b_150_100_16777215_00_images_Korolev_V.jpg

В преддверии праздника 9 Мая ко мне обратился житель Ставрополя Королёв Вячеслав, который приехал на нашу Смоленскую землю, чтобы установить военную судьбу его деда Королёва Василия Антоновича, родившегося в д. Дуровичи в 1904 году. Вячеслав пишет книгу о своей семье, о малой родине своих предков. Результаты поисковой работы так обрадовали нашего гостя, что он  попросил установить и боевой путь ещё двух его дедов с одинаковыми инициалами Королёва Григория Антоновича и ещё одного Григория Антоновича, тоже Королёва, а также Королёва Сергея Григорьевича, его дяди.

Все эти трое родных людей Вячеслава вернулись с фронта домой, к счастью, и прожили довольно долгую жизнь здесь, на Краснинской земле. Интересно, что ни один Королёв в нашей Книге Памяти и в книге «Солдаты Победы» по Краснинскому району не проходит. Несколько раз мне задали вопрос: «Почему нет моих дедов в Книгах, ведь есть данные на них в архивных документах, есть даже наградные листы?»

Что я могла ответить: «Наверное, человеческий фактор…». Занимаясь работой по   установлению солдатских судеб, я всё больше думаю над тем: ведь если я в течение пары дней обнаруживаю имена нескольких наших воинов, которые никому неизвестны на данный момент, сколько же их тогда на самом деле не внесено в наши Книги Памяти?..

Самое меньшее, что я могла сделать - это восстановить боевой путь солдата и рассказать о нём его землякам.

Дед Вячеслава Королёва, Василий Королёв - на фронте красноармеец, миномётчик. Согласно документам, беспартийный. На момент призыва был женат на Королевой Марии Андреевне. Перед началом Великой Отечественной жил в Украинской ССР Ворошиловоградской области в г. Краснодоне,  трудился на шахте №1. Там же оставил свою жену, когда уходил на фронт.

Последнее место  службы Королёва Василия Антоновича - 7 гвардейская армия 78 гвардейская стрелковая дивизия 228 гвардейский стрелковый полк.

7 гвардейская Армия создана 1 мая 1943 г. на основании директивы Ставки ВГК от 16 апреля 1943 г. путем преобразования 64-й армии в составе Воронежского фронта. В нее вошли 15, 36, 72, 73, 78-я и 81-я гвардейские стрелковые дивизии, которые затем были объединены в 24-й и 25-й гвардейские стрелковые корпуса.

В июле - августе 1943 г. наш солдат принимал участие в Курской битве. В ходе оборонительного сражения армия отражала удары танковой группировки немцев, наступавшей от Белгорода на Корочу. Воины армии уничтожили до 10 тысяч вражеских солдат и офицеров и до 200 танков, остановили противника, а затем контрударом отбросили его войска в исходное положение.  Затем миномётчик Королёв участвовал в Белгородско-Харьковской стратегической операции, в ходе которой войска 7 гвардейской армии  во взаимодействии с войсками 69-й и 5-й воздушной армии освободили Белгород (5 августа) и Харьков (23 августа).

Удалось, согласно Журналу боевых действий 78 гвардейской стрелковой дивизии, проследить путь Королёва Василия Антоновича, начиная с 15 мая 1943 года, когда дивизия вошла в состав 25-го гвардейского стрелкового корпуса и, сменив 213-ю стрелковую дивизию, заняла оборону на южной окраине Белгорода и южнее на рубеже Дальние Пески, Дорогобужино, Нижний Ольшанец - по фронту 10 километров. В первом эшелоне - 228-й стрелковый полк, где служил красноармеец Королёв и  225-й  полк, во втором - 223-й гвардейский полк, 158-й гвардейский артиллерийский полк занял оборону в боевых порядках этих частей на прямой наводке. Справа находилась 81-я, слева - 72-я гвардейские стрелковые дивизии. Противник же находился на правом берегу Северского Донца, по высокой гряде меловых гор, поросших густым лесом и кустарником, откуда он имел возможность полностью просматривать оборону дивизии. Части дивизии приступили к укреплению оборонительных рубежей, одновременно с которым в дивизии велась усиленная разведка противника, продолжалось совершенствование боевого мастерства личного состава. Поочередно роты и батальоны выводились в тыл и занимались боевой и политической подготовкой. Фронт от 78 гвардейской дивизии был всего в 15-20 километрах, и поэтому ее части находились в постоянной боевой готовности. Вражеская авиация совершала непрерывные разведывательные полеты. Больше месяца части и подразделения тренировались в строительстве прочной обороны, маскировке, стрельбе из всех видов оружия, в том числе и трофейного, вырабатывали умение атаковать и контратаковать противника, пропускать через себя фашистские танки, отрезать от них и уничтожать новую силу врага.

