Акция «Поиск. Судьба солдата». Напишем свою Книгу Памяти

Григорий, Николай, Михаил…. На всех троих одна общая фамилия: Иванькин, на всех троих одна общая судьба: не вернуться с войны, и военная биография всех троих неизвестна была ещё до недавнего времени, до тех пор, пока нас не попросила разыскать эти сведения Павлюченкова Мария Григорьевна из д. Викторово. Именно её интересовала судьба  отца Григория и  его родных братьев.

    И всё-таки свою повесть о воинской  судьбе этих людей я начну не с солдата по имени Григорий  (здесь ещё идёт работа по уточнению некоторых сведений), а с Михаила.

Имена Иванькиных Григория Акимовича и Николая Акимовича увековечены в Книге Памяти Краснинского и Монастырщинского района,  а вот имени Михаила Акимовича Иванькина в Книге нет. Почему? А вот здесь одни вопросительные знаки и знак восклицания, как знак, если хотите, возмущения и протеста. Впрочем, таких знаков, имеющих отношение к нашей Книге Памяти, множество по разным моментам.

Мы же сегодня постараемся написать свою Книгу Памяти, увековечив в ней имя Михаила Акимовича Иванькина.

Михаил Акимович родился в 1916 году  в д. Панское (в настоящее время д. Викторово)  Селецкого сельского совета Краснинского района. На момент призыва был женат на Дударевой Татьяне Ивановне. Именно жена делала запрос в 1948 году в Краснинский райвоенкомат о судьбе своего мужа. Тогда она получила сообщение, что её муж Михаил погиб 27 января 1945 года. Основанием для этого ответа явилось письмо товарища Михаила Акимовича и справка из воинской части.

Погиб, но где? При каких обстоятельствах? Как сложилась судьба этого человека, начиная с 1941 года, когда он был призван на фронт?

Михаил Иванькин числится  пропавшим без вести с января 1945 года в электронной базе «ОБД Мемориал», куда сведения поступают из Архива Министерства обороны. И это странно, потому как в 44-ом, в 45-ом, конечно, пропавшие без вести были, но всё равно был достаточно четкий учёт каждого имени,  мест,  полевых почт, полевых станций, где пропадали без вести красноармейцы. Не должна была история гибели нашего бойца затеряться, тем более, что в документах указана полевая почта последнего места службы бойца- № 36400 (ЦАМО Фонд 58 опись 977521а дело 864) . Именно по номеру почты мы вышли на воинскую часть. Но об этом рассказ впереди.

Действительно, удалось установить, что Михаил Акимович призывался в армию в 1939 году, на фронт в 1941 году Краснинским РВК. Почти сразу он попадает в окружение.  Далее, согласно документам, мы видим, что лейтенант Иванькин Михаил Акимович был освобождён нашими войсками 27.06.1941 года. Первым местом службы указано 25 ммп (мотострелковый  полк). (Источник информации: Российский Государственный военный архив). Судя по всему, то, что Иванькин был в окружении, способствовало тому, что он  был лишён звания «лейтенант», а  дальше проходит по всем документам как красноармеец.

 По номеру  полевой почты удалось выйти на последнее место службы красноармейца Иванькина - это 26 оштсб (отдельный штурмовой стрелковый батальон) 7 гвардейского стрелкового корпуса. Он подчинялся Московскому военному округу. В  состав штурмовых батальонов включался командно-начальствующий состав, находившийся длительное время на территории, оккупированной противником, и не состоявший в партизанских отрядах, а также  контингент спецлагерей НКВД,  то есть, батальоны формировались на 90% из офицеров РККА, ранее попадавших в окружение или плен. Существовали батальоны  недолго:  от 2 до 5 месяцев.

Основу таких батальонов составляли офицеры, имеющие большой опыт ведения боевых действий, данные батальоны имели очень высокую эффективность. Однако и потери среди личного состава штурмовых стрелковых батальонов были очень высоки.  Личный состав таких батальонов бросался на самые опасные направления. 

