В последнее воскресенье октября все водители России отмечают свой профессиональный праздник - День автомобилиста. Полное название праздника - День работников автомобильного и городского транспорта. Его история началась еще в советское время. 15 января 1976 года в ответ на обращения граждан, которые сожалели, что у шоферов нет собственного профессионального праздника, вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О Дне работников автотранспорта». Спустя четыре года правительство подписало другой Указ, «О праздничных и памятных днях», после чего праздник переименовали в «День автомобилиста». Сегодня мы хотим вспомнить водителей Краснинского района. Многих уже нет сегодня рядом с нами, но в районе живут их дети, внуки, правнуки, коллеги.
Крылатая профессия
Эмблема автомобилистов - передний мост автомобиля, поддерживаемый орлиными крыльями. Это очень символично для нашего времени, когда тысячи автомобилистов страны водят свои машины со скоростью птицы, перевозя при этом огромное количество грузов.
Оснащённые новейшей техникой, совершенствуя своё мастерство, автомобилисты страны с каждым годом увеличивают объёмы грузоперевозок.
Наши мощные Уралы, КАМАЗы, КРАЗы, МАЗы и, конечно же, ЗИЛы можно видеть в пустынях Средней Азии, Заполярной тундре, на трассе БАМа и на проселках Нечерноземья.
Автопарк Краснинского объединения «Сельхозтехника» является единственным в районе предприятием, которое специализируется на перевозке самых различных грузов. Мы перевозим удобрения и строительные материалы, машины для колхозов и совхозов, товары для потребительской кооперации.
Активное участие приняли водители в уборке урожая не только в своем районе, но и в зерносеющих областях страны. Нынче мы командировали в Саратовскую область своих водителей Анатолия Григорьевича Гриня, Ивана Константиновича Авдея и Михаила Зиновьевича Мосягина. Лучших результатов добился на перевозке зерна водитель Гринь - он перевез 2788 тонн хлеба. И. Авдей и М. Мосягин перевезли более тысячи тонн зерна каждый. Все они сохранили технику и работают без аварий.
С первых дней юбилейного года среди водителей автопарка развернулись социалистические соревнования.
В авангарде идут коммунисты Дмитрий Иванович Байдаров, Леонид Тимофеевич Зазнов, Валерий Владимирович Соловьёв, Тимофей Алексеевич Горлачёв, Василий Кузьмич Максаков, кавалер ордена «Знак почёта» Александр Павлович Астапенков и другие. В первой половине года коллектив автопарка не смог в силу ряда причин выполнить свои производственные задания. Однако в третьем квартале года, когда среди водительского состава повысилось чувство ответственности за порученное дело и наладилась дисциплина, план реализации был выполнен на 102,6 процента, перевезено грузов 36,8 тысячи тонн при плане 35 тысяч и сделано 1 миллион 482 600 тонно-километров.
Немалая заслуга в этом таких водителей, как Петр Сергеевич Булындин, который перевез за 9 месяцев 2520 тонн груза, Александр Сергеевич Демьянов - 2270 тонн, Александр Михайлович Клименков - 2500 тонн и другие шофера, которые называются тысячниками. Их в коллективе десятки, всех не перечислишь. Это они выезжают на линию с рассветом и возвращаются в гараж ночью. От всего сердца хочется поздравить всех их с нашим традиционным праздником.
Однако из важнейших задач коллектива автопарка - перевозка грузов для сельского хозяйства. Только одной извести мы должны доставить колхозам и совхозам района в течение года 30 тысяч тонн. Перевезено уже 20 тысяч тонн. Для доставки оставшихся 10 тысяч тонн извести создано звено из 13 автомашин марки Урал и ЗИЛ. В течение месяца звено обязалось завершить плановую вывозку извести хозяйствам для известкования кислых почв.
Завершив вывозку льна, извести, наши автомобилисты включатся в перевозку на поля органических и минеральных удобрений. От работы наших шоферов во многом зависит урожай 1978 года.