Вскоре части дивизии получили предупреждение, что противник может перейти в наступление 5 июля. К началу наступления враг, кроме пехотных дивизий, сосредоточил против правого фланга 7-й гвардейской армии, ее 25-го гвардейского корпуса оперативную группу «Кампф» в составе 6, 7 и 19-й танковых дивизий. Он имел против 81-й гвардейской дивизии непосредственно под Белгородом небольшой Михайловский плацдарм, а против 72-й гвардейской дивизии - такой же плацдарм в районе Масловой пристани, откуда и ожидался танковый удар.

Местность же в полосе обороны 78-й гвардейской считалась неудобной для массового применения танков - крутой, обрывистый западный берег Северского Донца местами заболоченные берега, отсутствие готовых переправ, берег и чистое плато восточнее реки - это мелкий сыпучий песок.  Когда развернулось сражение, стало ясно, что основные усилия оперативной группы «Кампф», ее танковых и пехотных дивизий направлены как раз против 78-й гвардейской дивизии.

В 22 часа 30 минут 4 июля 1943 года противник произвел мощный артиллерийский обстрел советских позиций. А в 3 часа 5 июля снова грянул гром канонады. Это уже был упреждающий удар советской артиллерии, который длился 30 минут. В 6 часов утра 5 июля противник, обрушив на позиции дивизии мощный огонь сотен орудий и минометов, переходит в наступление. Фашисты бросили против гвардейцев все силы, решив во что бы то ни стало прорвать оборону дивизии и выйти на участок шоссе Белгород - Короча, соединиться с войсками группы армий «Центр», наступающими из Орла, замкнуть кольцо окружения.

Обстановка все более осложнялась. Потерпев первую неудачу с ходу форсировать Северский Донец, противник в 11 часов 30 минут вновь попытался взломать оборону дивизии. Десятки бомбардировщиков непрерывно бомбили боевые порядки дивизии, поливали свинцом окопы, огневые позиции артиллеристов и минометчиков. Вслед за этим началась артиллерийская подготовка, длившаяся более получаса. Под таким прикрытием противнику удалось форсировать Северский Донец в стыке 225-го полка с 72-й гвардейской дивизией, навести две переправы и атаковать фланг 78-й гвардейской 70-ю танками и полком пехоты. Одновременно из района Соломине, в стык между 225-м и 228-м полками, гитлеровцы, переправив до двух пехотных полков и около 60 танков, начали атаковать второй батальон капитана Мацокина.

