Талоны, очереди, дефицит... Вот первое, что вспоминается, когда речь заходит о советской торговле. Но многие с теплотой вспоминают советские времена: цены на продукты не менялись годами, а купить обновку было большим счастьем. Сейчас вряд ли кто-то испытывает такую радость, покупая очередную вещь.

b_150_100_16777215_00_images_20_63.jpgb_150_100_16777215_00_images_20_64.jpg

Как же работали за прилавком советского магазина? Своими воспоминаниями в канун Дня работников торговли со мной поделилась Наталья Владимировна Спичкина, которая 44 года работает в Краснинском райпо. Сейчас она самый опытный его сотрудник, передает свои знания и накопленные умения более молодым коллегам.

Мебельный магазин

Старожилы поселка помнят Наталью Михайловну совсем молоденькой девушкой, которая в 18 лет после окончания техникума в 1980 году пришла работать бухгалтером-инвентаризатором. Но работала в этой должности совсем немного. Бывший тогда председателем райпо Владимир Викторович Нурмухамедов предложил ей перейти в мебельный магазин. Люди постарше помнят, что раньше на центральной площади поселка находились торговые ряды, которые объединяли несколько магазинов. Наталья Владимировна стала работать в мебельном магазине под чутким руководством своего наставника Скугоревой Марии Михайловны. «Как давно это было», - отметят молодые жители поселка. «Как недавно», - оглянутся в свою молодость словно во вчерашний день старожилы.

Вскоре были построены новые, современные магазины, и Наталья Владимировна перешла работать туда. Это тоже был мебельный магазин. Вообще с работой в этом магазине у моей собеседницы связаны интересные воспоминания:

- Раньше в 80-90 годы прошлого столетия на мебель был большой ажиотаж. Люди помнят, как трудно было достать хотя бы какую-то мебель, а уж стенка была далеко не в каждой семье. Как мы работали? После рабочего дня ехали в Велиж, стояли в большой очереди на погрузку, потом грузили машину мебелью и рано утром выезжали в Белоруссию. Там в течение дня торговали, принимали заявки на новые заказы, ночью опять возвращались назад. Думаете, легко нам было? По дороге, чтобы водитель не заснул, пели песни, как могли, развлекали его.

А еще мы ездили торговать в соседние районы, например, в Хиславичи, в Монастырщину и другие. Машину с водителем часто приходилось нанимать самим, и нас выручали Романов Юрий, Рябцев Александр. Вспоминается курьезный случай, который произошел со мной и с моей коллегой Людмилой Ивановной Захаровой. Мы поехали в очередной раз торговать в Белоруссию, повезли нас Юрий Романов и Рябцев Александр. Приехали на площадь, стали торговать. Вдруг подъехал наряд милиции, и меня с Людмилой Ивановной забрали в отделение до выяснения всех обстоятельств. Перед отъездом мы сказали мужчинам, чтобы они продавали мебель. Надо отметить, что они всегда вникали в нашу работу, знали все цены. После выяснения всех обстоятельств нас отпустили. К этому времени почти вся мебель была распродана. Вот так интересно мы работали, жили не так, как сейчас.

Вспоминая о тех далеких временах, не могу не сказать, как много нам приходилось работать физически. Часто водители автолавки оставят груженую машину возле двери магазина, а мы, продавцы, сами ее разгружаем. Не было в штате никаких грузчиков, все делали своими руками. Приедем ночью из рейса, водитель пойдет домой отдыхать, так как ему наутро опять ехать в рейс, а мы не спим, работаем. Были, конечно, и безотказные водители. Хочу вспомнить Романенкова Владимира, он всегда помогал разгрузить машину, был очень отзывчивым человеком.

А еще в Год семьи я хочу выразить большую благодарность своему мужу Юрию. Ведь все мы понимаем, как важно, чтобы родной и близкий человек тебя поддерживал. Мой муж всегда с пониманием относился к тому, что часто с утра меня нет дома, или уже поздний вечер, а я еще на работе. Он всегда заботился о ребенке, готовил кушать, помогал мне в домашних делах.

В хозмаге

Работа в мебельном магазине – целая страница в жизни Натальи Владимировны. Но ведь большинство краснинцев помнят ее как заведующую хозяйственным магазином.

- В 1994 году я стала заведовать магазином Хозтовары. Здесь в то время работали Хрисанова Мария Максимовна, Стеликова Тамара Ивановна. Это был наш костяк, хотя в разные времена с нами работали и другие продавцы. Потом Владимир Викторович Нурмухамедов назначил меня администратором трех магазинов промышленной группы: культтовары, промтовары и хозтовары. При этом я оставалась заведующей хозяйственного магазина.

