5 ноября к поисковикам Краснинского района обратилась Елена Шутова, офицер запаса, уроженка Беларуси, которая занимается установлением судеб погибших, пропавших без вести служащих лётных полков, дивизий времени Великой Отечественной войны.

b_150_100_16777215_00_images_25_52.jpg

История такова. На прилегающей к Краснинскому району территории Могилёвской области на братской могиле в д. Староселье Горецкого района увековечено имя Радаева Михаила Сергеевича, лётчика, капитана, заместителя командира 272-го истребительного авиационного полка, который погиб 12 октября 1943 года. Считается, что лётчик захоронен в данной братской могиле. В этот же день были сбиты ещё два самолёта с лётчиками Медченко и Шарабуриным, но уже предположительно на территории Краснинского района. Медченко был первоначально захоронен в Гребенях Краснинского района. А вот судьба Шарабурина так и остаётся невыясненной до сегодняшнего дня. В именных списках потерь лётных полков у всех троих одна запись: «Не вернулся с боевого задания», в отдельных документах читаем: «Погиб в воздушном бою».

Елена Шутова, долгое время занимаясь историей военной авиации, вышла на родственников Шарабурина, которые совсем ничего не знали о воинской судьбе своего предка, но очень хотели найти такие данные. А дальше Елена Ивановна Шутова обратилась к краснинским поисковикам с просьбой помочь в поиске информации.

Кто же они, эти три славных сокола и какова их истинная воинская судьба?

 

Начнём с истоков

С 5 октября 1943 года по 27 декабря 1943 года 272 истребительный авиационный полк участвовал в боевых действиях в районе Орша - Витебск на Западном Фронте в составе 309 Смоленской истребительной авиационной дивизии 1-й Воздушной Армии и базировался на аэродромах с 5.10.43 г. по 11.10. 43 г. в д. Стабна, с 11.10.43 г. по 17.10. 43 г. - д. Ржавка, с 17.10.43 г. по 23.10.43 г.- д. Бол. Орловичи, с 23.10.43 г.- д. Дубровка, выполняя задачу по прикрытию своих войск и объектов, сопровождению бомбардировщиков и штурмовиков, перехвату самолётов противника и разведке погоды. Кстати сказать, лётчиков 309 Смоленской истребительной авиационной дивизии, погибших на краснинской земле, достаточно много. Есть у нас данные о погибших в районе деревень Черныши, Жваненки, Орловичи, Ковшичи, Литивля, Зверовичи, Александровка, Жюли, Бежали, Трегубово...

Все три самолёта, на которых летали погибшие лётчики: лейтенант Медченко Фёдор Семёнович, капитан Радаев Михаил Сергеевич, Шарабурин Леонид Дмитриевич - младший лейтенант - представляли собой советские одномоторные, одноместные истребители, созданные в 1942 году под руководством нашего земляка, смолянина, С.А. Лавочкина в Горьком. На вооружении они имели две пушки ШВАК с боезапасом по 200 снарядов для каждой, плюс к этому - 2 стокилограммовые бомбы ФАБ-100.

И Радаев, и Шарабурин, и Медченко были достаточно подготовлены для полётов. По крайней мере, архивные документы, где показаны результаты сданных ими зачётов, свидетельствуют о хорошей и отличной подготовке и по теории, и по пилотированию. Все трое имели неоднократные благодарности за отличное выполнение боевых заданий, добросовестное отношение к работе на матчасти, обеспечивающее выполнение боевых заданий и примерную дисциплину. Медченко Фёдор Семёнович был отмечен в сентябре 1943 года Орденом Красного Знамени.

Медченко в полку исполнял должностные обязанности с 27.04.1943 года. Он родился в 1919 году в селе Александровка Корочанского района Курской области. Окончил Окончил ЧВАУ в 1941 году, прибыл в часть в июле 1942 года. На Ла-5 имел налет 78 часов 30 минут, и все в данной части. Общий налёт - 259 часов 13 минут днём. «Подготовку имеет хорошую. В боевую работу втянут. Техника пилотирования хорошая. Летает грамотно», - читаем в документах ЦАМО. Имел общее количество боевых вылетов 60, что составляет 56 часов 40 минут. Провёл 11 воздушных боёв, сбил 2 самолёта противника лично, 1- в группе, ранее сам был сбит.

Младший лейтенант Шарабурин Леонид Васильевич служил лётчиком в полку с 27.03.43 года. Он родился в 1919 году в Москве. Окончил Борисоглебскую ВШЛ в 1941 г. и прибыл в часть из 1-го Запасного полка в феврале 1943 года. Налёт на Ла-5 имел 50 часов 18 минут, все в данной части. Общий налёт 152 часа 44 минуты днём. Общее количество боевых вылетов составляло 34 вылета с боевым налётом днём 34 часа 15 минут. Провёл четыре воздушных боя, ранее сам сбит не был.

Самым опытным среди троих наших героев был, конечно, капитан Радаев. Радаев Михаил Сергеевич, заместитель командира штурмовой эскадрильи. Родился в 1909 году в Куйбышевской области, в Бирском районе - с. Коноваловка. В Красной Армии служил с 1931 года. Прибыл в 272 иап из 2 запасного авиационного полка 13.07.43 года. Окончил школу военных пилотов. Налет на Ла-5 - 23 часа 30 минут, все в данной части. Всего налет составлял 2428 часов 46 минут днём и 110 часов ночью. На самолёте Ла- 5 имел хорошую подготовку. Летал грамотно. За время пребывания в полку летных происшествий не имел. На боевые задания вылетал с большим желанием. Имел общее количество боевых вылетов 177, 379 часов 15 минут из них днём. До службы в 272 иап был заместителем командира эскадрильи 230-го скоростного бомбардировочного авиаполка, считался погибшим в феврале 1942 года, но оказался в плену, откуда ему удалось сбежать и, пройдя фильтрационную проверку, снова попасть в авиацию, в 272 иап.

