Я не жалею ни о чем!

В преддверии юбилея я встретился с Лилианой Витальевной Разинькиной, воспитательницей детского сада "Родничок" и солисткой районного Дома культуры. Говорили обо всем: о жизни, о родителях, о детях и внучках, об учебе и работе. Разговор наш длился более часа. Если бы я написал о нем полностью, возможно занял бы всю площадь газеты. Чтобы остаться в рамках дозволенного, многое пришлось урезать, что-то упростить. Думаю, Лилиана Витальевна за это не будет на меня в обиде. И, конечно, не должна обидеться на то, что этот материал выйдет позже юбилейного дня.b_150_100_16777215_00_images_stories_liliana.jpg

 

-Лилиана Витальевна, 7 февраля у вас юбилей, исполнится 65 лет со дня рождения. Говоря о женщине, возраст указывать не принято. Хотя чего здесь стесняться. Это же не чужое, не ворованное. Это свое, тем более заслуженное, пережитое. Давайте начнем наш с вами разговор с самого нуля, с самого рождения. В какой семье вы родились?

- Наверное, правильно будет так, если скажу что родилась я в рабоче-крестьянской семье. Отец - токарь по специальности, мать - зоотехник. О семье можно много говорить, не одна книга получится. Мама была скромным человеком, какими-либо талантами не блистала, хотя знала огромное количество песен, любила их петь, от нее, по сути, я много песен и взяла. Отец, он тоже может быть об этом сам и не догадывался, был очень одаренным человеком. Он самоучка, сам научился играть на гармошке. Поэтому его постоянно приглашали играть на всевозможных свадьбах, днях рождения. А с культурой он был связан почти профессионально. Во время учебы в Людиновском профтехучилище, перед войной, он занимался в русском народном ансамбле песни и пляски. Он очень хорошо танцевал, пел, у него был прекрасный баритон. У нас в семье, когда мы все вместе собирались, и к нам приезжали мамины сестры (папины родственники жили далеко, в Курской области), а сестер было четыре, то у нас получался свой хор. Можно было наслушаться и напеться любых песен. Отец знал довольно хорошо немецкий язык, мог на нем легко разговаривать. Он же прошел плен, лагеря. Его только в 1946 году освободили в Норвегии. Как все пленные получил «благодарность» от советского правительства, строил дорогу Тайшет - Абакан. Конечно, это все не могло не сказаться на его здоровье. В общем, жили как все - трудились, растили детей, когда была возможность, то веселились.

-Лилиана Витальевна значит, можно сказать, среда в вашей семье была постоянно музыкальная?

- Конечно, мы очень часто все вместе пели русские народные песни. Папа играл на гармошке, потом и мой брат Юра к этому пристрастился, он также как и отец, сам научился играть, на слух мог любое произведение исполнить. Я помню, как он по радио услышал "Полонез Огинского", и тут же его исполнил на гармошке. В начальной школе ему купили полу-баян "Ростов-Дон". Потом он уже пошел учиться в музыкальную школу. Любимое мамино произведение была "Ноченька". У нас, в семье, на счет этой "Ноченьки" был забавный случай. Юра готовил ее к экзамену, никак она у него не получалась. Мама в это время под полом перебирала картошку, ростки были огромные, до самого пола. Мама послушала Юрину игру, да и говорит: "Юра, брось ты эту "Ноченьку", иди лучше картошку перебирать". Юра подошел, посмотрел и горько так сказал: "Нет уж, буду я лучше "Ноченьку" учить", и получил за нее пятерку. Он всем с гордостью потом говорил, что заслуга в этом его матери. Он вообще добивался всего сам, у него все получалось, за что бы он не брался: петь, рисовать, стихи и музыку писать. Талантлив был от Бога.

-Лилиана Витальевна, вы окончили Краснинскую среднюю школу, а дальше, где учились?

- Да, я окончила Краснинскую среднюю школу, потом поступила в Смоленское культпросветучилище, буквально случайно, с благословения нашего методиста РДК Верочки Щербаковой, отчество, к сожалению, уже не помню. Она сказала: «Что будешь год терять, бери документы из института и езжай в училище, и поступай на хоровое отделение». Ну вот, с этим письмом я и поехала в культпросветучилище. Училище тогда находилось на колхозной площади. Прихожу туда, кругом идет ремонт, август месяц, в училище нет никого. Нашла директора, отдала письмо, он прочитал, направил меня на прослушивание. Я пела "За окошком света мало", эта песня тогда была моей самой любимой. И меня взяли, правда, не дали ни общежитие, ни стипендию. Так, правда, длилось только два месяца. Потом все устроилось, только благодаря тому, что хозяйка моей квартиры отказала мне в дальнейшем проживании. Я пришла в училище, к Лапину Михаилу Ивановичу. Так, мол, и так, ночевать сегодня негде. Он у девчат из 13 комнаты спросил, сколько там у них кроватей стоит, те ответили что пять, ну а шестую поставите? - поставим. Вот так и прожила до самого выпуска, который состоялся в январе 1969.

