b_150_100_16777215_00_images_9_56.jpg

До образования Краснинского уезда село Самсоны входило в состав Молоховского стана. Основание села приписывается местными преданиями крестьянину Самсону, некогда жившему там, где расположено село.

У Самсона было 12 сыновей, которые расселились вокруг отца. По имени главы семьи их стали называть «Самсоны», что, в свою очередь, дало наименование образовавшемуся поселению. Когда возникло селение, сведений не найдено.

В 1756 году на средства шляхтичей Владимира Денисовича Потемкина и Ильи Яковлевича Потемкина в Самсонах была построена деревянная церковь, освященная в честь Преображения Господня.

В 19-м столетии приход села Самсоны входил в 1-й благочиннический округ Краснинского уезда.

18 марта 1856 года старинная церковь сгорела. В 1860 году началось возведение нового деревянного храма. Средства на строительные работы собрали прихожане, стройматериалы пожертвовала помещица Екатерина Петровна Краевская. Много потрудился при возведении церкви управляющий именем Е.П. Краевской Петр Корякин, впоследствии получивший за это серебряную медаль на Станиславской ленте.

Строительство храма было завершено в 1864 году, в тот же год он был освящен. Внешне церковь имела красивый вид. Крестообразная в плане, она несла пять глав с вызолоченными крестами, внутри храм украшал двухъярусный иконостас.

В 1883 год прихожане на устройство железной крыши пожертвовали 450 рублей.

Из чтимых икон особенно замечательными были Смоленская икона Божьей Матери и образ святителя Николая, считавшиеся у прихожан чудотворными. Когда началось их почитание, какими чудесами они были прославлены, сведений не найдено.

Крестьяне прихода не отличались особым благочестием. Местное население было подвержено различным предрассудкам и суевериям, верило в колдунов и знахарей.

Бичом сельского населения в конце XIX – начале XX в. стало пьянство. В 1882 года в селе было открыто питейное заведение. С его возникновением благополучие крестьян резко упало. Если ранее Самсоны считались одним из богатых сел уезда, то с конца XIX столетия его характеристика стала такова: «полуразвалившиеся постройки местных обывателей, бедность да глушь, вот и все, что можно теперь сказать о нем». В семьях наблюдалось повальное пьянство, начиная с молодежи. Результат пагубного воздействия алкоголя выразился не только, как подчеркивалось выше, в обеднении, но и в полном разорении крестьянских хозяйств. Против пьянства выступили местные священнослужители и храмостроительница Е.П. Краевская. Помимо проповедей в церкви и личных бесед духовенство старалось раскрыть народу всю пагубность нетрезвого образа жизни. На средства Краевской были приобретены для бесплатного распространения противоалкогольные брошюры. Считая указанные меры недостаточными. 1 января 1891 года при храме было открыто общество трезвости имени святителя Василия Великого, память которого празднуется в этот день (по старому стилю). Когда священник объявил об открытии общества, желающих вступить в него оказалось 37 человек. После литургии к ним присоединилось еще восемь крестьян. Всем им были розданы специальные крестики на ленточках и текст обещания вести трезвую жизнь. Обещание зачитал священник, прихожане вслух повторяли за ним слова обета. Строгий чин отречения от алкоголя произвел благоприятное впечатление на прихожан.

В основу общества трезвости были положены следующие правила:

«В общество может вступить всякий православный христианин без различия пола, но не моложе 18-ти лет.

2) Всякий член общества, в течение одного года, обязывается не употреблять никаких спиртных напитков, а равно и не заходить в трактиры и распивочные.

3) Всякий член общества призывается к обязательному посещению богослужений, а равно и к посильной жертве на нужды церковно-приходской, народной библиотеки.

4) Все члены общества обязываются следить друг за другом в исполнении данных обещаний, а также и всемерно располагать других на вступление в общество.

5) Все они в великие праздники поминаются на проскомидии.

6) Всем им даются, при вступлении в общество, крестики для ношения на груди.

7) Самое вступление в общество трезвости ознаменовывается молебным пением св. Василию Великому, покровителю общества и целованием его иконы.

8) Для записи членов имеется книга трезвости».

Несмотря на возникновение общества трезвости, пьянство и связанную с ним нищету до конца преодолеть не удалось - настолько глубоко вошли эти явления в быт народа. Еще в 1904 году, согласно документам, крестьяне продолжали выпивать, и, вследствие того - бедствовать. «Крестьяне живут в землянках, то есть в хатах имеется земляной пол, а сами хаты покрыты соломой».

Обратимся к истории Преображенской церкви. В ночь с 26 на 27 апреля 1913 год храм чуть было не стал жертвой огня. Благодаря усилиям прихожан - крестьян Ивана Архиповича Пузынина, Леонтия Павловича Казакова, Петра Никифорова, Гавриила Емельянова, Ивана Петровича Рубцова и Азария Прокопьевича Молочкова церковь удалось спасти. 21 мая 1913 года им было преподано архиерейское благословение.

Преображенский храм был закрыт в 1937 году, постановлением облисполкома 30 марта 1939 году здание переоборудовали под школу. Сейчас церкви не существует.

Рафаил (Ивочкин), иеромонах