Торговцы Краснинского уезда

Прошлый раз, рассказывая о постоялых дворах Краснинского уезда, я упомянул о том, что расскажу о торговом люде. В те времена торговлей в уезде занимались в основном купцы и пешие разносчики галантерейного товара, именовавшиеся в народе "венгерцами". Отличались они друг от друга только объемом и количеством предлагаемого товара, да еще тем, что купцы передвигались на лошадях, а "венгерцы" в основном на своих ногах.

В начале 20-х годов 19 века князь В.С.Храповицкий, как и все люди его круга, дворяне Краснинского уезда, жил тихо и уединенно.   Особых интересов, кроме хозяйства, у него не было. Село Максимовское находилось от Смоленска в 50-ти верстах, столько же было и до Красного. Естественно В.С.Храповицкий совершал очень мало поездок в губернский или уездный город. Если такие поездки и случались, то только по крайне важным делам. Покупка предметов домашнего обихода в перечень важных дел не входила. Все нужное можно было купить на месте в своем имении благодаря купцам и "венгерцам".

Купцы разъезжали по помещикам на нескольких подводах. У них можно было достать материю, всевозможные галантерейные товары, гвозди, свечи, деготь и даже вино. Приезд этих купцов  представлял для жителей имения целое событие в  однообразном обиходе их  жизни. Купцы знали все семейные праздники в округе и являлись как раз вовремя со своими товарами.А еще они выполняли и роль разносчиков новостей, так как, разъезжая по округе, знали больше, чем сидевшие по своим усадьбам помещики. Продавая свои товары, купцы одновременно покупали у помещика хлеб, зерно, иногда скот.  Отношение   помещика к купцам тоже было интересным. Их называли только по отчеству, говорили им "ты", за стол  с собой не сажали. В виде особого исключения кормили иногда в девичьей с господского стола или же отправляли к приказчику. Такое отношение было применительным только к крупным купцам, и, конечно же, к тем, которые совершали покупки какого-либо товара в этом имении. "Венгерцы" к такой категории не относились.

По всем имениям Краснинского уезда ходили пешие разносчики, называемые в разговорном языке "венгерцами". И, что интересно, в большинстве своем, они действительно были венграми.

"Венгерцы", их еще называли офени и коробейники, ходили в одиночку, имея весь товар в одном лубяном коробе, края которого заходили вплотную один за другой так, что он мог увеличиться или уменьшиться сообразно количеству содержимого. Короб этот был чрезвычайно прочной выделки, перевязывался накрест сыромятным ремнем и весил вместе с товаром до пяти пудов, но разносчики таскали его очень легко во все времена года и во всякую погоду.

Продавали "венгерцы" исключительно галантерейный товар, как наиболее компактный, на который во всякое время имелся спрос. Причем, упаковка его была совершенно своеобразная, приспособленная для продажи, у всех совершенно одинаковая и в одном и том же порядке. Каждый сорт товара лежал тонким слоем на толстом картонном листе с загнутыми краями. Показывая товар, "венгерец" вынимал лист за листом, опуская его затем в пустую часть короба. В первом ряду сверху помещались олеографические картины, большей частью яркие лакированные образа католического типа, пуговицы, нитки, иголки, затем листы с прошивками, тесемками, булавками, потом шерстяные платки, скатерти, далее небольшой выбор детской обуви, шарфов, портмоне и трубок. Еще особенно любимые детьми, листы, с разложенными губными гармошками, ременными кнутиками, со свистками, свистульками (в виде канарейки на стеклянной трубочке, которую нужно было опускать в стакан с водой.  И тогда она очень точно подражала живым птицам. Я не помню, от кого она мне досталась. Но такая свистулька была и  у меня). В самом низу короба находились банки с помадой, коробочки мыла, дешевые духи, бритвы и прочая парфюмерия, запахом которой был прочно пропитан весь товар и даже сам короб.

"Венгерцы" торговались отчаянно, запрашивая всегда большую цену, но затем убавляли ее и в результате всегда продавали часть товара. Справедливости ради следует сказать, что товары у них всегда были отличного качества и в большинстве случаев действительно заграничного происхождения. Более состоятельные "венгерцы" возили товар на лошади. Отличались такие "венгерцы"  от других  лишь  количеством предлагаемого товара, но способ укладки оставался у них точно такой же. Они всегда возбуждали любопытство своей повозкой заграничного образца, сытой рослой лошадью, а, главное, невиданной шорной запряжкой с высоким хомутом и бубенчиками особого типа и звона.

Таким образом, В.С.Храповицкий и другие помещики Краснинского уезда, кроме специальной отправки людей в город, имели возможность удовлетворять свои потребности, делая покупки   у таких  торговцев. А еще мелкие торговцы, такие как "венгерцы", оказывали и другие услуги. Почтовых отделений тогда не было, и даже в уездный город Красный почта приходила только два раза в неделю. Вполне понятно, что, не имея возможности и надобности посылать нарочного каждую неделю в город, помещики получали  корреспонденцию еще реже, если только случайно ее не доставлял сосед, побывавший в городе, или крестьянин, попавший туда по своим делам. Все известия получали и узнавали через нарочных или все  через тех же "венгерцов", которые доставляли известие,  посылку или  письмо по прямому назначению гораздо скорее и исправнее, чем почта. Письмо отправляли чаще напрямую в губернский город Смоленск с каким-либо "заказом". Вот откуда и пошли наши заказные письма. Почтовая такса была очень высока - отправка письма стоила 35 коп. Многие улыбнутся: подумаешь, тридцать пять копеек. А теперь оцените, что можно было купить на эти деньги  в те времена: более 13 кг гречки, или 4 литра водки, или 20 литров кваса, или 4 утки, или более 500 грамм красной икры, или 6,5 кг соленой сельди и т.д. Деньги это были большие, поэтому бесцельной переписки избегали...

В следующий раз я расскажу о том,  что мог  позволить себе  купить в 1913 году на один рубль простой крестьянин или рабочий, а именно  стольков среднем в день  составлял их заработок. А еще расскажу,  сколько и что именно  может купить сейчас рабочий и крестьянин, живущий в наше время, за свою среднедневную заработную плату. Вы будете удивлены.

           Владимир Коршунов.