Наш путь лежал в деревню Сусловичи, чтобы воочию увидеть место, где раньше находилась, одна из красивейших церквей Краснинского района Смоленской области церковь Николая Чудотворца.
Проезжая дорога к церкви радовала. Ровная, без ухабов и выбоин. Никто из нас никогда не бывал в этой стороне нашего района, поэтому приятно было видеть, что кто-то из местных жителей собственноручно сделал указатель. Мы въехали в деревню, проехав совсем немного, слева увидели величественные стены церкви. Даже в таком разрушенном виде она была великолепна. Через заросли к церкви была вытоптана тропинка, по ней мы и добрались до входа. Первое, что хотелось сделать, это насладиться тишиной и умиротворением, мы стояли и смотрели, как лучи солнца пробиваются внутрь храма, сквозь отверстия еще чудом уцелевшего свода. И только осмотрев все вокруг, мы достали свои телефоны, фотоаппарат и стали с разных ракурсов фотографировать церковь. В правой части церкви мы увидели небольшой иконостас.
Скорее всего, его сделали местные жители. На чистом куске шелковой материи аккуратно стояли иконы и книги. Этот маленький, аккуратный островок напоминал живое, бьющееся сердце храма, которое говорило: «Вот видите, я еще жива!»
Выйдя из церкви, мы еще долго смотрели на неё и любовались красотой окружающий природы. Вспомнилось стихотворение, которое совсем недавно, я прочитала в интернете.
Куда б не шли, а в Храм ведёт дорога,
Душа зовёт на звон колоколов…
Чтоб постоять в спокойствии немного,
И ощутить величие Веков…
Перед иконой голову склонив,
За здравие и упокой свечу поставить,
За ближних попросить, врагов простив.
И все свои печали здесь оставить…
Очиститься душою, голову поднять…
И воздуха вдохнув расправить плечи,
Покаявшись опять вперёд шагать.
Пусть в Храме никогда не гаснут свечи.
В деревне Сусловичи мы остановились возле одного из домов и побеседовали с Людмилой Ивановной Залужской. В настоящее время Людмила Ивановна проживает в Москве, но каждое лето приезжает в родную деревню.
Из воспоминаний Л.И. Залужской: «К сожалению, я знаю немного. Знаю, что первоначально этот был костел, затем его переделали в церковь. Когда мы были маленькие, бегали туда играть. Внутри висели большие и красивые иконы, была великолепная роспись. Хорошо запомнилось, как шефы, которые работали в хозяйстве, безжалостно сдирали эти иконы и увозили. Это были 70-е годы. Высоко, под самым куполом, висела икона Спасителя и ее снимали на вожжах. Долгое время внутри был вход на звонницу, там находился маленький купол, под ним было место звонаря, даже стояла маленькая лавочка. Мы любили туда подниматься. Крыша была покрыта щепой, со временем она осыпалась и все обрушалось. Потом там был склад. Многие жители верили, что в церкви зарыт клад и пытались его найти. Копали, долбили, искали-искали, да так ничего и не нашли. После этого внутри остались только ямы.
Напротив церкви жил священник со своей семьей. Ему принадлежали большой фруктовый сад, луг, который и сейчас называют «Попов луг», лес, прозванный в народе «Поповщина». К счастью, сад сохранился до нашего времени.
Священников в нашей местности было много, они постоянно менялись, но их имена я не знаю, знал мой дедушка. Не так давно сюда приезжали священники с комиссией. Мы обрадовались, думали, что будут восстанавливать храм. Но на сегодняшний день селян, которые здесь проживают, очень мало, в основном дачники. Думаю поэтому и не решились на восстановление церкви. Сейчас вокруг церкви все заросло, а вот раньше не было зарослей, и церковь была, как на ладони. Это была необыкновенная красота».
История Сусловичиской церкви более подробно описана в книге Иеромонаха Рафаила «Краснинская земля: Православные храмы».
Сусловичи
Село Сусловичи одно из старинных на Краснинской земле. Во 2-й половине XVII в. здесь был Никольский храм. Есть предположения, что эта церковь была деревянной и просуществовала до 1740 года.
Возникновение каменного храма церковная летопись украсила легендами, согласно которым церковь начал строить некто Боголеп. Он заложил каменный храм, который обвалился недостроенным. Затем здесь был выстроен костел, переделанный впоследствии в православную церковь. В подтверждение легенд летопись приводит следующие аргументы.
«Прежде всего, вспомним, что с. Сусловичи почти крайнее село Краснинского уезда, который примыкал к древнему Польскому рубежу. Да и сам Смоленск, после всех треволнений был взят польским королем Сигизмундом. И все церкви, и монастыри были отданы католикам. И когда, наконец, смоляне дождались единоверного и единоплеменного государя Алексея Михайловича, который в 1754 году присоединив Смоленск к своей державе, возвратил православным храмы и дозволил совершать богослужения, что и тогда еще с. Сусловичи не было защищено от влияния униатов из Могилевской губернии, которая в этом отношении была опасной соседкой (в отношении, конечно, Православия), так как в Могилеве были иезуитские коллегии, а этих «дельцов» Римского Понтифика, кажется, ничто не могло остановить в их работе, как они говорили, «ad majori Dei Gloria».
Теперь обратимся к архитектуре храма. Вид храма продолговатый, с узкими окнами и колоннами внутри, мрачный, несмотря на вновь устроенные окна. И если отнять колокольню, которая была построена на 4-х столбах, <...> то храм будет представлять ту мрачную колоннаду, которая так присуща костелам. <...> «За» говорит еще сходство нашего приходского храма с храмом с. Пустынки, Мстиславского уезда, Могилевской губернии, а оны храм переделан из костела. Наконец, в двух книгах <...> есть польская надпись, помеченная так: Roka 1765 Apryla 26 dnia».
