О детстве

Весной 2017 года было объявлено, что в 2018 году начинается Десятилетие детства. Указ об этом был подписан В.В. Путиным 29 мая 2017 года. С 2018 по 2027 год в России объявлено Десятилетие детства. Все известно, что дети - наше будущее, и эта достаточно банальная фраза приобретает особое значение на последующие десять лет. Особое внимание будет уделяться развитию дошкольного и школьного образования, оснащению школ, развитию детского спорта, здоровью детей. Разработана программа мероприятий.

Социальные сети  уже иронизируют по поводу этого события. Нет, не самого Десятилетия детства, больше задаются вопросы: «Что же детство такое короткое? А что же дальше? А что же по прошествии 10 лет не будет ни детского спорта,  о здоровье детей забудут,  и взрослые уже не позаботятся о том, чтобы их  дети росли счастливыми, здоровыми и успешными?»

     Конечно, нам всегда хочется большего, лучшего, чего-то постоянного, а не кратковременного, нам хочется быть уверенными, что всё, что мы приобретаем, создаём, достаточно прочно. Но, согласитесь, разработать успешную программу развития наших детей, реализовать её - это уже немало в наших достаточно сложных условиях существования. К тому же, смотрите глубже - вся эта программа, мне думается, всё-таки вторична. Всё же первично то, какое основание в  это самое детство закладывается. И это основание уж точно будет прочным.

   Ребёнок - это сверхсложная и динамичная система. Он часто меняется, он осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и возможности, он порою не даёт нам никакой информации о себе, просто потому, что не знает себя. Но нам, учителям, родителям, взрослым всегда кажется, что мы всё на свете знаем: знаем, какой он, знаем, кем он вырастет, знаем, почему он такой, мы знаем, почему этот отрок ошибается, но совершенно не допускаем, что можем ошибиться сами. Мы забываем о "принципе универсальной талантливости"- нет не способных, есть те, кому это не подходит; забываем о "принципе развития" - меняйте условия жизни, тренируйте - и вы разовьёте максимально способности ребёнка; а уж как далёк от нас "принцип неисчерпаемости"- ни одна оценка, данная ребёнку, человеку вообще, не может считаться окончательной и неоспоримой.

        Оскар Уайльд, английский писатель, сказал: "Лучший способ воспитать хорошего ребенка - сделать его счастливым". Душевный контакт - вот, что делает наших детей по-настоящему счастливыми. Искусству этому нельзя научиться по учебникам - здесь важна чуткость и душевная открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого как себя и себя как другого. Если мы не узреем в нашем ребёнке что-то ценное и интересное, свойственное только ему, мы не найдём никогда точку опоры для человеческого контакта с ним. Я всегда задаю вопрос: "Странно, почему мы забываем, что тоже были детьми, или не созрело то детство в нашем детстве?..".

      Несомненно, отношения между взрослыми и детьми не могут быть абсолютно равными - и здесь мне жаль тех, кто не понимает этого, стараясь выстраивать общение на стиле "заигрывание", желании завоевать ложный авторитет, обманывая ещё и ребёнка, который желает в воспитателе найти не сверстника, а старшего друга и наставника. Мы не можем быть равными с нашими детьми и в силу возрастных различий, и неодинаковости жизненного опыта, разности социальных ролей. Да и  поверьте, ребёнку не нужно ваше сюсюканье и заигрывание, он гораздо адекватнее взрослого воспринимает этого самого взрослого. Нельзя нам скатиться и в другую крайность - нет ничего опаснее высокомерия и иллюзии собственного всемогущества. Но в одном отражении равенство между нами обязательно - в степени искренности. Раскрываясь навстречу ребёнку, воспринимая его целостно, со всеми "минусами" и "плюсами", получая доступ в его внутренний мир, мы тем самым не только делаем счастливыми наших детей, но и сами раздвигаем границы духовного и обогащаем содержание собственного "Я". "Воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности", - сказала не я, а великий педагог Ушинский. И этот принцип - основа воспитания наших детей.

    Поэтому, люди, смотрите оптимистичнее на мир, не цепляйтесь ко всякого рода событиям, фактам, кажущимися вам абсурдными (кстати, абсурд - это хорошее средство подготовки к жизни) - всё это лишь форма нашего выражения, зрите в корень, постигайте суть, истинно любите детей и никогда не убивайте внутри себя детство, оно не исчезает, просто наша жизнь - это плаванье в дальние края, и где-то есть пристань, к которой мы всегда должны возвращаться своими мыслями,  и имя у этой пристани чудесное - "Детство".                                                

                                                                                   С. Колабская