О чем рассказала фотография из семейного альбома

У каждого человека существует своя система ценностей. Для одних важнее всего профессиональный успех, воплощающийся в конкретные материальные блага. Другие ищут самовыражения в творчестве, стремясь через него повлиять на окружающий мир. В жизни много путей, но все они начинаются из семьи. Именно семья - колыбель души любого человека. От семейного климата зависят наше внутреннее равновесие и способность сопротивляться жизненным невзгодам. Поэтому так важно относиться к семейным устоям и ценностям как можно бережнее, хранить семейные традиции и воспоминания.b_150_100_16777215_00_images_stories_voina.jpg

 

Семейный фотоальбом становится летописью повседневной жизни, настоящей сокровищницей, реликвией, передаваемой из поколения в поколение. В нем хранятся не только лучшие фотографии, но и самые дорогие воспоминания. Фотографии - это способ вернуться на мгновение в прошлое, посмотреть на лица близких и родных людей, вспомнить какими мы были сами несколько лет или десятков лет назад. Ведь то, что сейчас кажется совсем незначительным и повседневным, наполняет наши сердца теплыми воспоминания несколько лет спустя.

В 11 классе Краснинской средней школы учится Двораковкая Анна. Она проявляет интерес к изучению истории. Аня является многократной участницей исторических и историко-литературных конкурсов. Её победы отмечены многочисленными дипломами, грамотами, благодарственными письмами.

А всё начиналось с интереса Ани к истории своей семьи. Она с увлечением исследует свою родословную. Аня старается извлечь как можно больше информации о своих родственниках из "домашнего архива": с любопытством изучает семейные документы, фотографии. Конечно, без помощи взрослых в таком важном деле не обойтись. Поэтому помощниками Анны стали её близкие - мама Светлана Анатольевна, дедушка Анатолий Николаевич и бабушка Любовь Яковлевна. Именно они помогли Ане проследить судьбу семьи в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Результатом стало  исследование об участии в войне её прадедов. С трепетом держала Анна в руках фотографии из семейного альбома. Пожелтевшие, с потёртыми от времени краешками снимки показывали девушке людей ей незнакомых, но по крови и духу родных и близких.

Вот строки из сочинения Ани: "Я горжусь тем, что мои родственники участвовали в Великой Отечественной войне и внесли свой вклад в победу над врагом. И хотя я  никогда не видела их, я ценю их подвиг, всегда буду хранить память о них в своем сердце, буду с гордостью рассказывать о них своим детям и внукам".

В 2010 году проходила всероссийская акция "Лица Победы". Её цель - создать единую базу данных и сохранить фотоинформацию о солдатах-победителях. Для этого нужно было отправить в Москву фотографии своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне. Аня отправила копии фотографий в Москву и теперь сведения о её прадедах хранятся в государственном архиве.

Указом Президента 2012 год был объявлен Годом российской истории. На этот год выпало немало памятных исторических дат. Одна из них - 200-летие Отечественной войны 1812 года. Знаменательное событие отмечается в нашей стране с большим патриотическим подъёмом, особым вниманием к героическому прошлому Родины. Тема войны 1812 года пробудила большой интерес к себе во всём российском обществе. Люди разных поколений, социального статуса, уровня образования, все от мала до велика неоднократно прикоснулись к событиям далёкого 1812 года. Не стала исключением и семья Малащенковых-Двораковских. В очередной раз,  рассматривая снимки из семейного фотоальбома, Аня увидела необычную фотографию.

Дедушка, какой интересный снимок есть в нашем альбоме. Кто эти люди? Неужели это фото имеет отношение к нашей семье?  С  долей сомнения в голосе спросила Анна Анатолия Николаевича.

Этот снимок, Аня, имеет непосредственное отношение к нашей семье. Можно даже сказать, что он соединяет две эпохи - век XIX и век XX. В жизни такое случается: далёкое может вдруг оказаться таким близким. Так, например, мне выпала честь "стать участником" войны 1812 года,   загадочно произнёс Анатолий Николаевич.

Думаю, что сейчас я услышу очередную интересную семейную историю, предположила внучка.

Попробую тебя в этом не разочаровать, ответил дедушка.

И Анна услышала рассказ о том, как её дедушка Малащенков Анатолий Николаевич участвовал в съёмках фильма "Война и мир" по одноимённому роману Л.Н. Толстого. Вот отрывок из его воспоминаний.

"В 1965 году я был призван в ряды Советской Армии. Службу начал проходить в Центральной ордена Красной Звезды школе военного собаководства, в п/о Дятьково Дмитровского района Московской области. В апреле 1966 г. личный состав школы принял участие в съёмках художественного фильма "Война и мир". 23 апреля нас электропоездом Дмитров-Москва доставили в Москву, а затем на станцию Голицыно, потом  автобусами привезли в поселок Калининец, где располагалась база "Мосфильма".

Утром 24 апреля мы пришли на склад, где было много больших деревянных ящиков. Нам объяснили, что в ящиках хранится реквизит - военная форма солдат и офицеров русской и французской армий. Нас переодели в военную форму 1812 года и доставили на опушку леса для съёмок массовых  сцен фильма. Около  леса мы увидели много людей в  старой, изношенной одежде, с вилами и косами в руках. Мы поняли, что они в фильме будут изображать  русских крестьян, вставших на путь партизанской борьбы с французами. Нас, военнослужащих, разделили на группы и построили в разных местах. Начались съёмки сцены сражения.  

