b_150_100_16777215_00_images_10_42.jpg

14 ноября по всему миру празднуется Международный день логопеда. Это одна из самых важных социальных профессий. Несмотря на свое значение, эта специальность мало где освещается. Но на вопрос «Почему?» - ответов очень мало. Говорить не только грамотно, но и правильно произносить слова и звуки – очень важно для любого человека, и начинать следить за этим нужно с самого детства.

Сейчас, количество детей, имеющих речевые проблемы только увеличивается. Таким детям всегда рекомендуются занятия с логопедом и психологом. О том, почему и как дети картавят, «глотают» звуки и сталкиваются с различными другими нарушениями речи, рассказала дипломированный, практикующий учитель-логопед Романова Снежана Викторовна.

Наша героиня мечтала стать учителем-логопедом с самого детства. После окончания школы она точно знала, что пойдет учиться именно на преподавателя начальных классов. Но получилось так, что бывший директор Краснинской средней школы Нестеров Виктор Николаевич подошел к Снежане и сказал: «Ты все равно пойдешь обучаться в педагогический на учителя начальных классов, но сейчас есть перспектива пойти учиться на учителя-логопеда и олигофренопедагога. Я знаю точно, что это связано с корректировкой речи». И по его наставлению девушка пошла учиться в Смоленский Государственный педагогический университет (на тот момент он назывался именно так) на логопеда. Уже в 2015 году Снежана Викторовна вышла дипломированным учителем-логопедом.

Пришла к Виктору Николаевичу устраиваться на работу. Во время их разговора в кабинете находилась и классный руководитель Снежаны - Галина Алексеевна Нестерова, которая, улыбаясь, сказала: «Ну что, Виктор Николаевич, отправляли Снежану учиться, теперь принимайте на работу».

Вот так и началась карьера Снежаны Викторовны в Краснинской средней школе.

С тех пор прошло немало лет. Сегодня Снежана Викторовна опытный и прекрасный педагог, которая состоялась не только, как логопед, но, осуществив свою мечту, работает учителем начальных классов. Ее любят ее ученики и уважают родители и коллеги.

- Снежана Викторовна, расскажите, пожалуйста, сложно ли было освоить профессию логопеда?

- Сам процесс обучения в университете был несложный. Поскольку мы были первыми, кто поступил на отделение логопедии, то преподаватели практически вслепую шли и пытались нас чему-то научить. Мы тоже не оставались в стороне, пытались дополнительно находить полезную и нужную информацию. Но самыми интересными, конечно же, были практические занятия. В нашей группе подобрались очень сильные и стремящиеся к знаниям студенты, поэтому учиться и сдавать экзамены было совсем не сложно.

- Насколько сложна ваша работа?

- Я не могу сказать, что она сложная. Да, после университета было страшновато. Каких-то даже элементарных нюансов в общении с детьми я вообще не знала. Это и создавало сложность. Но это длилось недолго. Шаг за шагом и я пришла к тому, что эта профессия стала приносить удовольствие не только мне, но и моим ученикам. А работая вместе,  мы получаем только положительный результат. Я нисколько не жалею, что эта профессия выбрала именно меня.

- Скажите, когда родителям стоит обратить внимание на детскую речь?

- Родители должны всегда обращать внимание на развитие речи своих детей. В первую очередь с того момента, когда они начинают произносить свои первые лепетные слова. Если первые слова ребенок начинает произносить после года, то это очень поздно, это уже первый звонок для родителей, нужно уже тревожиться и думать, почему же происходит запоздания в речевом развитии.

Что касается корректировки звуков, то, как правило уже с пяти лет родители должны на это серьезно обращать внимание. И понимать, что необходима помощь логопеда. Если звуковая сторона речи в норме, а ребенок не произносит какие-то отдельные слоги, съедает в длинных словах буквы, переставляет слоги местами - это тоже определенный звоночек для родителей. Кроме того, есть такое понятие, что в период с пяти до шести лет дети настолько эмоциональны и пытаются очень много всего сказать. Но речевой аппарат у малышей еще не сформирован, и они очень торопятся, а родители, когда слышат эту торопливую речь считают, что ребенок немного заикается. Такое может быть, но это не значит, что это заикание.Это говорит о том, что родители должны обратить на это внимание и приостанавливать ребенка, чтобы не получилось заикание. Родителю при любых сомнениях и волнениях по поводу развития речи ребенка лучше всего обратиться к специалисту и проконсультироваться, есть ли повод для тревоги или нет.

- Стоит ли приводить детей к логопеду с профилактической целью?

- Я считаю, что лучше, конечно, на консультацию ребенка привести. А там уже логопед скажет, необходима ли эта профилактическая работа или нет.

- Дефект речи влияет на грамотность ребенка?

- Конечно же, речь имеет несколько компонентов: звуковая сторона, связанность речи, грамматический строй и лексический запас слов. Это все влияет на нашу речь, но есть такое понятие – нарушение письменной речи (дисграфия). Конечно же, какие-то нарушения речи имеют отпечаток на письменной и устной речи. Ребенок может допускать ошибки во время письма и ошибки во время чтения.

- Снежана Викторовна, а почему дети чаще всего не выговаривают звук «р»?

- Этот звук сам по себе очень интересен и уникален, потому что если взять этапы развития речи у детей, то именно звук «р» появляется в самую последнюю очередь. Как правило, нормой появления этого звука являются 6 лет. Если в этом возрасте звук не появился, родителям нужно бить во все колокола и с помощью специалиста ставить звук. Поэтому «р» и страдает больше всего. Хотя, в последнее время сложность вызывают шипящие и свистящие. Причины могут быть разными. В первую очередь, когда логопед смотрит речь, он уточняет у матери как проходили роды. Если были какие-то сложности, то можно быть уверенным, что именно это и повлияло на речь ребенка.

- Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

- Статистика говорит о том, что все-таки у мальчишек больше речевых нарушений, но это в силу того, что это мальчик. Ведь они более неусидчивые, более невнимательные, более безответственные, поэтому, скорее всего, статистика права.

- Всегда ли удается исправить дефекты?

- Любые дефекты можно откорректировать и исправить, но есть такое понятие как «регресс» и возврат тех звуков, которые были когда-то нарушены. То есть логопед отработал, все поставил, ввел в речь хороший звук, а ребенок в силу того, что либо был ленив, либо не заострил внимание на отработке этого звука, вернулся опять к своему неправильному звуку. Происходит это по одной простой причине - ему так удобнее, он привык много лет так говорить и вернулся к этому дефекту в силу собственного нежелания и лени. А вообще, если работать и трудиться, то всегда можно сделать речь чистой и красивой.

-До какого возраста возможно исправить логопедические проблемы?

- Пределов по возрасту точно нет! Даже есть такое понятие, как восстановление речи после инсульта у людей любого возраста. Точно так же работает логопед и возвращает речь в норму.

- Проблемы с речью может решить только учитель-дефектолог (или логопед), или родители могут решить проблему, занимаясь со своим ребенком самостоятельно?

- Возможно, как говорится: «Если долго мучиться, что-нибудь получится». Единственное, хотелось бы, чтобы перед тем, как приступить к самостоятельным занятиям, родители получили информацию от специалиста, чтобы эти занятия были правильными, эффективными и быстрыми. В любой логопедической работе логопед имеет роль направляющего. Он говорит, что нужно делать. Родитель больше видит своего ребенка, нежели логопед, и поэтому родитель должен следить, как ребенок занимается. У детей с нарушением речи не всегда развит их фонематический слух, то есть они не слышат свои звуки, которые произносят. Родитель и логопед должны работать в тандеме. Родитель справится с проблемой, но по временным срокам это будет растянуто намного дольше. Поэтому в любом случае должен работать и сам ребенок.

- Я слышала, что родителям не рекомендуется повторять искаженные ребенком слова, это правда?

- Родители очень много допускают ошибок во время развития ребенка. Когда ребенок маленький, каждый родитель хочет с ним «посюсюкаться», хочет как-то нежно и мило сказать. Но в этот момент они не осознают, что искажают слова. А это делать категорически нельзя. Дети, как правило, подражают речи взрослых, и излишнее сюсюканье приводит к тому, что они начинают повторять неправильные слова. Родители, несмотря на возраст ребенка, должны изначально уметь правильно и четко все говорить. Дети - это наше зеркало, наше отражение. Как мы начнем с ними разговаривать, точно так же и они будут разговаривать с нами. Если мы будет быстро и сбивчиво разговаривать, то они точно так же. А если мы будет четко и не спеша проговаривать все звуки, то и ребенок будет говорить правильно и красиво.

- Дадите ли практические советы нашим читателям? Какие упражнения нужно делать с ребенком дома, чтобы его речь формировалась правильно и была красивой?

- Любой совет логопеда, как правило, несет практическую значимость, потому что все, что делает логопед, ребенок должен выполнять по образцу. Для родителей, скорее всего, самый главный совет – в момент становления речи, когда дети начинают разговаривать, стараться четко произносить слова. Дети, услышав эту четкую речь, будут стараться подражать. Не стоит требовать сразу у ребенка, который не может произносить длинные фразы, состоящие из сложных слов, четкого произношения. Родитель должен понимать, что возрастные особенности ребенка не позволят ему произнести предположим слово «велосипед» или «револьвер». Он никогда этого не скажет в возрасте двух-трех лет. Требовать нужно в соответствии с возрастом.

Второй совет: по возможности родители должны хорошо понимать для себя, что если они хотят помочь собственному ребенку, то они должны стараться выслушивать его, не торопя, не подгоняя. Малыш должен постараться сказать все неспеша и четко. Если что-то где-то не получилось, то родители могут помочь, задавая какие-то наводящие вопросы. Поскольку у детей с раннего возраста идет звукоподражание, то, конечно же, лучше всего, когда родитель будет обращать внимание на конкретные, отдельные, изолированные звуки. Предположим, ребенок не произносит звук «ш», то маме с картинкой в руках, где нарисована змея, нужно предложить ребенку «пошипеть как змея». В этот момент ни в коем случае не нужно утрировать и говорить: «У тебя не получается звук «ш», мы сейчас научимся его говорить». Так у вас ничего не получится. Правильнее показать, как шипит змея и предложить ребенку пошипеть и напугать друг друга. Малыш, таким образом, сам не понимая того, что мама от него хочет добиться красивого и чистого звука «ш», глядя на нее, попытается сделать так, как делает змея на картинке. Такая же история и со звуком «с». Показать, как бежит водичка из крана и произнести этот звук «с». Ребенок будет повторять и учиться проговаривать отдельные звуки. Так можно играть с любым звуком и научить ребенка в игровой форме произносить четко каждый звук.

- Спасибо, Снежана Викторовна, что уделили время и дали нам много интересной и полезной информации. Поздравляем вас с праздником, желаем огромного терпения в вашем нелегком труде. Пусть все трудности вашей профессии будут компенсированы высокими достижениями учеников. Пусть это важное дело приносит удовлетворение и наполняет смыслом жизнь. Пусть никогда не будет печали, горя и неудач, а только радость и счастье всегда согревают душу!

Анна Губернаторова