Детство, опаленное войной

Поколение военных лет… Они особенные люди, про которых говорят: "У них было детство, опалённое войной". Впрочем, не только детство, но и вся жизнь. Всмотритесь в их лица, загляните в глаза. Там живёт боль, оставшаяся с той далёкой поры навсегда. У них мужественное сердце и чистая душа. Они наполнены такой внутренней силой, что и сейчас, спустя 70 лет после окончания страшной войны, питают нас этой силой, являясь живым примером стойкости, патриотизма и… неиссякаемого жизнелюбия. О них нужно говорить, их надо знать…

 

b_150_100_16777215_00_images_stories_konovalova_.jpg

Клавдия Прокофьевна  в молодости

Коновалова (Прокофьева) Клавдия Прокофьевна родилась в 1929 году на станции Красное Руднянского (ныне Краснинского)  района Смоленской области в многодетной семье, в которой было 9 детей. Окончила 5 классов, перешла в 6-ой  - и тут началась война.  Осенью 1941 года её вместе со старшим братом отправили в Белоруссию  -  в Крупский район Минской области. Жили у местного старосты, у него не было своих детей, а к чужим он относился плохо. Клавдия Прокофьевна вспоминает: "Там я переболела страшной болезнью -  тифом, но осталась жива, и староста отправил меня в Германию. Везли нас в товарных вагонах, где было много детей, все полуголодне. Я попала в город Швенинген. Работала на военной фабрике. Когда нас привезли на фабрику,  даже немцы плакали: такие уж мы, дети, были изможденные и обессиленные. На груди у каждого из нас были пришиты таблички "ОСТ", которые расшифровывались там как "Остатки Советской Твари". Это было очень обидно. В лагере мы носили деревянную обувь, от которой ноги стирались  и очень плохо заживали.  На фабрике работало 50 человек. Я собирала военные приборы, какие именно,  не знаю. Помню, закручивала какие-то пробки, 4 болта -  и покрывала их зеленым лаком. На работу и с работы ходили под присмотром. Питались  плохо".

День освобождения Клавдия Прокофьевна помнит очень хорошо. "Это было 8 апреля 1945 года,  - продолжает она свои воспоминания. -  Напротив нашей  фабрики была другая, очень большая, и вдруг с утра мы услышали, что оттуда раздаются крики:  "Ура!". Мы быстро собрали свои вещи в чемоданчик,  и ушли с территории фабрики, нас никто не вернул назад. Мы шли по дороге,  сами не зная куда;  проезжали машины, помню, в одной ехали афроамериканцы  (тогда я увидела  их первый раз в жизни).  Одна машина остановилась, подобрала нас. Это были американцы, которые привезли нас во Францию, но домой нас никто не спешил отправлять. Меня определили на учебу в школу,  в 4 класс. Школа находилась в 60 километрах от Парижа. Мне так хотелось на Родину!

В сентябре 1945 года я вернулась домой, в свою деревню. В живых в нашей семье осталось 8 детей. Пошла опять учиться в школу. Когда  исполнилось 16 лет, начала  работать сезонно на железной дороге, носила шлак, а в 1946 году меня взяли на постоянную работу, на должность монтера пути. Железной дороге я посвятила 40 лет своей жизни. За свой труд награждена медалью "Ветеран труда".

В настоящее время Клавдия Прокофьевна проживает на станции Красное. К сожалению, её муж умер 8 лет назад. У неё двое детей и пятеро внуков. Несмотря на все невзгоды, по-прежнему бодрая, неунывающая, активная, очень общительная, Клавдия Прокофьевна притягивает к себе людей, её дом всегда полон гостей. Доброго Вам здоровья, дорогая Клавдия Прокофьевна!

Воспоминания записала Е.К. Шпакова,  учитель истории МБОУ Красновской СОШ им. М. Бабикова