В тот год в апреле стояла необыкновенно теплая погода. Очень хотелось пить. Съёмки длились несколько часов. Делали много дублей каждого сюжета фильма. Для съёмок одной сцены нужна была безоблачная погода. А в тот момент, как назло, на небе появились облака. Приходилось ждать, пока проплывет облако и затем начинать всё сначала. За день съёмок мы очень сильно устали. Но кругом была необыкновенно красивая местность. И эта весенняя красота природы сглаживала обстоятельства жары и усталости".

Согласитесь, интересная семейная история: именно в юбилейный год, в год 200-летия войны 1812 года, внучка узнала о том, что дедушка участвовал в батальных сценах на съёмочной площадке и "внёс свой вклад" в разгром армии Наполеона. Интерес Ани к роману "Война и мир" возрос. "Я с удовольствием читаю роман Толстого. А во время просмотра фильма по этому произведению я старательно вглядываюсь в сцены сражений, пытаясь увидеть моего дедушку в образе храброго русского солдата, с честью защищавшего свою Родину. Обязательно сохраню нашу удивительную семейную историю для потомков. Рассказ дедушки подтолкнул меня к мысли о наших родственниках - участниках той войны. Хочу исследовать этот вопрос и узнать судьбу предков в период Отечественной войны 1812 года" размышляет Анна, поставив перед собой очередную исследовательскую задачу.

А вам читатели газеты, наверно, захотелось открыть семейный фотоальбом, полистать его, заглянуть в фотографически остановившееся прошлое, подумать над тем, что увидят ваши дети и внуки на фотографиях, которые появляются в домашнем архиве сегодня.

 

О фильме "Война и мир"

 

"Война и мир" - советский художественный фильм 1965-1967 гг, киноэпопея в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Л.  Толстого, одна из центральных работ в творчестве режиссера Сергея Бондарчука. Создание фильма заняло около 6 лет (1961-1967гг).

Действие происходит в России в период с 1805 по 1813 год. Фильм рассказывает о нескольких дворянских семьях: Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых в трагический период русской истории.

В начале 1960-х гг. в СССР  близилось 150-летие Бородинской битвы, наступало время хрущёвской оттепели. В 1959 г. на экраны СССР вышел американский фильм "Война и Мир" (режиссёр Кинг Видор), и был тепло принят зрительской аудиторией. Успех голливудской картины заставил руководителей советского кинематографа задуматься об отечественной экранизации романа. Работа над лентой контролировалась Министерством культуры СССР. Она стала делом престижа для Советского Союза, и создание её потребовало усилий всей страны.

Для съёмок использовалось новое кинематографическое оборудование и материалы. Создатели фильма получили доступ к музейным фондам, использовали для съёмок подлинную мебель и аксессуары XIX века. Для пошива костюмов директор картины привлёк Госплан СССР и Министерство лёгкой промышленности СССР. Одним из "спонсоров" картины стало Министерство обороны СССР, предоставившее лошадей и целые воинские подразделения в распоряжение съёмочной группы. В ходе работы над фильмом был сформирован отдельный кинематографический кавалерийский полк в составе около 1500 всадников.

Много сцен было снято в Подмосковье. Возле города Дорогобужа Смоленской области, на пути Старой Смоленской дороги, нашлось подходящее поле для съёмки Бородинского сражения. Ряд сцен был снят в усадьбе Толстого в Ясной Поляне, в Ленинграде и в Молдавии.

Фильм стал известен благодаря масштабным батальным сценам и применению новаторской панорамной съёмки полей сражений. Съёмки некоторых сцен Бородинского сражения велись с помощью камеры, которую укрепили на канатной дороге, протянутой над полем сражения. Пролетая на высоте, камера давала необычную возможность съёмки "с летящего пушечного ядра". Некоторые сцены снимались с вертолётов, с вышек и кранов оригинальной конструкции. Для "погружения" в атмосферу первого бала Наташи Ростовой оператор Петрицкий встал на роликовые коньки.

В 1986 г. фильм "Война и мир" был восстановлен, частично отреставрирован, а в 2000 г. полностью отреставрирован.  Создатели картины отнеслись бережно к исходному тексту: расхождения практически отсутствуют и только вынужденно допущены некоторые изменения. Концовка фильма в сравнении с романом сильно различается. Фильм кончается сразу после войны 1812 года, а в романе рассказано о долгой послевоенной жизни героев, женитьбе и рождении детей у Наташи Ростовой, смерти старого графа Ростова и других событиях вплоть до 1820 года.

"Главная тема романа - патриотическая. Он раскрывает моральную и нравственную победу русского народа над наполеоновскими полчищами. Главное в "Войне и мире" - человеческие типы, носители русского национального характера, "скрытая теплота" их патриотизма. Все они, начиная от безвестного капитана Тушина, от незаметных героев, чьими общими силами и жизнями свершаются величайшие сдвиги истории, кончая главными фигурами повествования - Андреем Болконским, Пьером, Наташей, - все они близки к складу русского национального характера. Острое, осязаемое, почти материальное чувство любви к своей стране я хотел бы передать каждым кадром киноэпопеи"  - говорил о фильме режиссер Сергей Бондарчук.

Фильм стал большим успехом советского кинематографа. Был закуплен для международного проката. Съёмочная группа посетила с ним крупнейшие международные кинофестивали.

ПодготовилаС.Тимошенкова.