В газете «Рабочий путь» от 11 ноября 1997 года целая полоса была посвящена жизни Краснинского райпо. Есть здесь рассказ и о Наталье Владимировне Спичкиной, заведующей магазинами «Хозтовары» и «Продмаг-2»: «С первого октября эти два магазина как бы объединились и стали работать заодно. Раньше семь продавцов на два магазина было, а теперь три продавца и я. Но вчетвером мы и за грузчиков, и за уборщиц, и за продавцов работаем. Никто ни разу не пожаловался, что трудно, потому что почувствовали всю выгоду от такой работы. У нас совмещенная материальная ответственность, сами ездим в Смоленск на базы за товаром, изучаем покупательский спрос и продаем. Вот месяц эксперимента позади.

И что же? Вчетвером – Т.И. Стеликова, М.М. Хрисанова, Т.А. Балусова и я – продали за октябрь товаров на двести миллионов рублей. Небывалый результат. Наш заработок поставлен в зависимость от товарооборота магазинов. И это правильно. Продавец – это не тот, кто стоит за прилавком, а тот, кто может продать товар. Мы уже товар, который не берут покупатели, в магазин не возьмем. Зачем? Магазины для того необходимы, чтобы покупатель, заходя в него, не ушел без покупки».

Думаю, что из этой статьи становится понятно, как работали продавцы магазина Хозтовары. Старались для своих покупателей, изучали потребительский спрос, опять-таки ночей не досыпали.

- Краску ночью привезут на автолавке, и мы с Тамарой Ивановной и Марией Максимовной идем ее разгружать. Водитель устанет, уйдет домой отдыхать, а мы всю ночь носим ящики. А утром надо ехать в соседний район торговать. Часть ящиков оставляли в машине, чтобы утром, так и не выспавшись, поехать торговать и начать новый трудовой день.

Продолжаем работать для покупателей

- Сейчас два магазина Культтовары и Хозтовары объединили в один, и находится он в центре торгового ряда райпо, в магазине Культтовары. Работаем в нем мы вдвоем: я и Оксана Владимировна Михайлова. Начинали работать вчетвером: Оксана Владимировна с Анной Анатольевной Власовой, я с Тамарой Ивановной Стеликовой. Работаем мы очень дружно, как и тогда, так и теперь, по мере необходимости друг друга выручаем. Например, когда в магазине Промтовары заболела Людмила Ивановна Захарова, мы по очереди ходили туда работать, чтобы ее напарница Светлана Николаевна Стеликова могла взять выходной день. Взаимовыручка – это очень важно в нашей работе.

Сейчас на полках нашего магазина очень большой ассортимент. Мы стараемся, чтобы у нас покупателям было уютно, чтобы товар привлекал внимание покупателя. Для этого собственными силами делаем перестановку, следим за чистотой, строго отслеживаем ассортимент. За товаром ездим на базы сами, откладываем то, что пользуется спросом у покупателей. Затем машина райпо доставляет груз нам в магазин.

Конечно, в настоящее время трудно конкурировать с супермаркетами, особенно сейчас, когда появились онлайн-магазины с доставками. Но мы очень стараемся идти в ногу со временем, чтобы наши покупатели всегда возвращались к нам.

Пользуясь моментом, я хотела бы поздравить с Днем работников торговли моих коллег-ветеранов, моих наставников, у которых перенимала опыт и благодаря кому до сих пор работаю в торговле. Это Владимир Викторович Нурмухамедов, Людмила Николаевна Пестрецова, Анна Алексеевна Морозова, Валентина Николаевна Макаренкова, Мария Ивановна Луконькина, Римма Ивановна Потапова, Лариса Михайловна Маленкова. Примите, уважаемые коллеги, самые искренние и теплые слова поздравления с нашим профессиональным праздником. Желаю крепкого здоровья, долголетия, счастья, мира и благополучия вам и вашим семьям.

Руководство райпо и всех его работников я тоже поздравляю с праздником. Желаю всем высокого покупательского спроса, как можно больше благодарных отзывов о своей работе, новых ярких идей, упорства в достижении намеченных целей и уверенности в завтрашнем дне.

В заключении хочу сказать, что для того, чтобы работать продавцом, нужно не только любить свою работу, но и покупателей. Думаю, что успех работы любого магазина – это, прежде всего, результат индивидуального подхода к каждому клиенту. Мы заботимся о том, чтобы каждый наш покупатель остался доволен покупкой.

Вот такой разговор получился у меня с Натальей Владимировной Спичкиной, профессионалом своего дела. Профессионализм в любом деле приобретается с опытом, и хорошо, когда на твоем пути встречаются мудрые наставники. Наталье Владимировне повезло с учителями, которые научили молодого специалиста всем премудростям и тонкостям торгового дела. И уже имея за плечами опыт, Наталья Владимировна охотно делится своими знаниями с молодыми коллегами.

Краснинцы не понаслышке знают, что Наталья Владимировна очень ответственная, душой болеет за свою организацию, старается своевременно исполнять все заказы, стремится познать новое, за что заслуженно пользуется уважением в коллективе райпо и среди населения поселка. Пожелаем ей еще долго оставаться в строю, радовать покупателей своей очаровательной улыбкой. Пусть работа приносит только радость, а покупатели никогда не расстраивают.

Елена Новикова