Пенсионному фонду -  25 лет

 

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года для государственного управления финансами пенсионного обеспечения  в Российской Федерации. Пенсионный фонд России является самостоятельным внебюджетным фондом, денежные средства которого не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и не подлежат изъятию на другие цели, кроме выплаты пенсий.

    Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляет Правление во главе с Председателем Правления. Со стороны Правительства РФ работу Пенсионного Фонда координирует Министерство труда и социальной защиты РФ.

Свыше 2500 территориальных управлений в составе 84 отделений Пенсионного фонда России в субъектах Российской Федерации ежедневно ведут работу с гражданами и работодателями по вопросам обязательного пенсионного страхования и социального обеспечения. В системе Пенсионного фонда России работает 120 тысяч сотрудников.

Каждый юбилей - это  вершина, с которой отчётливей видны и пройденный путь, и перспективы развития. Каждый сотрудник Пенсионного фонда по праву гордится прошлым, вместившим в себя столько дел и событий. Каждый из них с надеждой смотрит в будущее - ведь  ещё  так много предстоит сделать.

Кто-то  скажет: 25 лет - срок небольшой. Но для сотрудников отдела Пенсионного фонда РФ в Краснинском   районе  - это целая жизнь, отданная любимому делу. Именно эти годы вместили в себя самую трудную пору становления пенсионного обеспечения России.

В отделе Пенсионного  фонда в  Краснинском районе  работают настоящие профессионалы: начальник отдела А. В. Коршунова, старший специалист О. С. Власова,  специалисты М. А. Хроменкова, И. Л. Манько и Т. С. Коротченкова, специалист 1 разряда Н. Н. Моргунова, главный специалист-эксперт Л. Н. Андреева, ведущий специалист-эксперт С. В. Романова.  Они всегда готовы  всегда принять, выслушать человека, дать ему необходимую консультацию.

Вопреки названию, Пенсионный фонд Российской Федерации занимается не только выплатой пенсий пожилым людям. Сегодня Пенсионный фонд России - это крупнейшая федеральная система оказания государственных социальных услуг в России, которая сопровождает человека с самого рождения.

Накануне любого юбилея принято вспоминать только  хорошее, начиная с далёкого детства и постепенного взросления. И касается это не только людей. Давайте сегодня все вместе вспомним  историю создания и развития  пенсионной системы  в России.

Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении  на территории современной России относятся к древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих  подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и в старости. Так постепенно закладывались социальные гарантии для отставных воинов. С древних времён и вплоть до ХIХ века пенсионное обеспечение носило избирательный характер и существовало в виде милости правящей особы к своим подданным.  Правда, в те времена пенсий удостаивались только самые важные для власти члены общества - воины, которые стояли на страже княжеских, затем царских владений.

Первые денежные выплаты для отставных воинов, «лечебные», как их называли в те времена, начали осуществляться при царе Алексее Романове в 1663 году. Их размер зависел от тяжести полученных увечий. Более распространённой формой социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, по-прежнему было предоставление поместий  или прибавка земель к уже имеющимся владениям.

Важный период в истории развития пенсионного обеспечения связан со временем правления Петра I, когда впервые было законодательно введено регулярное пенсионное обеспечение. Как и раньше, распространялось оно, прежде всего, на высшее воинское сословие. Законом, утвердившим основания и порядок выплаты пенсий, стал «Устав Морского Воинского Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года. Этот документ принято считать первым пенсионным законом.

 

Если во времена Петра I только закладывались законодательные основы пенсионных выплат, то правление Екатерины II ознаменовало проведение первой пенсионной реформы, после чего появились такие понятия, как выслуга лет, то есть стаж, который должен быть составлять не менее 20 лет.

Существенное увеличение пенсионного довольствия отмечено во время правления Павла I. Он установил правило, по которому военным пенсионерам при поступлении на гражданскую службу полагались государственные надбавки в таком размере, чтобы содержание было не меньше пенсии. Необходимым условием назначения пенсии являлось «беспорочная», то есть, безукоризненная, служба.

Дальнейшее развитие пенсионная система России получила в 1820-х годах, когда в результате масштабной реформы пенсионного законодательства был принят «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным служащим» (военным и гражданским). Именно тогда в составе Министерства финансов был создан централизованный пенсионный фонд, главной функцией которого стала выплата пенсий и пособий.

Вторая половина ХIХ века примечательна для истории пенсий тем, что именно в это время пенсионные выплаты начали распространяться не только на военных и гражданских  государственных служащих, но и на работников частных предприятий. В ряде стратегически важных для государства отраслей производства, например,  строительстве железных дорог, правительство обязало промышленников создавать так называемые эмеритальные кассы, то есть денежные фонды для выплат пенсий и пособий выходившим на заслуженный отдых участникам кассы. Средства касс выплачивались дополнительно к государственной пенсии.

К концу ХIХ века в российской пенсионной системе наряду с государственным капиталом уже участвовал и частный пенсионный капитал. Назначение пенсий по-прежнему носило во многом избирательный характер и охватывало только треть населения. Пенсию за выслугу лет получали чиновники всех ведомств, некоторые офицеры, учителя и преподаватели, рабочие казённых заводов, а также учёные, инженеры, врачи и фельдшеры казённых предприятий.

И вот наступил ХХ век, век, когда вместе со сменой политического режима в России в 1917 году и приходом к власти партии с социалистической платформой в области пенсионного обеспечения ожидаемо был взят курс на то, чтобы сделать пенсионные выплаты массовыми и лишить их ареала исключительности  и  привилегированности. Воплотить эти идеи в жизнь, однако, удалось лишь много лет спустя. Тем не менее, уже с первых дней советской власти осуществлялись выплаты пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

В 1917 году вышло постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных». В 1918 году - постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся». В 1924 году введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей вузов. А в 1925 году установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от уровня заработка, условий труда, состава семьи.

