О Боже, ты даешь для родины моей

Тепло и урожай, дары святого неба.

Но, хлебом золотя простор ее полей,

Ей также, Господи, духовного дай хлеба.

А.Н. Майков

 

b_150_100_16777215_00_images_9_30.jpg

Уроки литературы и русского языка – это не просто часы в расписании, это уроки жизни. Именно на этих уроках формируются нравственные устои школьников, воспитываются их взгляды, убеждения, гражданские чувства патриота. Ведь в настоящее время наше общество переживает духовно-нравственный кризис, который является причиной существенного падения нравственности молодого поколения. На сегодняшний день, к большому сожалению, милосердие, бескорыстие, доброта, патриотизм стали дефицитом. И первоочередная задача общества – это воспитание духовно-нравственной, ответственной, инициативной личности. Я убеждена, что жить достойно в обществе может только духовно-нравственный человек, сознающий свои национальные корни, потребность любви к Родине и своему народу.

b_150_100_16777215_00_images_9_31.jpg

Воспитание и развитие духовно-нравственного гражданина – одна из приоритетных задач нашего государства. Она определена и в новом Федеральном государственном образовательном стандарте, и в Концепции модернизации российского образования. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Согласно новым стандартам, полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребёнок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить, применять в жизни. Для педагога важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности.

b_150_100_16777215_00_images_9_32.jpg

У многих современных подростков вырабатывается чувство отчуждения от системы истинных общечеловеческих ценностей, искажаются их нравственные ориентиры. На мой взгляд, одна из причин такой ситуации – негативное влияние мощного информационного потока низкопробного уровня, стихийно льющегося на подростка из Интернета, телеэкранов. И поэтому главная задача учителя-словесника состоит в том, чтобы превратить каждый урок литературы в урок нравственности.

Лучшие русские писатели всегда задавались главными человеческими вопросами: что такое истина? кто я? так ли я живу? для чего пришёл в этот мир? То есть наша литература поднимает как раз те вопросы, которые непременно задаёт себе любой думающий подросток. Задача учителя-словесника – сформировать у обучающихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовно-нравственного порядка.

Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми в своей жизни руководствуется каждый человек. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют очень давно, на протяжении всей истории. Именно над этими сложными вопросами размышляли на уроке литературы 19 сентября обучающиеся 6 а класса Краснинской средней школы. Мотивировали ребят на работу авторские стихи Каролин Одас «Добро и зло»:

Живут на свете зло с добром,

В борьбе друг друга побеждая,

Укрывшись под одним холстом

И каждое свой смысл приобретая.

Зло в душу громко постучится,

Где мрак укрыл рождённый свет,

Мысль негатива быстро воплотится,

И снова будет сумрачный рассвет...

«Не зря добро творить, не зря»:

Словами тихими добро играет,

Жизнь созидая и за всё благодаря,

Ведь зло от теплоты души растает...

- Так что же такое добро? – спрашиваю у ребят.

- Добро – это когда человеку делают хорошо. Когда поступают правильно. Когда радостно от поступка.

- А что же такое зло?

- Зло – это плохие поступки, когда хочется плакать. Зло – это когда мы не доверяем другим, чувствуем боль, разочарование, сожаление.

- Ребята, а знаете ли вы, что добро может быть многоликим, разным. Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрая душа, добрые поступки, чтобы помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят: «Добрый человек». Добро, по сути, можно творить ежесекундно. Можно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением. И сердце будет расти в этом упражнении добра. Думать о хорошем, посылать в мир светлые мысли – мне кажется, это и есть творение добра, которое порой мы затрудняемся выразить в каких-то других своих поступках.

Трудно не согласиться шестиклассникам с такими словами, и они продолжают напряженно размышлять: что есть добро, а что есть зло? Чего в человеке больше: доброго или плохого? И на помощь приходит индийская притча о двух волках: «Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

И вновь напряженная работа, поиски ответов на сложные нравственные вопросы: «Как вы думаете, какой поступок легче совершить и почему? Легко ли забыть обиду и простить?» Дети высказывают свое мнение, пытаются его обосновать. И приходят к выводу, что ответы на эти сложные вопросы можно найти в детской Библии. В ее коротеньких рассказах, которые называются притчами, говорится о том, что – хорошо, а что – плохо. Вспоминают притчу про мудрого царя Соломона, разъясняют смысл библейских заповедей «почитай отца твоего и матерь твою; не убей; не укради; не произноси ложного свидетельства на своего друга».

Работая в группах, шестиклассники приходят к выводу: распознать добро и зло порой бывает сложно. Они решают жизненные ситуации, предложенные учителем, и пытаются объяснить: что есть добро и что есть зло.

- Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой. А то, каким вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно. Бога называют солнцем правды, потому что именно он абсолютно добр. Мы с вами – лучи этого солнца. И сейчас мы поучимся с вами находить эти лучики в себе, зажигать их в себе, - говорю я детям.

У нас на доске жизнерадостная картина: растет трава, цветут цветы, порхают бабочки, взявшись за руки, идут дети, а в небе парят облака и светит яркое солнышко… Но у солнышка не хватает лучиков, потому что это очередное творческое задание для ребят: каждый на солнечном лучике пишет слово, соответствующее его сегодняшнему настроению, и прикрепляет лучик на доску, к солнышку. И вот солнышко оживает, потому что его яркие лучики засветились словами «добро», «радость», «мир», «улыбка», «дружба», «тепло», «любовь», «счастье»…

- Дорогие ребята, а как вы думаете, чего в нашей жизни больше: доброго или злого? – подвожу я итог урока, негромко включая известную детскую песенку «Дорогою добра».

- Доброго в жизни все-таки больше, чем злого, - отвечают мне дети.

- А от кого и от чего зависит наличие добра и зла в жизни?

- Станет ли добра еще больше, а зла меньше – зависит от человека, - слышу я ответы детей.

А это значит, что урок прошел не зря. Что в душах и сердцах моих шестиклассников надолго останутся слова: «Твори добро для всей земли, твори добро другим во благо». И хочется верить, что эти слова станут девизом их долгой и счастливой жизни. Ведь все в наших руках!

Елена Новикова