b_150_100_16777215_00_images_7_54.jpg

Конкурсную работу «Святыни земли Краснинской» в номинации «Литературное творчество» под названием «Утраченная святыня» представила Морозова Софья, ученица 11-го класса Глубокинской школы (руководитель И.Н. Морозова).

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

А.С. Пушкин

Слово «забвенье» стало определяющим для огромного количества деревень нашего района. О некоторых ещё можно услышать рассказы старожилов. Но большинство навсегда стёрлось из людской памяти. Но что же вечно? Вечна история, которая существует независимо от того, знают её люди или нет. Знание истории родной земли – это долг её жителей. В этом и проявляется преемственность поколений, это является связующей нитью между прошлым и будущим, и именно от этого зависит наше настоящее.

История нашего края богата. Глядя на местность, где некогда была деревня, невольно задумываешься: Что скрывает эта земля? Сколько повидали эти деревья? О чём здесь поют птицы? Всегда навевается чувство обиды. Ведь многие поколения проливали кровь и пот не только в боях, но и на непосильных работах для того, чтобы их деревня процветала многие годы. В сердце поселяется грусть.

Именно с таким чувством я посетила деревню Селец. Она расположена в западной части Смоленской области в 16 км от Красного. В 2007 году по данным, представленным в Интернете, в деревне проживало 10 человек. Сейчас же здесь нет жителей. Но это сейчас. Что же здесь было ранее? И чем может быть примечательна история этой деревни?

Начнём с того, что дата основания поселения неизвестна. Разумеется, почему оно так названо можно тоже только рассуждать. По предположению приходской летописи, название связано с речкой Селечанкой, протекавшей неподалёку. При административном делении Российской империи село входило в Молоховский стан. Стан - историческая административно-территориальная единица, включающая в себя часть уезда или княжества. Потом Селец стал частью Краснинского уезда.

Вероятно, ранее Селец был крепким поселением, но позже, возможно, с приходом советской власти, стал беднеть. Но, как мы знаем, селом называется поселение, имеющее церковь. И Селец в этом плане не исключение.

В 1753 году полковник Иван Краевский построил здесь церковь, названную в честь Успения Пресвятой Богородицы. Из-за непрочности материала (церковь была деревянной) просуществовала она до 1868 года. Здание было разобрано. Жители села не могли оставаться без места поклонения Богу, поэтому началось строительство нового храма. Работы велись на деньги помещицы Екатерины Петровны Краевской. На месте же старой церкви была возведена часовня.

Далее следует описать очень примечательный факт. Храм был новый и, вероятно, больших размеров, нежели прежний. Прихожане ощутили нехватку икон или же посчитали, что фонд стоит обновить. Но, разумеется, на покупку икон денег в селе не было. Однако, жители нашли выход. Они попросили иконы у императрицы Марии Александровны. Она удовлетворила их просьбу, прислав 20 икон. Чем обуславливается этот поступок можно только гадать. Ведь такое количество икон стоит больших денег. А вкладывать их в непримечательное место нет смысла. Чем руководствовалась императрица можно лишь предполагать. Однако 26 января 1870 года образа были установлены в иконостас. Это, несомненно, способствовало развитию храма и самого села. Весть о милости государыни разнеслась быстро. Узнав об этом, в Селец стали стекаться паломники не только из нашей области, но и даже из других регионов. Особым почтением у прихожан пользовался образ великомученика и Победоносца Георгия. День памяти святого очень почитался прихожанами Успенского храма. Также в версте от храма находился колодец со святой водой. Что тоже, несомненно, являлось примечательным для паломников.

Настали времена расцвета для села. Жизнь здесь бурлила. Это мог ощутить каждый её житель. Благодаря императрице Селец стал знаменит. Казалось, так будет всегда. Но, как известно, ничто не бывает вечно.

Грянула Первая мировая война. Позже страну стала разрывать смута, вылившаяся в Гражданскую войну. С приходом советской власти отношение к религии резко изменилось. Большевики не признавали никакой идеологии, кроме марксизма. Постепенно тяга к Богу у людей стала ослабевать. Ведь новое поколение воспитывалось на атеистических идеях, а старики, у которых православие было ключевым аспектом жизни, умирали. Успенская церковь действовала до 1929 года. В 1931 году предпринималась попытка по возрождению храма: группа из 23 человек попросила церковь для создания обновленческой общины. Власти им отказали.

Затем последовала адаптация здания под социальный объект. И в 1933 году здесь организовали клуб и отделение связи. В 1950-х годах в здании работала изба-читальня (библиотека) и осуществлялась продажа хлеба. Моя бабушка, будучи ребёнком, посещала эти заведения.

Село превратилось в деревню. Жизнь потихоньку стала затихать. Молодые люди уезжали в районный или областной центры. Пожилые люди старились. Некогда богатая деревня умирала на глазах. Надобности в библиотеке не стало. Её закрыли, здание заколотили. Рачительный народ стал растаскивать бывшую церковь по брёвнам для своих хозяйственных построек. Но даже после того, как храм перестал действовать, бывшие прихожане ещё долго ежегодно широко отмечали престольный праздник своего села. Уже в 21 веке уехали последние жители. Деревня умерла. История оборвалась.

Закрываешь глаза – длинная улица, множество дворов, скот, идущий на выпас, играющие, беззаботные дети, кругом приветливые лица. Открываешь глаза – лес и забытье. И уже с огромным трудом верится, что когда-то здесь кипела жизнь, собирались тысячи людей посмотреть на богатейший иконостас храма, что здесь влюблялись, расставались, работали, решали житейские проблемы. Всё стало частью огромного целого – истории нашей страны, истории всеобъемлющей и всепоглощающей.

b_150_100_16777215_00_images_6_79.png

При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива - 2022»