b_150_100_16777215_00_images_12_15.jpg

2023 год в России объявлен годом педагога и наставника. Это значит, что государство стремится повысить престиж профессии учителя. Ведь учитель для любого человека – это не просто наставник, это взрослый друг, который заботится и переживает о маленьком человеке. Очень часто учитель отдает всего себя профессии, и такого педагога мы называем Учителем с большой буквы. О таком наставнике люди даже спустя десятки лет отзываются с большой теплотой и любовью.

Мой сегодняшний рассказ как раз о таком человеке. Думаю, что в Краснинском районе эту женщину знают все: ее милая и добрая улыбка никого не оставляет равнодушным. Встретить ее в плохом расположении духа за 13 лет, которые она живет в поселке, мне не довелось ни разу. Что бы ни случилось, она всегда найдет теплые слова поддержки, выслушает и даст совет. Кто же она, эта добрая фея, вокруг которой всегда так много ребятишек? Это учитель английского языка частной школы «English» Людмила Александровна Бондарева. Мне удалось с ней встретиться и поговорить. И вот что Людмила Александровна мне рассказала.

Выбор профессии

«Я училась в школе №26 города Смоленска. Решение поступать в Смоленский государственный педагогический университет пришло в старших классах. Мне очень легко в школе давался английский язык, он был интересен мне, а еще у меня был прекрасный педагог. Фамилии, к сожалению, не помню, а имя Светлана Сергеевна помню. Все в совокупности предрешило мое поступление на факультет иностранных языков. Особенно не готовилась, не ходила к репетиторам. Как-то само все получилось.

После окончания университета по специальности «Учитель английского и французского языков» проходила практику в школе №8 города Смоленска. Это знаменитая школа с углубленным изучением иностранных языков. В то время начинали появляться частные школы. И мы с коллегой начали трудовую деятельность в частной школе английского языка «Лингва». Коллектив молодых, креативных педагогов, новейшие методики, совершенно не похожие на те, которые были в общеобразовательной школе, разновозрастные группы. В общем, окунулась в профессию с головой.

Первый урок начинался в 8.15, а последний заканчивался поздним вечером. Отдушиной от работы была природа. Уезжала на выходные в лес, там проводила все свободное время. Кстати, прогулки с любимой собакой по лесу и до сих пор мое хобби. Пришло решение купить дачу. Совершенно случайно выбрала поселок Красный, хотя и не знала здесь никого. Теперь уже этот поселок стал для меня любимым и родным местом.

Собственная школа

b_150_100_16777215_00_images_12_16.jpg

Пришло решение открыть свою собственную школу, энергии было много, она захлестывает меня и по сей день. Никогда не вижу преград на своем пути, всегда добиваюсь намеченной цели, чего бы мне это не стоило. Я зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель, занимающийся образовательной деятельностью. Всегда четко следовала и следую букве закона. Постоянно надо знать все юридические новшества, ведь я заключаю договоры с родителями, а здесь может возникнуть ряд юридических вопросов. Ежегодно бываю в Департаменте образования города Смоленска, консультируюсь с юристами.

b_150_100_16777215_00_images_12_17.jpg

Я осуществляю педагогическую деятельность в своей школе сама, дополнительно педагогов не нанимаю, а значит, школа не подлежит лицензированию. К сожалению, очень многие думают, что лицензия – это подтверждение профессионального мастерства. Это не так. Повышение профессионального уровня – это ежедневный титанический труд, совмещающий знание английского языка и психологических особенностей развития детей. Ведь научить ребенка английскому языку можно только тогда, когда он сам захочет этого. Поэтому детей, которых родители «насильно» записывают в школу, вижу сразу. Работать с такими ребятами очень тяжело, так как отдачи со стороны ребенка нет, и обычно такие дети очень быстро покидают стены школы. К счастью, таких ребятишек в моей школе было совсем немного. Обычно дети начинают обучаться в школе английского языка, когда только-только поступают в общеобразовательную школу, иногда и раньше, а выпускаются в 9 или в 11 классах после сдачи государственных экзаменов.

Вспоминаю первые годы работы: я открыла школу в 2010 году, набрала всего лишь 4 группы учеников. Приходилось совмещать работу в «Лингве» и в своей школе, постоянно ездить в Смоленск. Вставала в 5 часов утра, чтобы поехать в Смоленск и проводить уроки в «Лингве», а потом после обеда приезжала в Красный, чтобы учить местных ребятишек. Приходилось много рекламировать свою школу, так как человек я не местный, а приезжий, доказывать эффективность своих языковых навыков упорным трудом. Организовывала собрания родителей, ходила по классам, информируя учащихся. И люди мне поверили. Всегда разрешала родителям по желанию находиться в классе и наблюдать за своими детьми, а заодно и за мной.

