование отряда ходатайствовать перед правительством о присвоении Володе звания Героя Советского Союза, а наш отряд назвать именем Володи Куриленко». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1942г. Владимиру Тимофеевичу Куриленко было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

С самых первых боевых операций Иван Романович взял за правило зря не рисковать людьми, бить врага  по- чапаевски: оттуда и туда, откуда и куда он совсем не ждёт. Большую помощь оказывала созданная им широко разветвленная разведка. Пожалуй, не было во всей округе такой деревни, где бы командир отряда не имел своего «глаза». Сам Шлапаков отличился  особой  хитростью.

Позднее партизаны Шлапакова прошли  с боями по временно оккупированным  районам  Витебской, Могилевской, Минской и Гродненской областей,  умело используя богатый опыт, накопленный  на Смоленщине. Герой Советского Союза Владимир Лобанок так  вспоминал  о  боях на белорусской земле: «Образцы доблести, беспредельной храбрости и верности боевому долгу показывали партизаны 16-й партизанской бригады под командованием тов. Шлапакова». Немцы же после этих боев стали называть16-ю бригаду «Смоленск - зондер», что означало «Смоленская особая». Она участвовала в ликвидации гитлеровцев, попавших в знаменитый «Минский котел», помогала освобождать от захватчиков города, поселки и села Западной Белоруссии.      

Вскоре И.Р. Шлапакова вызывают  в советский тыл для получения информации и новых боевых заданий.  Возвращается он с орденом Ленина на груди и уже в звании «майора». Приказано - идти на Запад. 3 июля 1944 года бригада, тесня врага, ворвалась в город Свирь Литовской ССР. Освободив Свирский район, через два дня  16-я Смоленская встречала здесь бойцов Красной Армии.  Бригада ждала нового приказа двигаться в Восточную  Пруссию, но получила распоряжение очищать леса на границе с Польшей от разрозненных подразделений фашистов. Так закончилась почти трёхлетняя партизанская эпопея бригады Ивана Романовича Шлапакова.

Бригада И.Р. Шлапакова не знала поражений за всё время её боевых действий. За личное мужество и отвагу И.Р. Шлапаков награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденами Отечественной войны I-II степени и многими медалями. До 1958 года И.Р. Шлапаков служил  в Советской Армии.

Комбриг Иван Шлапаков подходил для присвоения звания Героя Советского Союза. Но не стал им. Почему?  «За время боевых действий отец дважды представлялся к этому званию, - рассказывает его дочь Татьяна Ивановна, - однако получить столь высокую награду ему было не суждено. Первый раз был сбит самолет, летевший с документами за линию фронта. Второй раз приказ о награждении лег на стол Сталину после войны. Генералиссимус сказал, что героизм уже закончился». И всё же за мужество и отвагу, умелое руководство партизанским соединением Шлапаков  получил высокую оценку Западного и Белорусского штабов партизанского движения, командования крупных армейских штабов.  О нём пишет Большая Белорусская Энциклопедия, авторы многих мемуаров, о нём можно узнать в Ушачском  музее народной славы им В.Е. Лобанка, есть материалы о военной судьбе этого удивительно мужественного комбрига  и в Краснинском краеведческом музее имени супругов Ерашовых. И всё-таки мало кто слышал и у нас в посёлке Красном, и на его малой родине, в небольшой деревушке Самсоны Краснинского района, о Шлапакове. Иван Романович умер в Нижнем Новгороде, прожив 92 года.

Славную повесть о военной судьбе комбрига   И.Р. Шлапакова не хочется заканчивать.  Нет-нет -  да и находим    мы что-нибудь новое из биографии нашего земляка.  Когда-то в газете «Краснинский край» было напечатано письмо Криштопенко Лидии Фёдоровны, родившейся в деревне Середнево Краснинского района, которая живёт теперь в деревне Кубличи Ушачского района Витебской области. Она считает И.Р. Шлапакова своим земляком, поскольку он «в 1944 году был в наших краях. В соседней деревне Клепцы находился его штаб. Многие наши старожилы помнят его», - сообщает Лидия Фёдоровна. В газету же она прислала статью   М. Шиманского, лауреата Государственной премии Беларуси «Личный враг Гитлера Иван Шлапаков». Оказывается, до этой работы, которую попросил выполнить Шиманского председатель Республиканского Совета белорусского общественного объединения ветеранов Анатолий Новиков, в объединении белорусских ветеранов ничего не знали об И.Р. Шлапакове. Удивительно и то, что Лидия Фёдоровна Криштопенко, являясь уже гражданкой Белоруссии, желает, чтобы земляки и родственники И.Р. Шлапакова в России  как можно больше узнали о его воинском подвиге во время Великой Отечественной войны.

Так и должно быть - ведь память всегда едина. И какие бы границы не существовали между людьми, странами, нациями, мы понимаем одно: те, кто добывал для нас Победу на полях сражений, никогда не будут нами забыты!

                                           С. Колабская