 В 1930 году было принято Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию. Система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по следующему принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из бюджета производились расходы: строительство дорог, заводов, а также выплату пенсий.

 В 1932 году закон установил возраст выхода на пенсию по старости: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. С тех пор пенсионный возраст в России не менялся ни разу и сегодня остаётся одним из самых низких в мире. Это позволяет россиянам выходить на пенсию раньше, чем жителям других стран.

1956 год знаменателен для истории пенсионного обеспечения принятием закона «О государственных пенсиях». Он предусматривал пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Закон также гарантировал государственные пенсии, единые основания назначения пенсий, единый возраст и требования к трудовому стажу, единый порядок исчисления размера пенсий.

Мужчины выходили на пенсию по старости в 60 лет при условии 25 лет стажа, женщины - в 55 лет при условии 20 лет стажа. Пенсия рассчитывалась не так, как сегодня (исходя из общей суммы зарплаты, полученной за всю трудовую жизнь), а исходя из средней зарплаты за последний год или последние десять лет работы, затем изменённые до 5 лет.

Во внимание также принимались особые условия труда на вредном производстве, в неблагоприятных климатических зонах или социально значимая работа, например, в качестве врача или учителя. Всё это давало право на более ранний выход на пенсию или снижение минимально необходимого для назначения пенсии трудового стажа. Дополнительный стаж незначительно влиял на размер пенсии.

Назначение пенсионных выплат по нормам, закреплённым в законе 1956 года, осуществлялось вплоть до конца 1980-х годов. За более чем тридцать лет с момента принятия закона в демографии СССР произошли значительные изменения  в сторону троекратного увеличения пенсионеров: с 16,5 до 45,2 млн. человек.

К моменту распада СССР и появления нового государства- Российской Федерации - в пенсионной системе страны накопилось немало проблем. В течение 1990-х годов тенденция к старению населения усиливалась. Этот процесс развивался в условиях переходной экономики и сокращения финансовых поступлений от предприятий в Пенсионный фонд. В основе пенсионного обеспечения постсоветской России по-прежнему лежали устаревшие механизмы уравнительного распределения пенсии, не учитывающие разницу в доходах людей. Также была широко распространена практика льготных досрочных пенсий, увеличившая разницу между пенсионными обязательствами и средствами в пенсионной системе.

Для того чтобы решить проблемы, перешедшие в российскую пенсионную систему из советского периода, в правительстве разрабатываются концепции её преобразования. Как бы там ни было, а конец ХХ века внёс свои коррективы в наступающий ХХI век. О них нам рассказала начальник отдела Пенсионного фонда в Краснинском районе А. В. Коршунова: «Одним из первых решений в этом направлении стало создание в 1997 году системы персонифицированного учёта пенсионных прав граждан. Она повысила качество управления пенсионной системой за счёт введения индивидуальных лицевых счетов, на которых вся информация о трудовой деятельности человека фиксируется в электронном виде. С тех пор система персонифицированного учёта значительно усовершенствовалась и стала основной страховой пенсионной системы России.

Результатом проведённых в конце 1990-х - начале 2000-х реформ стала обновлённая трехуровневая пенсионная система, действующая с 2002 года. Она предусматривает страховое, государственное и негосударственное пенсионное обеспечение.

Ключевым фактором формирования пенсий в новой системе стали страховые взносы, перечисляемые работодателем за работника в течение его трудовой жизни.

Переход к рыночной модели экономики отразился на пенсионной системе введением нового элемента - накопительной части трудовой пенсии. Средства, поступающие на неё, были выведены за пределы солидарной системы и не использовались для выплат пенсионерам, а вкладывались в инвестиционные активы и приумножались таким образом.

В 2012 году Правительство РФ  утвердило план мероприятий по дальнейшему совершенствованию пенсионной системы. Они были закреплены в очень важном для истории пенсионного обеспечения в России документе - Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы. Ключевой частью Стратегии стали новые правила формирования и расчёта пенсии, усиливающие влияне стажа на размер пенсии и дающие гражданину возможность существенно увеличить пенсию за счёт более позднего обращения за ней в Пенсионный фонд России».

    В завершении нашего разговора Анна Викторовна добавила:  «Я хочу воспользоваться предоставленной  возможностью и поздравить  наш трудовой коллектив с профессиональным праздником. Пожелать всем здоровья, удачи, терпения, любви, успехов в решении жизненных проблем. Пусть в ваших домах и в ваших сердцах всегда царят тепло и радость!».

А от себя хочу добавить: «В юности кажется, что молодость, здоровье и силы нас никогда не оставят, и  старость к нам никогда не придет. Но это не так. Каждый из нас в свой срок достигнет пенсионного возраста».

Сегодня, в ХХI веке, пенсия формируется по иным правилам, чем у наших бабушек и дедушек. В системе обязательного пенсионного страхования пенсия не является пособием по старости от государства, одинаковым для всех. Молодые люди имеют возможность с первых дней самостоятельной трудовой жизни формировать будущую пенсию и влиять на её размер, если они, конечно, будут, получают свою заработную плату не в конверте, а официально. Заработная плата в конверте, к сожалению, не дает никаких гарантий человеку, не формирует его будущую пенсию. Все с возрастом это понимают, но понимают слишком поздно.

                 Материал подготовил

            Владимир Коршунов