Музеи – кладовые нашей памяти, главная ценность музея – экспонаты. В коллекции нашего Краснинского краеведческого музея им.супругов Ерашовых свыше 12 тысяч предметов по истории и культурному наследию родного края.

Каждый экспонат самобытен, интересен, каждый несет в себе ценную информацию. Рассматривать экспонат без связи с человеком нельзя. Любой предмет изготавливается  человеком, для человека и принадлежит потом человеку. Хоть это и неодушевленный предмет, но он пропитывается духом хозяина.

В преддверии Дня памяти воинов-интернационалистов мы расскажем о гармони «Теза», которая принадлежала воину-интернационалисту Харламенкову Федору Васильевичу, погибшему исполняя интернациональный долг в Афганистане. Сейчас гармонь наряду с другими экспонатами бережно хранится в музее.

b_150_100_16777215_00_images_2_h3.jpg

Гармонь была изготовлена предположительно в 60-х годах прошлого века на Шуйской гармонной фабрике. Купил гармонь житель деревни Духатино нашего района Харламенков Василий Васильевич, природа одарила Василия Васильевича абсолютным музыкальным слухом, гармонь для него была просто частью жизни.

Понятно, что в те времена гармонь на селе была основным музыкальным инструментом, а порой и единственным. Ни один праздник, ни одна сельская гулянка не обходилась без гармониста. В умелых руках гармонь - живой организм, она вместе с музыкантом плачет и смеется, танцует и поет.

В семье Василия Васильевича выросло 7 сыновей и дочь, троим сыновьям отец передал по наследству редкие музыкальные способности. Ребята росли, и каждый из них, как только достигал того возраста, когда хватало сил растянуть меха, начинал играть на гармони. Отец не противился этому, только гордился.

Старшие сыновья выросли, разошлись по своим семьям, приобрели свои инструменты, гармонь отца по праву досталась младшему из семейных гармонистов, Феде.

Федор играл в удовольствие, со временем он начал заменять отца на сельских праздниках.

Окончив школу, Федор стал учиться в Демидовском совхозе-техникуме, гармонь с собой на учебу не брал, она терпеливо ждала его дома. Приезжая на праздники и выходные, молодой гармонист, что называется, «отводил душу».

Малащенков Владимир, который рос вместе с Федором и дружил с ним с детства, считает, что Фёдор играл на гармони лучше старших братьев, замечательно «резал». Многие девчонки в округе потихоньку вздыхали о Федоре. Все правильно, гармонист на деревне всегда первый парень!

Федор также хорошо играл на гитаре, кроме того он неплохо рисовал. В то время в сельском клубе деревни Гребени, которая находилась рядом с их родной деревней, был свой вокально-инструментальный ансамбль, так что танцевальные вечера проходили под живую музыку. Федор был активным участником этого коллектива.

Гармонь осталась  ждать его дома

Настало время, пришла повестка из военкомата, Федора призывали в армию. В те годы гремела война в Афганистане, никто не мог знать заранее, где придется служить призывнику, поэтому провожали ребят как на фронт.

Информации об Афганской войне тогда было мало, но страшные вести уже стали приходить, и было действительно тревожно за своих парней. Однако каждый надеялся, что эта горькая чаша бед и потерь минет их дом.

Владимир и Федор уходили служить вместе, Федору повестка пришла чуть раньше. Владимир вспоминает, что проводы друга на службу были шумными и веселыми, допризывник сам играл на своей любимой гармони, не выпускал ее из рук весь вечер.

Особенно Владимиру запомнился момент, когда Федор, обняв мать, пел известную всем песню «Деревня моя, деревянная дальняя». Разве он мог подумать, что видит свою деревню в последний раз…

Родные терпеливо ждали первой весточки от солдата, она пришла из Теджена Ашхабатской области, из города, что на границе с Афганистаном. Стало понятно, что служба у сына будет трудной, сложной и опасной. Федор окончил учебное подразделение по подготовке младших военных специалистов - командиров танка, получил звание «младший сержант».

В Афганистане Федор воевал больше года в составе 3-й танковой роты 628-го мотострелкового полка 108 мотострелковой дивизии, что дислоцировалась в Панджшерском ущелье, неоднократно участвовал в боях, но о тяготах службы писал мало.

Иногда вместе с письмом удавалось переслать негативы фотографий, сами фотографии делать было нельзя, однако ребята очень хотели, чтобы осталась память о службе. Родственники уже здесь печатали снимки.

b_150_100_16777215_00_images_2_h1.jpg

b_150_100_16777215_00_images_2_h2.jpg

b_150_100_16777215_00_images_2_h.jpg

Из военных источников доподлинно известно, что 22 февраля 1986 года экипаж танка под командованием младшего сержанта Харламенкова участвовал в сопровождении автомобильной колонны по доставке груза в пункт постоянной дислокации части. Колонна была обстреляна душманами из стрелкового оружия и гранатометов. Умело командуя личным составом, младший сержант Харламенков вел прицельный огонь по противнику из штатного оружия танка, уничтожив при этом несколько огневых точек противника. В ходе боя его танк был подбит из гранотомета противника. Осколками гранаты младший сержант Харламенков был тяжело ранен, не приходя в сознание, он скончался в боевой машине. До демобилизации оставалось три месяца…

 

Федор награжден орденом Красной звезды (посмертно).

После похорон Федора осиротели не только родители, братья, сестра, близкие люди – осиротела и гармонь.

Больше к ней никто никогда не прикасался, инструмент хранился в доме родителей.

Когда в районном музее стали оформлять экспозицию, посвященную воинам-афганцам, родители с удовольствием передали школьные тетради сына, его награду и гармонь для выставки.

Теперь они были уверены, что память об их сыне сохранится и дорогие им вещи не пропадут.

После вывода советских войск из Афганистана много говорили, да и сейчас говорят, что участие наших войск в боевых действиях по восстановлению конституционного порядка в этой республике было ошибкой, что все зря – неправда!

Не погружаясь в глубины геополитики, давайте вспомним, что буквально через 2-3 года после вывода наших войск из Афганистана полыхнула Чечня. И снова война, и снова гибли русские солдаты, но это была уже наша территория…

Не зря погибали наши ровесники в Афганистане, не зря получали там увечья и травмы, калечили тела и души. Наши солдаты в этой войне защищали нас с вами, защищали свою Родину на дальних подступах!

Гордимся, помним, не забудем!

В музее экспозиция о воинах-афганцах занимает совсем немного места: школьные тетради, боевые награды, фотографии – не успели парни по молодости лет нажить добра больше.

Среди экспонатов почетное место занимает гармонь Федора.

Вместе со школьными тетрадями в музей родители передали и песенник молодого человека. В незатейливую тетрадь крупными ровными буквами вписаны слова различных песен и среди них песня на стихи М.Матусовского «С чего начинается Родина?». Финальный куплет этой песни звучит так:

… А может она начинается

Со стука вагонных колес,

С той клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес…

Не раз гармонь выводила эту мелодию, и она оказалась судьбоносной для молодого хозяина. Клятву, данную Родине в юности, в данном случае это воинская присяга, Федор Васильевич не нарушил, исполнил свой долг с честью.

До конца своих дней родители берегли память о сыне, берегут братья, сестра, близкие и родные, бережет и гармонь.

Сколько бы она еще пела, радовала своего хозяина и печалилась вместе с ним, делила бы с ним все значимые события жизни: женитьбу, рождение детей, не исключено, что уже сын молодого хозяина взял бы ее в руки, и жизнь продолжалась бы…

У предметов, как и у людей, свои судьбы.

Галина гузова