Брат за брата

Недавно пересматривая картотеку фильмов на военную тему, обнаружила запись на одном из сайтов Интернета о фильме Спилберга о событиях 1944 года в Нормандии «Спасти рядового Райана».  По сюжету четыре брата по фамилии Райан воюют и трое из них погибает. Драматичная и героическая история. Хорошая  история, с вымыслом, конечно, но кино сняли.

     О наших братьях кино не снимают, о них даже многие и не слышали никогда.

Есть в Северной Осетии небольшое село Дзуарикау. Там всем известна фамилия Газдановы. Братья Газдановы… Их было семеро - и все семеро сгорели в пламени войны. Один (Дзарахмат) по Новорссийском, двое других, Хаджисмел и Магомет - под Севастополем, Хасанбек погиб в Белоруссии, Созрико- в Киеве, Махарбек- под Москвой, а Шамиль пал у стен Берлина. Их мать - Тассо Газданова - умерла после третьей похоронки. Семь раз приходили старейшины  к отцу братьев с горькой вестью, и в последний раз сердце старика не выдержало: при виде старейшин, которые несли ему похоронку, он умер от разрыва сердца. Так и хранятся семь черкесок братьев Газдановых в местном школьном музее…

А на площади ярославского Пошехонья, на Аллее Героев, стоит памятник тоже семи братьям - семи воинам Королевым. Семь братьев Королевых - от рядового до генерал-майора, от полкового музыканта до Героя Советского Союза - полегли на полях войны. В сентябре 1943 года 23 дивизия под командованием генерал-майора Александра Игнатьевича Королёва переправилась на правый берег Днепра. 29 сентября он пишет домой: «…Я жив и здоров…бьём гадов крепко, гоним на запад. Сейчас нахожусь на реке Днепр…».  В  этот день он погиб. Похоронили боевого генерала на Украине.

И об этой славной семье мы узнали только благодаря школьным краеведам, которые организовали музей на родине павших защитников Отечества в деревне Вощиково Пошехонского района. А началось все более двадцати лет назад с очень романтичной истории. Как-то Екатерина Николаевна Соколова, которая всю свою жизнь прожила в Вощикове, рассказала подросшей внучке о своей первой любви. Три года встречалась она с красавцем Ильей Королевым, и уже ходила в невестах, когда разлучила их в 1941 году война. Всего одно письмо пришло с фронта от жениха - погиб пограничник Королев уже в октябре 1942-го на Кавказе…

А вот братья Степановы из Краснодарского края - воевали девять, погибли восемь. Епистиния Фёдоровна Степанова отдала войне восемь своих детей. Не все они погибли во время Великой Отечественной войны. Старший, Александр, погиб в семнадцать лет - убили его белогвардейцы в 1918 году, Фёдор погиб в 1939 на Халхин-Голе, а вот Павел, Иван, Василий, Филипп, Илья уже пали во время Великой Отечественной: кто в застенках концлагеря, кто, воюя в партизанском отряде. В честь старшего сына назвала мать своего младшенького Александром, а и он погиб при форсировании Днепра, когда освобождал нашу родную землю от врага. Посмертно присвоено Александру Степанову звание Героя Советского Союза. И последнего сыночка Николая уж не чаяла увидеть мать: получила похоронку, но случилось чудо - вернулся сын из госпиталя в августе 45-го. В 1966 году Епистинияя Фёдоровна получила письмо от маршала Гречко: «Девять сыновей вырастили и воспитали Вы, девять самых дорогих для Вас людей благословили на ратные подвиги во имя Советской Отчизны… Вас, мать солдатскую, называют воины своей матерью. Вам шлют они сыновнее тепло своих сердец, пред Вами, простой русской женщиной, преклоняют колени».

А фамилия шестерых братьев Шумовых стала вообще нарицательной во время войны на Ленинградском фронте. Шестеро братьев Шумовых - расчёт 120-мм миномёта. Представьте себе, они воевали все вместе. Когда Шумовы прибыли в миномётный дивизион, командование пошло навстречу пожеланию добровольцев из далёкой Тувы. Было решено братьев не разлучать и использовать уже сколоченный коллектив там, где больше всего нужна слаженность действий - в миномётном расчёте. С января 1942 года миномётная батарея, в которой служили братья Шумовы, постоянно участвовала в тяжёлых боях. Сначала под деревней Погостье, затем под Макарьевской пустынью, у деревень Кондуя, Дубовик, Липовик и Малиновка, в сентябре 1942 года возле деревни Тортолово и, наконец, в решающих боях по прорыву блокады Ленинграда возле деревни Гонтовая Липка, рощи «Круглая» и Рабочего посёлка №7. Старший Александр был командиром расчёта, Лука - наводчиком, Василий - заряжающим, Иван, Авксентий, Семён - номерами миномётного расчёта. И не знал устали их миномёт под номером 0199. Не считая живой силы, 29 дотов и блиндажей, 13 пулемётов, 11 миномётов уничтожили братья. Всегда рядом - плечо к плечу, всегда вместе, быть может, и не погибли все поэтому-  чувствовали это самое плечо брата рядом. Не стало за время войны троих Шумовых: Семёна, Ивана, Василия.

Погибли во время войны и трое братьев Асташовых из семи воевавших. Родом из Хоринска, Фёдор, Илья, Иван, Андрей, Дмитрий, Степан, Тимофей…Иван и Андрей призывались в 1941 году в одну часть, попали в плен, бежали прямо из поезда, на ходу выпрыгнув из вагона, два месяца скитались по лесам, пока не вышли к партизанам. Два года воевали у партизан, затем Андрей получил тяжёлое ранение, и впервые за войну пути братьев разошлись. Оба они вернулись с фронта.

Их старший брат Фёдор, выживший  на Курской дуге, дошёл до Берлина, за несколько дней до Победы погиб в Германии.

Другой брат, Илья, погиб под Москвой в 1942 году, в 43-ом не стало Дмитрия…

Всё описанное достоверно, опирается на факты и документы, всё это не менее, а более драматично, чем у американского кинорежиссёра Спилберга, более драматично, потому что реально…

Реально, но об этом мало кто знает, помнит…     

Сколько их, таких братьев, ушли на фронт и с нашей земли родной: братья Ковалёвы из Дурович: Яков, Константин, Павел, Михаил - все четверо не вернулись с войны. Братья Иванькины: Григорий, Николай, Михаил, Андрей из д. Панское (ныне Викторово)- сложили голову за землю русскую. Петр и Иван Посканенковы из д. Кошуево, братья Андриановы из д. Ляхово - разве всех их назовёшь?.. Стояли они брат за брата, за дом свой, за Отечество. И фильмов, конечно, о них никто не снимет, а как хотелось бы…

Да, хотелось бы, чтобы имена этих людей не забылись, не поистёрлись из памяти нашей, чтобы жили они не только на страницах Книги Памяти, которую уже давно пора починить, а и в сердцах человеческих.

                         С. Колабская