социально значимый проект

Пусть славится в веках родной наш Красный!

По России, как снежный ком, катится демографический спад. Он сметает все на своем пути, коверкая при этом не только судьбы людей, но и стирая с карты нашей Родины ранее процветающие населенные пункты. Деревня постепенно умирает, и меры, которые  сейчас принимаются властями, чтобы остановить этот процесс, мало напоминают  реальные дела. А все потому что, сегодня все строится по принципу, где больше проживает жителей, туда и склоняется вектор внимания, который в конечном итоге выражается денежным эквивалентом. Эта тенденция наметилась у нас в стране, как только пришли демократические принципы построения общества. Они во многом повлияли на  демографические процессы, происходящие в сельской местности, об этом красноречиво свидетельствует одна из цифр, выявленных в результате последней переписи населения. В период между  двумя переписями населения с карты России исчезло 17000 населенных пунктов.

Я понимаю, когда  деревни исчезали  во время войн, эпидемий тифа, холеры, но отказываюсь понимать настоящую ситуацию, когда в мирное время пропадают «неперспективные» населенные пункты, под эгидой гигантомании. Этот принцип не приемлем для селян по той простой причине, что деревня  - это место не только для проживания, но и место, к которому привязана земля, способная обеспечить продовольственную безопасность страны. Земля - наше богатство, и если ее бросить на произвол судьбы, а это происходит, когда исчезает очередная деревня, то немедленно наступает мерзость и запустение, и появляются так называемые невостребованные земли.

Исчезнувшие деревни

Незавидная судьба ожидает деревню и ее жителей, когда происходит такой процесс, об этом свидетельствуют истории больше 20 деревень, которые  канули  в  лета,    находясь в  границах нашего Маньковского сельского поселения. Сегодня, чтобы заострить внимание народа на этом аспекте, возникает  необходимость зафиксировать в памяти людей краткие истории некоторых исчезнувших деревень, и сделать это мы решили на примере таких деревень, как Смилово и Данщина. 

Смилово - самая старая из деревень, истоки ее образования уходят корнями в далекие годы VIIвека. Именно тогда в месте слияния  речки Бабенки и ручья без названия  появились первые люди, которые положили начало новому поселению. Постепенно на правобережье вырос земляной курган, на верхней части  которого был отсыпан земляной вал, причем с северной стороны он в высотном  обосновании был выше  южной стороны на два метра. Эта разница в высоте позволяла защищаться от  северных   ветров, особенно в зимнее время. По периметру земляного вала был установлен деревянный частокол. В частоколе имелось два входа, один с северной стороны, второй с южной со спуском к воде. Под частоколом находились  запасы камней, которые, очевидно, использовались для обороны при нападении врагов. Кроме того, существовало три защитных пояса, первый по верху земляного вала, второй- по основанию и третий в центре городища. Вновь созданное поселение получило красивое женское имя - Смила.

Следы проживания на городище подтверждают археологические находки, обнаруженные в культурном слое и речке Бабенке. Говоря о культурном слое, нужно отметить, что по результатам исследований серьезных ученых-почвоведов, доказана истина: для образования 1 см гумуса необходим временной промежуток в 100 лет. Исходя из замера в шурфах, от подстилающего слоя, состоящего   в основном из глеевых почв до верхнего предела получаются временные рамки, простирающиеся в пределах VII  века. В культурном слое обнаружены - в районе частокола много углей и камней, в западном секторе- обломки лепной посуды, обожженной неровно. В  речке Бабенка  у южного основания кургана, обнаружены обломки амфоры и лепной посуды гораздо лучшего качества по принципу изготовления и обжига. Это говорит о том, что возможно эти артефакты оставили или завоеватели, или торговые люди.