По всему фронту обороны завязались бои. На отдельных ее участках прорвались фашистские танки. К исходу дня враг потеснил части дивизии и овладел железнодорожной насыпью, занял Дальние Пески, Дорогобужино, Нижний Ольшанец и Разумное, вклинился в боевые порядки на 3-4 километра. Но прорвать оборону дивизии на всю глубину он не смог. Не смог выйти и на Корочинское шоссе, куда так рвался. 6 июля бои развернулись с новой силой. Перед дивизией противник сосредоточил две танковые и две пехотные дивизии. После двухчасовой артподготовки и мощных бомбовых ударов он бросил на штурм советских позиций более 200 танков. Основная тяжесть боев в этот день легла на 223-й и 225-й гвардейские полки. 228-й гвардейский полк по приказу командира корпуса генерала Г.Б. Сафиулина временно перешел в подчинение командиру 81-й гвардейской дивизии и отбивал танковые атаки противника на соседнем  рубеже. 22 июля 1943 года после многодневных ожесточенных оборонительных боев вместе с войсками армии 78-я гвардейская дивизия перешла в решительное контрнаступление. Разгромив противника на своем участке, в 22 часа 23 июля 1943 года она первой полностью восстановила свое прежнее положение - заняла село Крутой Лог и вышла на Северский Донец. Противник с огромными для него потерями был отброшен за Северский Донец, в то положение, из которого он начал наступление. Только в Крутом Логе немцы оставили исправными 8 танков и 12 пушек. 27 июля передовые отряды полков захватили небольшие плацдармы на западном берегу Северского Донца, а 31 июля дивизия форсировала реку и после ожесточённого боя заняла важный населенный пункт Топлинку. Несколько позже, выполняя приказ командира корпуса, дивизия повернула на юго-запад, вышла на шоссе Харьков - Белгород, закрепилась на нем и отрезала фашистам пути переброски своих войск из Харькова в Белгород, а затем и отхода из Белгорода на Харьков. С 4 августа 1943 г. части дивизии в составе 25 гвардейского стрелкового корпуса  7-й гвардейской армии, вклинившись в оборону противника, наступают на Белгород с востока. Вместе с другими дивизиями армии ликвидируют Михайловский плацдарм противника на восточном берегу Северского Донца и завязывают бои уже на западном берегу. 5 августа нашими войсками был штурмом взят Белгород. B честь победы на Курской дуге 5 августа двенадцатью залпами из 124 орудий в Москве был произведен салют. Это был первый салют в истории Великой Отечественной войны. Он извещал о славной победе наших войск под Курском. В нее внесли весомый вклад и воины 78-й гвардейской стрелковой дивизии, наш земляк Королёв Василий Антонович.

В течение последующих 16 дней дивизия с боями продвигается к Харькову. 20 августа, взломав оборону немцев, дивизия вплотную подошла к последнему населенному пункту перед Харьковским тракторным заводом - поселку Зайкинский. Учитывая, что он находился на одном из главных направлений обороны Харьковского тракторного завода и всего Харькова, фашисты установили здесь сплошное заграждение из колючей проволоки в три ряда, противотанковые рогатки, оборудовали доты. В обороне противника была пробита брешь, и 78-я дивизия вплотную подошла к цехам тракторного завода. В течение всего дня 22 августа она вела здесь бои.

На рассвете 23 августа 1943 года дивизия овладела всеми цехами тракторного завода и рабочим поселком. Ночной штурм увенчался успехом. Сотни фашистов были взяты в плен. Части 78-й гвардейской дивизии, преследуя отходящие гитлеровские части, устремились к железнодорожной станции Основа. После короткого боя 228-й гвардейский полк, где служил Василий Королёв, штурмом овладел ею. К полудню силами других частей и соединений Харьков был полностью освобожден. В тот же день полки дивизии вышли на рубеж поселков Шихари, Карачёвка, Бабаи. Бои за Карачёвку и Бабаи, на реке Удд продолжались трое суток. Село Бабаи несколько раз переходило из рук в руки. Только 28 августа 1943 года полк Василия Королёва окончательно выбил противника из главного пункта обороны - винзавода, занял его и затем вышел вместе с другими частями дивизии на юго-западную окраину села. Освободив Бабаи и выбив противника с окрестных высот, дивизия, несмотря на упорное сопротивление противника, вышла к городу Мерефа и после четырехдневных боев 4 сентября овладела его южной частью. Враг оказался зажатым войсками 7-й гвардейской армии с юга и севера и отступил. Город Мерефа был полностью освобожден.

Королев Василий Антонович был смертельно ранен 1 сентября 1943 года во время боёв за город Мерефа. (Отчёт о боевых действиях  78 гвсд  ЦАМО Фонд 1225 Опись1 Дело 11 № документа 271). Он поступил в полевой передвижной госпиталь (он же хирургический полевой передвижной госпиталь, действовал с 01.03.1943г.- 11.05.1943г.). Умер от ран 01.09.1943г. в госпитале №2208 (ЦАМО Фонд 58 Опись 18001 Дело №826).

Был похоронен 2 сентября 1943 года: Украинская ССР Харьковская область Харьковский район, станция Лосево, на гражданском кладбище, могила №4 (ЦАМО Фонд 58 Опись А-83627 Дело 4104). Лосево находится в 30,4 км на юго-восток от Харькова, это совсем недалеко от того места, откуда Королёв Василий ушёл на фронт, где проживала его жена во время войны.  Так солдат вернулся домой.

А имя Василия Антоновича Королёва мы сегодня вернули в нашу Книгу Памяти.

С. Колабская