Моя школа в течение 11 лет находилась на базе Краснинской средней школы. Последние два года школа располагается в центре поселка. Занятия проводятся после окончания уроков в общеобразовательной школе, и мой первый урок для первоклассников начинается в 12.50, а последний урок у меня заканчивается в 21 час, в столь позднее время я работаю с выпускниками. Два последних года детям стало удобнее добираться до школы, так как здание, где она находится сейчас, расположено в центре, и моя работа не зависит от правил и распорядков Краснинской средней школы. В школе учатся дети и из Гусино, и из Маньково, и даже из Лядов. Да, приходится преодолевать большое расстояние, но я точно знаю, что дети делают это с радостью, с желанием.

Самое главное – вселить в ребенка уверенность, что у него все получится

Я стараюсь быть для своих учеников не просто педагогом, но и другом, стараюсь поддержать, если что-то не получается, объяснить непонятное еще раз. Для меня главное, чтобы дети понимали английский язык, не боялись на нем разговаривать. Тогда будут хорошие результаты и в общеобразовательной, и в моей школе «English». Невозможно оценить знания ученика всего лишь одной отметкой, ведь во время урока, который длится 1 час 20 минут, очень часто сменяются виды деятельности ребенка: то мы слушаем тексты (это называется аудированием), то читаем (каждый ученик прочитывает текст полностью), то мы занимаемся грамматикой по специальному грамматическому учебнику, то ведем диалог или слушаем монологическое высказывание. Поэтому во время урока в дневниках учащихся не одна, а три или четыре отметки. У кого-то лучше получается аудирование, у кого-то грамматика, у кого-то говорение, а у кого-то чтение. Дети иногда расстраиваются, когда получают 5,5, а потом 3. Моя задача состоит в том, чтобы объяснить ребенку, что какой-то тип заданий получается, а какой-то не очень, а значит нужно добиваться лучших результатов. Например, девочка готовится к сдаче государственного экзамена, у нее получается все, кроме говорения. Остаемся с ней после уроков, засиживаемся до десяти часов вечера, чтобы в индивидуальном порядке ликвидировать пробелы. Самое главное – вселить в ребенка уверенность, что у него все получится. И вы знаете, ведь получается же!

Я очень рада, что много краснинских ребят поступило на факультет иностранных языков, при этом получив высокие баллы на ЕГЭ – от 80 до 98 баллов. За все годы подготовки детей к государственным экзаменам у нас были только прекрасные результаты: в 9 классе никогда не было ни одной тройки, только 4 и 5. Я этим горжусь, а еще меня радует, что после окончания школы мои выпускники продолжают со мной общаться и всегда говорят только слова благодарности. Много теплых слов я слышу и от родителей. Не ради ли этого и стоит работать? Очень приятно, когда кто-то из твоих учеников выбирает профессию лингвиста и хочет быть похожим на своего учителя.

Я никогда не задумывалась над тем, с какими детьми мне больше нравится работать: с маленькими или с большими? Каждой категории детей нужно отдать себя всю: маленьких – завести, петь, танцевать вместе с ними, разрешать сажать рядом с собой их любимые игрушки, чтобы те тоже учили английский язык, отдавать всю свою энергию детям. А большим детям нужно отдать все свои знания. Хочу сказать спасибо своим ученикам, потому что они всегда выполняют домашние задания, и не потому, что это надо мне, а потому, что потом будет стыдно перед друзьями, и ребенок будет чувствовать себя на уроке не в своей тарелке. В выполнении домашнего задания ребятам помогают родители, они осуществляют контроль, особенно на первоначальном этапе, и за это им тоже большое спасибо. Родители всегда реагируют на мои просьбы и замечания, если таковые имеются. Я всегда с большим внимание отношусь к каждому ребенку и вижу, если с ним что-то происходит: либо стал плохо читать, либо систематически забывает тетради. Звоню родителям, вместе решаем проблему. Конфликтных ситуаций с родителями у меня не возникало, если я чувствую, что родитель чем-то недоволен, сразу же иду на уступки.

Моя школа для меня – это моя семья, ведь я провожу на работе почти все свое время, переживаю за каждого ребенка, испытываю те же ощущения страха, что и старшеклассники, когда ожидаю результатов экзаменов, радуюсь и огорчаюсь вместе с ними, когда что-то получается, а что-то нет, порой не сплю по ночам и думаю о ком-то из своих учеников. Главное – вдохновить их, заставить поверить в себя, научить любить английский язык.

Моя семья поддерживает меня: это мои любимые муж, мама, сын и его жена. Мы очень тесно общаемся, стараемся чаще бывать вместе. И моим близким спасибо за это, потому что на работу я всегда прихожу с хорошим настроением. А черпаю силы я в своей крепкой семье, а потом эти силы передаю своим ученикам».

Вот такая сильная, и в то же время хрупкая и милая женщина работает в частной английской школе в поселке Красный. В преддверии замечательного весеннего праздника – Международного женского Дня 8 Марта – от всей души хочется пожелать Людмиле Александровне большого женского счастья, любви не только родных и близких, но и любви своих благодарных учеников, творческих сил и вдохновения. А еще много побед на трудном и тернистом педагогическом пути! Верю, что у Вас, Людмила Александровна, все получится, ведь Вы настойчивый и целеустремленный человек.

Елена Новикова