По мере роста населения в поселении  возникла необходимость в строительстве основательных деревянных домов - изб, которые вскоре  появились на левом  берегу реки Бабенка у края глубокого оврага. Постепенно  все люди переместились в новую деревню, которая получила название -  Смилова. Старое городище теперь использовалось  как капище для поклонения языческим богам. От новой деревни до кургана была отсыпана земляная насыпь с переходом через речку, следы ее до сих пор сохранились на местности возле городца.

О том, что бывшее поселение стало культовым местом, свидетельствуют находки в культурном слое углей, золы, сожженных костей, и множество обломков лепной посуды. Все эти предметы культового характера  и, очевидно, использовались для религиозных культовых жертвоприношений

Далее  в исторических документах, упоминания о д. Смилова теряются на долгое время.

Лишь в 1812 году   на карте-схеме боевых действий мы находим название этой деревни с  привязкой десяти домов, расположенных по обе стороны глубокого оврага, идущего к речке Бабенке.

Следующие упоминания о Смилове мы встречаем  в письме адмирала Лазарева  М.П. к Шестакову И.А.  в 1842 году: «Не знаю, застанет ли тебя письмо в Смилова, так как ты  располагал в этом месяце приехать в Петербург, но, во всяком  случае, я обещал тебе послать образцы парусных полотен - на сей же тяжелой почте  их высылаю».

В 1904 году  в алфавитном списке населенных  мест Краснинского уезда  мы находим запись следующего содержания: населенное место Смилова Мерлинской волости, число верст от  населенного места до города Красного - 8, до своего волостного правления - 6. В приложении к алфавитному указателю деревень мы находим перечень сельских обществ, где значится и Смиловское. В его состав входят деревни Смилова, Фомина, Сиганова, Волохова, Рыковщина, Шестаковское. Это общество имеет 230  десятин земли, водяную мельницу о трех поставах и суковальню.

Этот год примечателен не только созданием сельского общества, но и тем, что уроженец д. Смилова Козлов Марк  Иванович 27 января/ 9 февраля отличился в сражении против японской эскадры, служа матросом на легендарном крейсере «Варяг». За свой подвиг он был награжден Георгиевским  крестом.

Смиловское сельское общество постепенно из года в год наращивало производство сельхозпродукции для своих нужд, но революционный шквал разрушил сложившиеся сельскохозяйственные устои. Минули времена НЭПа, началась коллективизация, которая заставила всех жителей, проживающих на хуторах, по указанию властей  переселиться   на другое место на левый берег реки Лосвинка, как раз напротив бывшей деревни Смиловичи.

На картографических материалах 1926 года к названию деревни применена революционная транскрипция и теперь она называется Смилово. Эта деревня становится центром вновь образованной сельхозартели «Молния», председателем которой стал Шмелев Афанасий Семенович, бригадиром люди выбрали Шмелева Григория Семеновича. 

Трудно было колхозникам во вновь образованном хозяйстве, так как все сельхозработы выполнялись с применением ручного труда. Землю копали лопатами, почву обрабатывали, тягая за собой  бороны с помощью специальных лямок, сеяли из лукошка на  шаг. Тем  не менее  местные жители, хотя  и работали не за деньги, а за трудодень, на которые иногда получали выращенную сельхозпродукцию, никогда не теряли чувства собственного достоинства. Постепенно новая сельхозартель становилась на ноги, и в  довоенное время превратилась в крепкое хозяйство. Но, к сожалению, дальнейшим планам смиловцев помешала война.

Из деревни в Красную Армию были призваны 20 трудоспособных мужчин, из которых вернулось только двое. Героически погибли в бою - 8 человек, 10 человек пропали без вести.

Гибель близких людей, это всегда трагедия даже во время войны, когда потери всегда неизбежны. Страшнее всего  узнать на фронте, что твоя родная деревня пострадала от оккупантов и тебе некуда вернуться,  разве что на пепелище. С удвоенной энергией сражались смиловцы, когда узнали, что немцы дотла сожгли их родную деревню.