Учиться мне нравилось, потому что каждый день узнавала что-то новое по той же самой музыке, по произведениям. Самыми любимыми предметами были хор-класс и дирижирование, преподавала их нам Лариса Ивановна Лебедева, прекрасный педагог, теперь профессор. По распределению попала в Сафоновский район. И чуть было не попала на Север. Нас было 5 девчат, приключений захотелось, романтики. Мы возьми и напиши, что хотим работать на Крайнем Севере. Написали, да и забыли об этом, год почти прошел и вдруг приходит вызов. На Сахалин, Магадан, Оймякон, Ненецкий национальный округ. Правда, директор училища сказал, пока разрешение от матерей не привезете, Севера вам не видать. Так я и осталась на Смоленщине. По распределению была направлена в Барановский народный хор, но место было занято, пришлось немного поработать в Издешково, затем перешла в 9-е Сафоновское профтехучилище, работала воспитателем и вела хор, правда из Издешково уволилась не совсем правильно. Я просто написала заявление на увольнение и оставила его в отделе культуры. Уехала. Я же не знала, что его не подписали. В училище проработала только месяц. В общем, после всех этих мытарств я уехала в Красный, стала работать в РДК,проработала год, потом вышла замуж и опять вернулась в Сафоново.Работала на заводе электромашин художественным руководителем, заново создала практически всю художественную самодеятельность, создала ансамбль. В октябре 1971 года перешла работать в один из детских садов г. Сафоново. Пять лет отработала, хотя образование было другого профиля. Потом поступила в Тульское педучилище. Эти два образования прекрасно дополняют друг друга.

- Лилиана Витальевна, а почему вы вернулись назад в п. Красный?

- Всему причиной квартирный вопрос. Жили в комнате 12 кв. метров, втроем, на очереди-то я стояла на квартиру, только в самом конце этой очереди. Как мне тогда сказали, очередь подойдет не менее чем через 15 лет. В 1980 году я вернулась опять в Красный, стала работать в открывшемся детском саду "Солнышко" воспитателем. За время работы в детском саду мне неоднократно предлагали стать заведующей детского сада, звали работать в роно, но мне нравилось работать с детьми. Я осталась верна себе вот уже почти 40 лет. Быть постоянно в форме в этом мне и дети помогают. У меня две внучки, поэтому расслабляться некогда. Старшей-то уже 18 лет, а вот младшей пять. Так что скучать не приходится.

- Лилиана Витальевна, хотя вы работаете воспитателем в детском саду, но ваша жизнь связана непосредственно с культурой, как давно длится эта дружба.

- Я вот специально вспомнила, во сколько лет я вышла на сцену. И получается так, что выступать я стала не с песнями, а с танцами. Я танцевала, меня отец еще учил танцевать "Яблочко", "Русскую". Так что на сцене я со школьной скамьи.

- Может быть, есть такое, что больше всего запомнилось из работы в культуре, может быть, Лилиана Витальевна, вам конкретно запомнилось какое-то мероприятие?

- Да, каждое мероприятие по-своему запоминается. Но вот конкурс "Лейся, песня!" отложился на всю жизнь. Замечательный был конкурс, столько людей к нам приезжало, настоящих талантов. (Примечание автора: Международный песенный конкурс "Лейся, песня!" был организован в 1992 году автором этих строк, конкурс просуществовал до 1998 года. Разинькина Л.В. является лауреатом этого конкурса). Запомнился также конкурс "Днепровские голоса", проходящий в г. Дубровно Республики Беларусь, туда всегда приезжает много артистов, причем из разных стран. В том же самом Дубровно, к Юрию Витальевичу обратилась украинская делегация, их аккомпаниатор заболел, что бы он им помог провести репетицию. Витальевич отработал с ними всю их программу, ни сделав ни одной ошибки. Они вместе с В.П. Прудниковым дополняли друг друга. Они были не просто друзья, а, как бы это правильно сказать - музыкальные компаньоны.

- Лилиана Витальевна, как раз вопрос касательно вашего брата Юрия Витальевича Евсеева. 2 мая исполняется 5 лет со дня его смерти. Каким вы его запомнили? В детстве, наверное, дрались, по характеру-то оба настырные?

- Нет, конечно, драться мы не дрались, отделывались подзатыльниками. Отношения наши были нежно-натянутыми. Я была старшая. Его родители постоянно баловали. Даже если он и оказывался в чем-то виноватым, все равно наказывали меня. Школу он окончил без троек, институт с красным дипломом. Я правда, никогда не думала, что он художником станет, я думала он получит полное музыкальное образование, он же рисовал хуже меня. Учитель рисования Алексей Антонович Смирнов сетовал при встрече со мной: "Думал ты художником будешь, а ты променяла на песни".

- Лилиана Витальевна, и последний вопрос, оглянувшись назад на прошедшие года жизни, всплывает ли какой-нибудь сюжет, который можно определить как самый значимый?

- Иногда, сидя дома, начинаешь вспоминать и понимаешь, все периоды твоей жизни значимы. Нельзя что-то выделить. Я не жалею ни о чем! Я довольна своей жизнью, я довольна своими детьми. Аленка - замечательный человек, работает в онкологии медсестрой. Она пользуется уважением у больных, сколько мне высказывают добрых слов в ее адрес. Алеша перепробовал много специальностей, поменял много рабочих мест, все искал себя, кажется, что теперь себя нашел - стал работать в "Индустрии красоты". Он мне часто говорил, я хочу ходить на работу с желанием, с удовольствием. И это главное. И в заключение нашей беседы, хочу обратиться к нашим читателям, живите с удовольствием, с радостью, чтобы от общения вам было хорошо, живите от души.

-Лилиана Витальевна, спасибо большое за ваш рассказ. Позвольте мне от имени всех работников культуры поздравить вас с этим замечательным событием. Не болейте, будьте счастливы и живите долго на радость своим родным и близким. А к окружающей жизни относитесь по-пушкински: "Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца". Удачи вам во всем!

                         В.Коршунов.v