Задание автотранспорта в современных условиях неоспоримо. Мы перевозим важные народнохозяйственные грузы и тем самым вносим свой вклад в строительство коммунизма.
П. Прокопов, заведующий автопарком районного объединения «Сельхозтехника».
Газета «Ленинец», № 131 от 29 октября 1977 года
Первоклассные водители
Каждый день, исключая распутицу, в Краснинском объединении «Сельхозтехника» выходили на линию 60-70 автомобилей. Напряженным был для коллектива автопарка первый год десятой пятилетки, но с планом водители справились, а двое шоферов удостоены правительственных наград.
На ЗИЛе без капитального ремонта
Автомобиль ЗИЛ-130 - всегда всемирно известная марка автомобилей, ее можно видеть не только на трассах нашей страны, но и за рубежом. Бортовой ЗИЛ перевозит самые различные грузы - товары для потребительской кооперации, стройматериалы и многое другое. Начало рабочего дня. В диспетчерской автопарка людно.
Водители входят, подходят к барьеру, за которым сидит диспетчер, получают путевки и уходят заводить машины. Александр Павлович Астапенков терпеливо ждет своей очереди в сторонке.
- С машиной что-нибудь? - спрашивает его заведующий автопарком Петр Иванович Прокопов.
- С машиной всё в порядке, - говорит Астапенков. - Жду путёвку.
- Сколько ты наездил на своём ЗИЛе? - интересуется Прокопов.
- Вам виднее, - улыбается водитель, - вы ведёте учёт.
- А всё-таки?
- Больше двухсот тысяч километров.
Петру Ивановичу Прокопову хорошо известно, сколько пробежала любая машина в автопарке с капитальным ремонтом и без него.
Водитель считается лучшим, если работает несколько лет подряд на машине без капитального ремонта. К числу таких относится Александр Астапенков.
На работу в объединение «Сельхозтехника» он поступил 1 августа 1969 года. Дали ему в начале старенький автомобиль, на котором уже, как говорится, ездили и перестали ездить.
Имел тогда Александр Астапенков права водителя третьего класса. Претендовать на лучшее не хотел, да и не имел права.
Александр Астапенков оказался водителем пытливым, добросовестным, а главное, любил профессию и доверенную технику.
Уже он за рулем не выпьет и кружки пива, не говоря уже о рюмке вина. Окончил 10 классов вечерней школы, стал повышать классность. Молодого шофера приметили, и 2 ноября 1970 он принял новенький ЗИЛ-130. С того самого дня и до 1 января 1977 года Астапенков проехал на нём без капремонта 238 784 километра.
- Как ему это удалось? - спрашиваю я П.И. Прокопова.
- Это не удача, - поправляет меня Пётр Иванович, - а целый комплекс различных мероприятий по уходу за автомобилем и прежде всего строгое соблюдение правил дорожного движения, своевременное проведение техуходов.
Водитель Астапенков не выйдет в рейс, не проверив тормозов, коробки передач, мотора, зажигания и т.д.
В рейсах он не задерживается, грузы доставляет в срок. За производственные успехи в 1976 году Александр Павлович Астапенков награжден орденом «Знак почёта». Недавно он стал кандидатом в члены КПСС.
Водитель «Колхиды»
За успехи в 1976 году награжден медалью «За трудовую доблесть» водитель автомобиля марки КАЗ-608 Валерий Павлович Мантриков.
С июня 1970 года по ноябрь 1975 года работал он на самосвале марки ММЗ-555. Зимой и летом мчатся эти самосвалы, гружёные удобрениями, со станции «Гусино» во все хозяйства района. За пять лет работы на самосвале Валерий Мандриков перевёз не сотни, а тысячи тонн удобрений в колхозы и совхозы. И если многие другие водители, работавшие на таких машинах, жали, как говорится, на всю железку, Мандриков бережёт доверенную технику.
Как и Александр Астапенков, он без прорыва в производство сдал на права водителя первого класса.
И в ноябре 1975 года получил автомобиль КАЗ-608, который шофёры называют «Колхидой».
