22 ноября в России отмечается День психолога – праздник специалистов, умеющих «лечить душу». С увеличением темпа жизни, ростом стрессовых ситуаций, неуверенности в себе, которые все чаще сопровождают нашу жизнь, спрос на услуги психолога с каждым годом только растет. Для каждого из нас очень важно, чтобы тебя выслушали, поняли, не осудили и дали совет. Сегодня я хочу рассказать о педагоге-психологе Краснинской средней школы. Галина Григорьевна Семенова с февраля 2022 года работает здесь школьным «врачевателем душ». Свою профессию она считает важной и нужной, ведь именно психолог отвечает за сохранение психологического здоровья школьника, которое напрямую связано с его комфортным пребыванием в школе и успеваемостью. До этого Галина Григорьевна работала психологом 2 года в Гусинской средней школе и 4 года в МОУ СОШ №12 города Мирный, откуда и приехала в наш поселок 12 лет назад.
Путь в психологию
Галина Григорьевна – личность творческая и очень интересная. Родилась в 1963 году в Виноградовском районе Архангельской области. В 1979 году после окончания школы поступила в Котласское педагогическое училище на художественно-графическое отделение, которое окончила в 1982 году по специальности «учитель черчения и рисования». В течение многих лет работала учителем черчения и изобразительного искусства.
Вся жизнь Галины Григорьевны была подчинена творчеству. Она занималась росписью по дереву, участвовала вместе со своими воспитанниками в многочисленных выставках, получая удовлетворение от любимого занятия.
Но как-то пришло понимание того, что хочется узнать, что происходит в душе, на чем она держится, чем живет, чего хочет. Пришел период психологического осмысления всего, что сопровождало Галину Григорьевну по жизни. Она поступила в Вологодский филиал Столичной финансово-гуманитарной академии по специальности «Психология», который окончила в 2008 году. Учеба в академии, общение с людьми, для которых чувства и состояния – это вполне объяснимые явления, помогли разобраться в себе, избавиться от ненужного, от внутренней тревоги. Так начался путь Галины Григорьевны в психологию.
Школьный педагог-психолог
Основная задача Галины Григорьевны в школе – создать доверительные отношения, где дети могут выражать свои эмоции, разделять радости и переживания. Кроме того, она оказывает незаменимую поддержку родителям, помогая понять особенности взаимодействия с подростками в переходном периоде от детства к юности. А успешное сотрудничество психолога, родителей и педагогов часто приводят к положительным результатам. Психологической помощью Галина Григорьевна «охватывает» более 430 детей: проводит классные часы, диагностики, профориентационную работу, используя при этом различные методики.
В Краснинской средней школе есть кабинет психологической разгрузки - сенсорная комната. Это островок выплеска эмоций и напряжения, здесь можно плакать и смеяться, учиться дружить и гасить конфликты, просто играть и общаться. После уроков дети младшего и среднего школьного возраста с большим удовольствием идут в сенсорную комнату.
В течение учебного года Галина Григорьевна оказывает психологическую помощь всем участникам образовательного процесса, способствует созданию условий для реализации права на полноценное познавательное и личностное развитие, работая в нескольких направлениях. Она проводит диагностику по выявлению разного рода психологических проблем, дает консультации педагогам, родителям и детям, проводит индивидуальные и групповые занятия. Проводит психолог и профилактические мероприятия с целью создания благоприятного психологического климата в школе.
По роду своей деятельности психолог постоянно вовлечен в различные конфликты, проблемные ситуации. Галина Григорьевна всегда грамотно анализирует их и находит компромисс. Она тактична, ответственна, умеет слушать и сопереживать. Для неё важно, чтобы каждому ребенку было комфортно в школе, чтобы он с желанием посещал занятия, не чувствовал себя одиноким и несчастным в кругу сверстников. Важно, чтобы родители и учителя видели реальные проблемы учащихся и вовремя обращались за квалифицированной помощью.
Галина Григорьевна никому не отказывает в консультациях и беседах. Иногда дети сами приходят к ней за помощью, но чаще всего их приводит учитель. Очень важно, чтобы ребенок не оставался наедине со своей проблемой, чтобы он смог выговориться.
Часто к Галине Григорьевне попадают дети с асоциальным поведением. Причина такого поведения, по мнению психолога, кроется в воспитании. Очень часто родители настолько слепо любят своих детей, что считают их идеалами и не замечают, как становятся марионетками в их руках. Гиперопека или же попустительское отношение к детям тоже негативно сказываются на их воспитании. Родители должны найти золотую середину, чтобы не навредить своему ребенку.
Помогает Галина Григорьевна разобраться ученикам в общении со сверстниками, выявляет причины детских страхов и агрессивного поведения. Применяя разнообразные методики, анализируя детские рисунки, тестовые задания, школьный психолог может выявить причину страхов у детей и дать родителям рекомендации по борьбе с ними.
Очень важна в работе психолога просветительская деятельность. С этой целью в школе проводится Неделя психологии, где дети получают возможность повысить свою самооценку, творчески проявить себя, снять усталость и напряжение.
Несколько советов для родителей
К сожалению, в последнее время наблюдается такая тенденция: дети в совсем еще юном возрасте начитают страдать от депрессий, чувствуют упадок сил. Это связано с тем, что за последние 10 лет нагрузка на детей в школе очень возросла, и это влияет на общее физическое состояние учащихся, которые очень сильно устают. Поэтому дома, как отмечают родители, у детей возникают истерики, они замыкаются в себе, отказываются от еды или, наоборот, переедают. Некоторым просто не хватает времени отдохнуть, заняться любимым делом.
Как поступать родителям в этом случае? Первое – это покой в доме. После трудного учебного дня, полного нагрузок, ребенку просто необходима атмосфера спокойствия и понимания. И самое главное, родители должны принимать своего ребенка таким, какой он есть, ведь именно они его таким воспитали. Важно не забывать хвалить за хорошее, за малейшие достижения, поощрять, ведь когда ребенок делает что-то не так, мы сразу обращаем на это внимание, а когда он в чем-то преуспел, взрослые порой просто забывают о похвале. Ну и, безусловно, очень важно проводить время вместе. Родители приходят поздно, дети заняты уроками, и время для общения взрослых членов семьи с ребенком сокращается, что может привести к отчуждению и дальнейшему недопониманию. И всегда нужно помнить очень важную вещь: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».
В современном мире, учитывая привязанность, а иногда и зависимость детей и взрослых к разным гаджетам и социальным сетям, работа психолога имеет большое значение. Специалист обладает достаточными знаниями, чтобы объяснить родителям особенности поведения ребенка, помочь справиться с возникающими трудностями, кризисами того или иного возраста. Главное, чтобы родители понимали, что психолог – это тоже педагог, друг и наставник, а не врач, который ставит диагнозы, и не боялись идти к психологу со своими вопросами.
Елена Новикова