 

Боевое задание

12 октября 1943 года на боевое задание в район Могилёвской области вылетели 2 лётных группы: одна в составе четырёх самолётов (командир, капитан Курочкин, лётчики Ольховский, Радаев, Медченко, вторая - семь самолётов под командой майора Назаренко, где выполнял задание мл. лейтенант Шарабурин). Наши войска находились на границе Могилёвской и Витебской областей и Краснинского района. 4 Ла-5 под командой капитана Курочкина патрулированием прикрывали наземные войска в районе Баево - Застенок с задачей - не допустить бомбардировщиков противника в район прикрытия. 7 Ла-5 под командой майора Назаренко получили задачу патрулированием прикрыть район Баево- Куртась.

В районе прикрытия группа лётчиков, где летели Медченко и Радаев, встретили 12 ХЕ - 111, прикрываемых 4 - мя ФВ- 190. Наши истребители вели воздушный бой сначала с бомбардировщиками, а потом с истребителями противниками. В районе прикрытия за линией фронта были обстреляны 3 А. В этом бою был сбит самолёт, пилотируемый лейтенантом Медченко. Он упал на территории Краснинского района, недалеко от деревни Гребени. К сожалению, лётчик погиб, был первоначально захоронен в Гребени, затем останки перенесены в братскую могилу №1 п. Красный. Его имя увековечено на Мемориале «Защитникам Отечества». Место же падения самолёта Медченко в Гребенях, недалеко от главной дороги, поисковики обнаружили ещё в 2014 году. Правда, тогда мы ещё не знали, с каким именем это самолёт связан.

Капитан же Радаев сражался на высоте 2500 метров с 6 ФВ-190 (по другим данным с 8 ФВ-190). В этом бою он и был сбит. Самолёт упал на территорию противника. Судьба экипажа по архивным данным до сей поры неизвестна, останки лётчика так и не были обнаружены. А на памятнике в Староселье Могилёвской области увековечили его имя.

Гибель лётчиков отчасти произошла и по вине наземных служб, которые вовремя не установили радиосвязь с экипажами, а также в результате того, что прикрывающий Медченко и Радаева пилот истребителя Ольховский вынужден был вывести самолёт из боя. «В 13.15 на высоте 2500 метров группа капитана Курочкина в составе 4 Ла-5 встретила 8 ФВ-190, вступила в бой. Ольховский, который прикрывал Радаева и Медченко из-за плохой осмотрительности повредил самолёт и получил легкие ушибы лица»,- читаем в документах. Так Медченко и Радаев остались без прикрытия.

У мл. лейтенанта Шарабурина в этот день на подготовку и выполнение боевой задачи в распоряжении было 1 час 35 минут. Он с товарищами патрулированием прикрывал район Баево- Ленино. В районе прикрытия лётчики встретили 8 немецких самолётов ФВ-190, с которыми прикрывающая группа вступила в воздушный бой. Командир группы навёл истребители на самолёты противника и приказал атаковать вражеские самолёты. Предупредил не отрываться от группы, иметь преимущество в высоте, тщательно наблюдать за воздухом. В этом воздушном бою был сбит мл. лейтенант Шарабурин. По документам архива все бои проходили на ближнем приграничье. Известно, что самолёт упал на нашей территории, в том же районе, где и шли воздушные бои.

 

Где же упал Ла-5 Шарабурина?

Местные жители д. Гребени, Туговищи, Тригубово и даже кое-кто из очевидцев - старожилов- все как один рассказали поисковикам схожую даже в своих деталях историю. Все они говорили о том, что в небе на нашей территории в октябре 1943 года можно было видеть воздушный бой. Самолёт загорелся и упал в район заболоченной речки Ректа недалеко от деревни Тригубово. Лётчик катапультироваться не успел. Самолёт ушел в ил реки, а местные жители уже после войны пытались трактором его зацепить и вытащить, но так в этом и не преуспели. Известен только факт об оторванном крыле. Сегодня на месте падения самолёта образовалась запруда, и, самолёт, конечно ушёл ещё глубже. Это единственный самолёт, упавший на этой территории, история которого до сего времени неизвестна. Сумеем ли мы, когда-нибудь найти останки лётчика и увидеть самолёт с номером Ла-539213394 и мотором М-82 № 65031214 - это большой вопрос. Но это единственное предполагаемое место гибели лётчика Шарабурина.

В день 12 октября 1943 года в одном районе патрулирования погибли только три лётных экипажа 272 иап: Радаев, Медченко, Шарабурин. Все они с честью выполнили свой долг. Наш же долг рассказать об их подвиге, доблести, и славе.

Остаётся добавить, что весь представленный материал появился на странице газеты благодаря работе поисковиков в Центральном архиве Министерства обороны РФ в рамках областной программы по увековечиванию Памяти защитников Отечества, а также в рамках Всероссийского проекта «Судьба солдата».

Светлана Колабская

На фото: летчик Федор Медченко, погибший на Краснинской земле в 1943 г. На обратной стороне фотографии рукой героя написано:
«На память мамаше и папаше от сына Федора Семёновича»