Таковы подтверждения летописи о существовании в Сусловичах костела.
Документы, как опубликованные, так и хранящиеся в ГАСО, позволяют с достоверностью сказать лишь о храмах XVIII столетия и каменного, построенного в селе на средства полковника Стефана Дмитриевича Каховского в 1769—1771 гг.
В селе Сусловичах церковь во имя святителя Николая, каменная, с колокольней на одном фундаменте, двуглавая, устроена господином полковником Стефаном Каховским в 1771 году»
Никольский храм, сохранившийся доныне, расположен на низком месте. Из-за близости грунтовых вод вокруг здания постоянно стояла вода, так что временами, по замечанию местного священника, церковная территория превращалась в болото. Сырость неблагоприятно сказывалась и на внешнем виде храма.
«Во время посещения храма в 1850 году преосвященный Тимофей собственноручно метлой сметал зеленую плесень со стен алтаря. Преосвященный же Иосиф, посещая село в 1876 году 20 августа, рекомендовал даже сделать в алтаре колодезь, так как в храме против жертвенника каменный пол, провалившись, образовал котловину, где под кирпичами стояла вода. <...> В летнее время даже частой просушкой невозможно вывести плесень и запах сырости из ризницы, а зимой все бывает сырое, переплеты книг расклеиваются, стены же никогда не теряют зеленовато-желтой моховидной плесени»
В 1856 г., по благословению епископа Тимофея, на средства помещиц Бужановой и Криштафович к церкви был пристроен теплый придел, освященный в честь преподобного Нила Столобенского.
В ризнице Сусловичского храма хранились старинные и редкие предметы. Это: 1) напрестольное Евангелие в зеленом бархатном переплете с серебряными накладками, напечатанное в 1717 г.; 2) напрестольный серебряный крест с чернью; 3) Евангелие в серебряном окладе, 1758 г. издания, с польской надписью на обороте изображения апостола Матфея «Стефан Каховский»; 4) серебряное кадило; 5) «серебряной парчи древняя (с длинным передом) риза, про которую передает предание, как про принадлежавшую Московским соборам и украденную французами в 1812 г. Во время бегства из России, повествует тоже предание, риза сия была потеряна недалеко от Суслович, где ее и нашел крестьянин и пожертвовал в свою приходскую церковь»; 6) древняя икона-складень с изображением Божьей Матери, пророка Моисея и архангела Михаила; 7) «древний набедренник. О существовании его предание повествует, что в 1782 году из Вязьмы через Ельню шел Кутузов и ночевал в Сусловичах и, по возвращении в Санкт-Петербург, исхлопотал священнику села Суслович этот набедренник»;8) старинные служебники.
Кроме того, в библиотеке хранилась старинная Общая Минея с надписью по листам, подтверждающие данные о том, что Никольский храм был в Сусловичах уже в XVII столетии.
«Разбирая архив, мы нашли среди всякого хлама большую, покрытую плесенью книгу, обратившую наше внимание, как своими рисунками, так и печатью. Книга эта оказалась Общей Минеей, или (как названа в предисловии в честь царя) «Феодорамин» «изображенного типом» в Киево-Печерской Лавре в 1681 году при царе Феодоре Алексеевиче. Минея довольно хорошо сохранилась, благодаря крупной печати. Особенно интересно предисловие, которое представляет панелирик царю Феодору Алексеевичу и названо - «Предисловие до его царского величества». Небезынтересен также текст по своей неисправленности и неправильности в ударениях. <...
Для нас же, пишущих историю храма, особенно ценна одна сохранившаяся надпись по листам книги, которая гласит: апреля 29 числа (книга сия) общая минея села Суслович, Смоленского уезда. Маоховского стана церква Huкалая Чудотворца тщанием и трудами Смоленского ректора Макара Буди... собирал от мира Христа ради по обещанию куплена в 1681 году месяца генваря І числа».
Таким образом, анализ документов позволяет утверждать, что Сусловичи в 1681 г. имели Никольский храм.
В 1930 г Никольская церковь была закрыта председателем Сусловического сельсовета В.Г. Судовским без согласования с облисполкомом. Кроме того, председатель вместе с членами сельсовета учинили в храме погром - утварь была изломана, ценные предметы похищены.
Церковь была ободрана, весь ценный металл в большом количестве поломан и все ценные серебряные вещи расхищены: чаша серебряная, ложки и много серебряных и позолоченных вещей.
По факту незаконного закрытия Никольского храма и кражи утвари было возбуждено уголовное дело.
Суд приговорил В.Г. Судовского к семи годам лишения свободы. 9 марта 1930 г. Кассационная коллегия Смоленского окружного суда определила: приговор народного суда Краснинского района оставить в силе, а меру «соцзащиты» Судовскому понизить до четырёх лет с содержанием в исправительных лагерях.
Дело о закрытии Никольской церкви рассматривалось до мая 1931 г
Таким образом, 28 мая 1931 г. можно считать датой закрытия Никольской церкви. Это подтверждается и другими архивными документами, отложившимися в ГАСО. Но в них Никольский храм ошибочно назван Ильинским.
До наших дней Никольская церковь дошла в частично руинированном виде. Это один из самых оригинальных храмов Смоленской земли, соединивший барочный декор русского зодчества XVIII столетия с базиликальной структурой, характерной для западных регионов России.
Подготовила Ирина Губернаторова