По этому поводу во многих  печатных источниках написано, что Смилово было сожжено немцами при отступлении, но на самом деле все было по-другому.  И это подтвердили бывшие жительницы этой деревни: Шмелева Зоя Григорьевна и Дороженкова Фекла Сидоровна, которые рассказали, что деревня  была  сожжена немецким карательным отрядом за убийство партизанами немецкого солдата.

27 сентября 1943 года закончилась оккупация Краснинского района. Началось возрождение деревни Смилово, которая теперь уже отстраивалась на новом месте, на правом берегу реки Лосвинка. Лишь к 1947 году была отстроена половина домов в деревне, остальные жители пока жили в землянках. Параллельно  с  восстановлением деревни  начал возрождаться и колхоз «Молния».

Многие годы понадобились колхозу, чтобы достичь довоенного уровня развития. Но в период хрущевской   «оттепели», когда шло укрупнение сельхозпредприятий, Смилово было присоединено к  совхозу Маньково, причем в составе бригады Середнево. В 60-е годы началась кампания по сселению «неперспективных» деревень. Жителям деревни было предложено переселиться на центральную усадьбу хозяйства. Но  в конечном итоге многие смиловские семьи отказались и стали строить свои дома в деревне Середнево. В этом случае мы видим, что все-таки над решением партийного руководства возобладал здравый смысл жителей.

Вот так  постепенно шаг за шагом по мере переселения умерла одна  из старейших деревень Краснинского района. С 1996 года Смилово, как населенный пункт уже не существует, но тем не менее существует память о прошлом в названии таких мест, как: Городец, Дунай, Контора, Волохово.

По своему трагична судьба  другой  деревни, которая называлась Данщина. Сейчас это одно из красивейших мест нашего района, зона отдыха, которой отдают предпочтение жители окрестных деревень. Здесь в рукотворном озере водится много рыбы. На берегу растут два единственных на всю округу серебристых  тополя, в тени которых  неоднократно отдыхали туристы. Одичавший фруктовый сад уже не радует посетителей своими плодами, хотя весной в пору бурного цветения, люди, как завороженные тянутся на это прекрасное место, чтобы скоротать свободное от работы время. Лишь немногие из них знают о том, что здесь когда-то располагалась деревня Данщина, которая канула в лета в 1959 году.

Судя по названию первоначально деревня принадлежала кому-то из рода Данщиных. Хотя в отношении названия существует противоположное мнение, о том, что когда-то она была форпостом казаков, поэтому в самом названии слог «Дан» можно  трактовать, как «Дон». Но к большому сожалению, информацию о  принадлежности к казакам  этого местечка атаман Смоленских казаков Ковтун В. И.  не подтвердил. Хотя в архивных документах есть материалы схода жителей Красного по поводу выселения казаков из города за непристойное поведение. Наличие этого документа оставляет открытым вопрос, касающийся названия деревни.

До сего времени остается открытым и год образования деревни. Так, например, в книге «Территориальное деление Смоленской губернии» датой образования деревни служит 1861 год. К большому сожалению даже такие серьезные издания допускают ошибки, что подтверждают архивные документы. Поэтому, опираясь на исторические факты и документы, мы будем писать историю деревни, простирающуюся во временных рамках с 1812 года по 1959 год.

Хронику этого периода по праву открывает событие 1812 года. Как известно,  в ноябре этого года произошла судьбоносная для России Краснинская баталия между армиями Кутузова и  Наполеона, которая принесла победу русскому оружию. Деревня Данщина,  состоящая в то время из 5 дворов, стала местом дислокации и опорным пунктом правого фланга соединения князя Голицына Д.В.. здесь же проводили переговоры русские парламентеры с маршалом Наполеона Неем. Об этом свидетельствуют: карта-схема диспозиции  противоборствующих сторон в одной из книг английского наполеоноведа Дэвида Чандлера и публикация кандидата исторических наук Епанчина  Ю.Л.

