Из истории поиска пропавших без вести солдат

14 октября состоялось захоронение нашего  солдата - земляка, рождённого на Краснинской земле, призывавшегося на фронт в 1941 году из д. Яново Маньковского сельского поселения Николаенкова Аверьяна Кондратовича. Солдат был захоронен на мемориале «Богородицком поле» Вяземского района со всеми духовными (отпет в Спасо-Богородицком Одигитриевском  женском  монастыре), воинскими, гражданскими почестями вместе с другими 122 воинами, найденными в ходе поисковых экспедиций на вяземской земле. 12 семей, приехавших со всех уголков нашей страны, обрели своих солдат. От Краснинского района в захоронении приняли участие исполняющий полномочия главы МО «Краснинский район» Попков В.Н, командир ПО «Русич» Колабская С.А., пресслужба.

В апреле 2017 года нам позвонила Н.Г. Куликовских - руководитель «Вахты Памяти» на территории Смоленской области с просьбой помочь найти родственников солдата, медальон которого был прочитан экспертами следующим образом: «Николаенков Аверьян Колоратович 1903 г.р. д. Яково Краснинский район». Ни по каким базам данных он не проходил - будто и не было такого человека вовсе. Кстати, все остальные солдаты, а их 19 прочитанных имён, и одно не полностью, тоже нигде не числились. Выручило сначала название деревни, затем  фамилия. Ориентируясь по карте, удалось найти похожее название, правда, не Яково, а Яново. Зная, приблизительную географию распространения фамилий, сразу же вышли на 2 поселения: Гусинское и Маньковское. Параллельно обратились в военкомат, в районный музей - там сведений не было, но их сотрудники тоже обратились в администрации поселений. Вот так вышли на Маньковское поселение д. Яново и, погрузившись в Похозяйственную книгу, нашли нужные сведения. В Похозяйственной книге за 1947-1948 год Маньковского сельского поселения Краснинского района Смоленской области есть запись: «Николаенков Аверьян Кондратович, ушёл на фронт. Жена Варвара Кузьминична». В Похозяйственной  книге за 1949-1951 год числится дочь Вера Аверьяновна. Зять Николай Маркович Дымченков. В 1948 году родился сын (внук солдата - умер) Виктор Николаевич, затем дочь (внучка)  Валентина Николаевна в замужестве Сафонова, проживающая в настоящее время в г. Смоленске. Подключила своих учеников - и вот уже разговариваем по телефону с В.Н. Сафоновой - внучкой солдата. «Моего деда не призвали на фронт, а забрали, проходя мимо деревни, какие-то военные части, впрочем, их всех мужчин в деревне забрали в ополчение, дома остались жена, сын, дочь. Дед так и не вернулся, а бабушка ждала. А вот сын деда, брат мамы, 1923 года рождения тоже убежал на фронт, но ему тогда ещё 18-ти не исполнилось - поймали, вернули домой, он снова сбежал - снова вернули, а в третий раз как ушёл из дома - так никто уже его и не видел, он погиб…», - так вспоминает Валентина Николаевна историю своей семьи. Действительно, Александр Аверьянович Николаенков, ушедший на фронт добровольцем, рядовой 1ср 294сп 184сд (Духовщинской) 5А  погиб в бою 14.01.1944г. в м. Выдрея Витебской области. Похоронен в д. Погостище Лиозненского района Витебской области. Это место захоронения было известно и Валентине Николаевне, и её родным, а теперь известно и место захоронения её деда, с могилы которого она повезёт землю на могилу его жены, дочери, внука в д. Яново. Они снова обретут друг друга. 

Немного о горькой судьбе нашего солдата. Разговаривая с вяземскими поисковиками, удалось выяснить, что наш солдат лежал в одной яме с ещё 25 бойцами. Все они были раздеты, разуты, обобраны немцами. Практически ничего при них не было. Они были расстреляны из пулемёта в спину, потом  их добивали из нагана - об этом свидетельствует характер ран. Все они были сброшены в яму после их смерти, скорее всего, местными жителями, которых пригоняли для этих целей немцы. По рассказам очевидцев из окрестных деревень, «... в марте 1943 г. немцы стали гонять нас в окрестности деревень Мартюхи. Здесь по долине небольшой речушки, окружавшей деревню, лежали наши солдатики. Было их очень много. Лежали несколькими слоями друг на друге. Мы снимем верхний слой, похороним, а следующий, еще замерзший, оставим до следующего дня, чтобы оттаял. Так работали около месяца, похоронили около семи слоев. Немцы очень боялись эпидемий».

Медальонов в этой яме оказалось больше всего-10. Останки нашего солдата были найдены в 1,5 км от д. Коптево, в районе «Вяземского котла». 13-14-го  октября 1941 года  завершились все бои под Вязьмой. Потери Красной Армии убитыми, ранеными и пропавшими без вести были огромны. Из сотен тысяч бойцов вырваться из окружения удалось единицам тысяч. 7 - 13-го  октября самые трагические и кровавые дни вяземских боев. Дороги, запруженные людьми, повозками, техникой. Войскам был отдан приказ - идти день и ночь, темпом 70 километров в сутки. Но куда идти? Везде - враг. Беспрестанные налеты немецкой авиации и артиллерийский огонь - одно спасение - скрываться в лесах. Но и там была смерть. Фронт и тыл перемешались в этом «котле». Смертельно измученные боями, почти не имея боеприпасов, горючего и продовольствия, окруженные части еще пытались вырваться из немецких тисков.

Вот, что писал командир 45-й кавалерийской дивизии  Стученко о боях в районе деревень Стогово, Покров, Селиваново: «Развороченная земля, усеянная трупами наших и немцев. Здесь же исковерканные повозки, орудия, машины. Раненые лошади, с низко опущенными головами, бродят по мертвому полю. А вокруг зловещая тишина...   13 октября войска армии начали разделяться на отдельные группы для самостоятельного выхода. Все орудия были взорваны, машины сожжены. Но на то, чтобы уничтожить конский состав, ни у кого рука не поднялась. Коней распустили по лесу».    Немцы не смогли сдержать последнего отчаянного натиска советских солдат из северной части «котла» в направлении на юг.   В ночь с 12-го на 13-е октября значительная их часть, в результате тяжелых и кровопролитных боев, смогла прорваться. Однако, там они попали в то же самое окружение - только теперь уже 4-й немецкой армии. 13-го октября местность в районе автострады Смоленск - Вязьма была очищена. Советские войска прекратили организованное сопротивление. Картина завершившегося сражения была поистине трагичной. Офицер из штаба 8-го АК передал свои впечатления от увиденного им тогда в отчете, подготовленном для командования соединения. В нем говорится: «...Наступил мороз и выпал первый снег. Бесконечные потоки русских пленных шли по автостраде на запад. Полны ужаса были трупные поля у очагов последних боев. Везде стояли массы оседланных лошадей, валялось имущество, пушки, танки»… Сколько сотен тысяч людей исчезло в этом аду - трудно сказать. Немцы утверждают, что только пленных оказалось около 640000.

Валентина Николаевна Сафонова с мужем Вячеславом Николаевичем, были приятно удивлены  почестями,  оказанными  их родному человеку. Ничто: ни ветер, сшибающий с ног, ни сырая промозглая погода - не могли помешать их счастью встречи с солдатом, судьба которого не была известна семье 76 лет. Каждый из нас произносил в этот день слова благодарности поисковикам и слова «Вечная Память и Слава» нашему русскому солдату-герою за стойкость, мужество и воинскую доблесть.

                                                                       С. Колабская