Назначение этой автомашины - перевозить крупногабаритные грузы и в первую очередь строительные материалы. Первый рейс он делает В Сафоново за кирпичом для новостроек района. После самосвала, который кидает на ухабах как щепку, «Колхида» идет ровно, даже не слышно мотора. Валерий старается не превышать скорости, выехав на автостраду, посматривает на приборы. Температура воды, давление масла - всё в пределах нормы. И вдруг стрелка, показывающая давление масла, резко качнулась влево и застыла на нулевой цифре. Не мешкая ни секунды, Валерий ставит «Колхиду» у обочины дороги, поднимает кабину и начинает искать неисправность. Он так увлёкся, что не заметил другой «Колхиды», притормозившей неподалёку. Подошёл шофёр, поинтересовался причиной остановки, высказал желание помочь.
- Да уже сам управился, - сказал Валерий, ставя кабину на место и пряча ключи.
- Давно водишь «Колхиду»? - поинтересовался шофер.
- Первый рейс, - ответил Валерий, залезая в кабину, - ну бывай! - И машина ровно тронулась с места. А неизвестный водитель «Колхиды» еще долго смотрел ему вслед, завидуя выдержке своего молодого коллеги.
За полтора года Валерий Павлович Мандриков проехал на своей «Колхиде» 58 тысяч километров. Не так уж и много, но грузов он перевез много, потому что ему приходится возить железобетонные плиты, металл и многое другое так необходимое нашим колхозным, совхозам и промышленным предприятиям.
Я. Коновалов
Фото Ю. Кацубы
Газета «Ленинец», № 52 от 30 апреля 1977года
Начало трудовой биографии
Эти парни стоят у истоков своей трудовой биографии. Судьбы их схожи. Родились и выросли в родном колхозе «Серп и молот», окончили Авадовскую среднюю школу и остались работать на селе.
Виктор Наделин - доармейского возраста. Несмотря на столь юный возраст, умеет работать на машине и любит свою работу. Перевозит различные сельскохозяйственные грузы. Старается выполнить задания образцово. Комсомольца Наделина хвалят за работу.
Олег Васькин - постарше. Уже отслужил в армии. Как шофер, на хорошем счету в колхозе. За его плечами немало уже дорог. Перевозил картофель, льнопродукцию, стройматериалы. Про таких говорят: человек на своем месте. А что может быть лучше, когда любишь свою работу и умеешь ее делать день за днем.
А. ВАСИЛЬЕВ, селькор.
На снимке:
О. Васькин и В. Наделин.
Газета «Ленинец», № 38 от 30 марта 1978 года
Годы и годы за рулем
Михаил Иванович Агафонов - ветеран автомобильных дорог. С 1965 года он работает шофером в нашем дорожно-ремонтном строительном управлении.
Он из тех, кого принято называть штатным передовиком соревнования. Месяц за месяцем, год за годом выполняет и перевыполняет личные производственные планы по перевозке грузов. Чем берет человек?
Известно, прежде всего за счет умелой эксплуатации автомобиля. Всегда в срок техуход, ремонт, - вот автомашина и не подводит в дороге. Последняя автомашина - самосвал у него одиннадцать лет.
- Ну, Иванович, она у тебя в дороге развалится... - шутят коллеги.
Не развалится! День за днем в трудных рейсах. Возит дорожно-строительные материалы. Нынче, например, он участвовал в строительстве и ремонте дорог Красный - Гусино, Красный - Катково, Красный - Крюково.
По итогам работы в десятой пятилетке Михаил Иванович занесен на районную доску Почета. Награжден знаком І степени «За безупречную работу на транспорте».
Завтрашний праздник автомобилистов - это прежде всего праздник таких работниковавтомобильных дорог, как наш ветеран Агафонов.
А. ИСАЕНКОВ, начальник планового отдела Краснинского ДРСУ.
На снимке: М.И. Агафонов.
Газета «Ленинец», № 128 от 24 октября 1981 года