Следующее  упоминание о Данщине датировано 1896 годом. В этом году в деревне была открыта земская школа, в деле становления которой приняли активное участие в разные периоды ее существования: граф Келлер П.А. и землевладелец маньковской усадьбы Печковский  Ю. А. Граф Келлер П.А. за вклад в развитие народного образования позже был избран представителем на I  общеземский съезд в Москве от Краснинского уезда. Помещик Печковский оказал финансовую помощь при создании школьной библиотеки. В дащинской школе был определен курс обучения в четыре года. Преподавание  вели всего два учителя, которые кроме основных предметов, таких как: арифметика, русский язык, закон Божий, чистописание, русская история, история русской литературы, мироведение предлагали ученикам дополнительные предметы: пение, рукоделие, рисование.

На фоне становления народного образования стало развиваться и сельское хозяйство. Впервые стали организовываться сельские общества, которые включали в себя несколько деревень.

Таким образом, деревня Данщина вошла в состав Еськовского сельского общества. Тогда в деревне было 9 крестьянских дворов  с 90 десятинами земли, и проживало в ней 25 мужчин и 22 женщины. Гораздо  позже в период коллективизации базе Еськовского сельского общества была организована сельхозартель "Кузнец Социализма". Председателем люди выбрали Макарову Нину Григорьевну, бригадиром Моржеедова Терентия Михайловича. Деревня Данщина  во вновь образованном колхозе получила статус бригады

Развитие и становление деревни было прервано  Отечественной войной (1941-1945 годов). За период которой, не вернулись в деревню  братья Шамановы: Борис и Владимир, Шамановы однофамильцы: Алексей, Анатолий, Николай, Погодин Степан, Звизжов Артем. В 1943 году деревню Данщина освободил кавалерийский полк генерала Белова П.А.. Закончилась оккупация, а через два года и война.

Постепенно стали возвращаться домой жители деревни, принимавшие участие в военных действиях. Среди таковых оказались танкист Звизжов Иван Парфенович, в отношении которого  применима русская поговорка «Красна изба не пирогами, а углами». Если деревенская изба красна углами, то деревня красна людьми. И это в полной мере доказал Иван Парфенович  своими стихами. В перерыве между боями ложились на бумагу рифмованные войной строки. Мне удалось слушать и читать некоторые из них на пожелтевших от времени листках бумаги. Для  того, чтобы понять принцип построения  стихов Ивана Парфеновича, я приведу строки из его поэмы «На взятие Берлина».

Мы шли вперед за честь своих знамен

И песню пели славной нашей пуле.

 И     уходила вдаль былых времен,

 В историю народов и племен

Ночь - огненной, артиллерийской бури.

Под стихами  приписка, сделанная рукой автора: 2 мая 1945 года, шесть часов утра. Ивана Парфеновича уже давно нет с нами, но его стихи по-прежнему живут в памяти многих жителей нашей деревни

Маньково. Наверное, не случайно, наш поэт Том Григорьевич Иванов в свое время по достоинству оценил стихи этого  самобытного деревенского самородка и добился публикации о нем в местной газете.

Не только война, но и мирное время внесли коррективы в жизнь жителей деревни. В 1955 году был ликвидирован колхоз «Кузнец Социализма», всю технику, скот  передали в совхоз «Маньково». Затем Данщина попала в разряд «неперспективных» деревень. В результате часть людей переехала в д.  Уварово, а часть в д. Маньково. К 1959 году в деревне закрыли школу, что послужило еще одним толчком к ликвидации деревни. В этом же году Данщина перестала существовать, как населенный пункт.

Проблема исчезнувших деревень, сегодня, я думаю, волнует всех жителей области. Поэтому хотелось бы, чтобы возобладал принцип исторической памяти. И все исчезнувшие деревни области были бы зафиксированы в специальной «Книге Памяти».

                  С. Новиков,

          краевед из деревни

                          Маньково