26-й отдельный штурмовой стрелковый батальон входил в состав 10-й гвардейской армии 7 гвардейского стрелкового корпуса. Согласно Перечню № 33 стрелковых частей и подразделений (отдельных батальонов, рот и отрядов) со сроками вхождения их в состав действующей армии о годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Приложение к директиве Генерального штаба от 2 июня 1962 г. № 203354. М., 1962, с. 110-111)  26-й отдельный штурмовой стрелковый батальон (в/ч «Полевая почта № 36400») 10-й гвардейской армии был сформирован в Подольском военном гарнизоне Московского военного округа в декабре 1944 - январе 1944 гг. На фронт батальон убыл 15 января 1945 года, а прибыл - 23 января 1945 года. По прибытии на фронт батальон сразу же был брошен в бой.  В действующей армии 26 осштб находился с 14 января по 10 апреля 1945 года, после чего был расформирован.

Благодаря сведениям 33 фонда ЦАМО (опись 686196 дело 794)  было установлено, что Иванькин Михаил Акимович награждён орденом Славы III степени. Дата подвига указана в наградном листе 27 января 1945 года. То есть, получается, в день гибели?

В наградном листе содержатся сведения, что Михаил Акимович Иванькин, по должности пулемётчик, ранений, контузий до 1945 года не имел. С 10 декабря 1944 года находился в 26 отдельном штурмовом стрелковом батальоне, то есть, с начала его формирования. До 1945 года наград не имел. Кандидат ВКП (б) - кандидат в члены партии. В день своей гибели 27 января красноармеец- пулемётчик Иванькин Михаил Акимович  «мощным огнём своего пулемёта отбил 2 контратаки противника у северо-западной опушки леса в районе населённого пункта  Музыкас. На протяжении всего боя вёл себя храбро и смело. Огнём из своего пулемёта уничтожал огневые точки противника и обеспечивал продвижение своей пехоты». Именно такие слова мы читаем в наградном листе за подписью командира 26 отдельного штурмового стрелкового батальона гвардии майора Русакова. Наградной лист подписан 30 января 1945 года. Иванькин Михаил Акимович погиб 27 января, посмертно был награждён орденом Славы III степени (ЦАМО Фонд 33 опись 686196 ед. хранения 794 № записи: 23062663/ приказ 7 гв. ск  №11/н от 30.01.1945 года).

С декабря 1944 года жена Михаила Акимовича не получала писем от своего мужа. Его товарищ Федоренко Н.С. написал письмо Татьяне Ивановне, в котором он сообщил, что её муж погиб в Латвии.

Действительно, с июля 1944 года 7 гвардейский  стрелковый корпус участвует в освобождении Латвийской ССР. С октября 1944 года корпус участвовал в блокировании Курляндской группировки противника.

По данным архива, Михаил Акимович Иванькин был похоронен в Латвии в деревне Музыкас, в том самом селе, где он принял свой последний бой. Это Салдусский край (район) Курсишская волость- бывший административный район на юго-западе Латвии в области Курземе. Граничил с Лиепайским, Кулдигским, Талсинским, Тукумсским и Добельским районами Латвии, а также с Литвой.

Михаил Акимович Иванькин шёл в бой  на переднем рубеже: туда, где находились мощные инженерно-оборонительные сооружения врага, разветвлённая сеть минных заграждений и большая плотность огня, туда, где обычные методы наступления, применяемые в полевых условиях, не давали желаемого успеха при штурме городов и укрепрайонов,  сводили на нет испытанные методы ведения боевых действий. Именно тогда вперёд выдвигались штурмовики.

Прошедшие через стрелковые штурмовые батальоны вынесли на себе все тяготы, лишения и ужасы войны, проявив при этом исключительное мужество и героизм. Среди этих отважных людей был и наш земляк - Иванькин Михаил Акимович, имя которого достойно быть увековеченным и в нашей Книге Памяти, и  в наших сердцах.

                                           С. Колабская