Алексей Островский в программе «Диалоги»

Гостем очередного выпуска авторской программы Сергея Новикова «Диалоги» (совместный проект газеты «Смоленские новости» и телекомпании «Феникс») стал Губернатор Алексей Островский.

Предлагаем вашему вниманию текстовый вариант этой беседы. Программа вышла в эфир 27 декабря на телеканале ТНТ «Феникс» и 2 января –

на телеканале «Регион 67».

– Здравствуйте, Алексей Владимирович.

– Здравствуйте, уважаемый Сергей Витальевич! Здравствуйте, дорогие, глубокоуважаемые смоляне!

– Спасибо, что нашли время. Уходит в историю 2017 год. Каким он был для области, Вы рассказали во время расширенной пресс-конференции. Мы, конечно, сегодня об этом тоже поговорим, но каким он был для Вас лично? Хотя я, конечно, понимаю, что Вас уже трудно разделить на Островского – человека, гражданина и Губернатора, потому что вся Ваша жизнь подчинена исполнению губернаторских обязанностей. Тем не менее, каким он войдет в Вашу личную биографию? Может быть, просто как обычный губернаторский год, а может быть,  чем-то он был для Вас знаменательным?

 

– Вы знаете, Сергей Витальевич, в ежедневных, ежеминутных заботах и выполнении непосредственных обязанностей пролетают не то что дни, годы. Пять с половиной лет назад, когда высшее руководство страны направило меня в регион, одной из главных задач, поставленных передо мною, было спасти почти проваленный на тот момент план мероприятий по подготовке к 1150-летнему юбилею Смоленска. По календарю это было чуть больше 4-х лет назад, а по внутренним ощущениям  - прошло уже много лет, было как будто в другой жизни. 2017-й пролетел так же, как и все предшествовавшие ему годы. Не побоюсь сказать, что он был тяжелым, в первую очередь, из-за того, как строятся межбюджетные отношения на всех уровнях – и с Федерацией, и с муниципалитетами. Вместе с тем, год был хорошим, и меня не могут не радовать успехи, которых мы достигли вместе со смолянами, – область динамично развивается во многих сферах экономики. Однако, и я неоднократно об этом говорил, в том числе, и в рамках Вашей программы, Сергей Витальевич, удовлетворения у меня нет, потому что я знаю, насколько тяжело живут смоляне, и все наши достижения пока еще не меняют картину, которую они видят каждый день. Поэтому мы, безусловно, продолжим делать всё от нас зависящее для улучшения качества жизни земляков и в 2018 году, и в последующие годы.

 

– Давно мы не говорили об экономике. Несколько экономических вопросов. Вот я читаю: «За десять месяцев 2017 года индекс промышленного производства увеличился более чем на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, составив 105,4%, что на 3,8% выше аналогичного показателя по России». Это не может не радовать. Но простым телезрителям очень трудно разобраться в этих терминах - «индекс промышленного производства», «промышленная политика». При этом, они замечают другое: с карты Смоленской области исчезают, закрываются, объявляются банкротами предприятия, которые долгие годы составляли славу и гордость Смоленщины. Их продукцию покупали целые поколения смолян. Список этот, увы, не короткий: хлебобулочно-кондитерский комбинат «Сахко», макаронная фабрика «Саоми», завод холодильников «Айсберг», молочный комбинат «Роса», «Бахус», «Смолмясо», Первомайский стекольный завод, «Ситалл»... Я прекрасно понимаю, что эти заводы не принадлежат Администрации области, государству, тем не менее, как бы Вы прокомментировали эту ситуацию? Есть ли здесь какая-то доля ответственности исполнительной власти региона?

 

– Действительно, за прошедшие 5,5 лет, к моему большому сожалению, с карты Смоленской области исчезло определенное количество предприятий. Вместе с тем, в регионе появилось немало новых производств. Однако, интереса к ним значительно меньше в силу того, что людей привлекает, в первую очередь, негативная информация. Как, думаю, и Вы, просматривая электронные СМИ, я вижу, что подобные публикации читают сотни и тысячи человек, в то время как статьи, содержащие в себе что-то позитивное, набирают, максимум,  100-150 просмотров.

 

Говоря о предприятиях, которые Вы перечислили, должен отметить, что все они - частные, поэтому Администрация области ни в коей мере не может повлиять на то, как ими управляют. Более того, частный бизнес никогда и не допустит власть к руководству своей компанией. При этом, сами предприниматели обращаются к нам за помощью, к сожалению, только в тех случаях, когда производство уже находится на грани закрытия или банкротства.

 

Вы, в частности, упомянули Первомайский стекольный завод – гордость Смоленщины, предприятие, которое мы на протяжении нескольких последних лет пытались спасти. Я лично неоднократно обращался к руководству ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» и ПАО «Газпром» с просьбой не прекращать газоснабжение завода. И мне шли навстречу, поскольку собственник заверял, что расплатится с поставщиками топлива. Кроме того, Администрация региона добилась включения производства в перечень предприятий, выпускающих продукцию, относящуюся к категории «художественные промыслы», и это также дало компании возможность получать новые заказы. Однако, политика, которую на протяжении всего этого времени проводил собственник, он же директор завода, в итоге привела к тому, что предприятие оказалось на грани закрытия и прекратило работу. Ни одно из наших предложений о том, что нужно сделать для развития производства, к сожалению, не было услышано. Вместе с тем, по моему поручению всем двумстам сотрудникам Первомайского стекольного завода предложили пройти переобучение, Администрация области договорилась с руководством Починковской швейной фабрики о том, что все работники завода смогут трудоустроиться на их предприятие. И значительное число бывших сотрудников производства благодаря позиции региональной власти, благодаря, безусловно, руководству швейной фабрики, получили здесь работу.

 

У каждого из названных Вами предприятий – своя история. Есть и такие случаи, когда действующее производство покупают конкуренты, преследуя единственную цель – довести компанию до банкротства. Это, к сожалению, также реалии сегодняшнего дня. Например, когда Администрация области под моим руководством только начинала работать, обанкротился Сычевский электродный завод. Производство купили конкуренты именно для того, чтобы вывести его с рынка. Частично такая картина характерна и для АО «Бахус». Вместе с тем, могу привести и примеры того, как Администрация спасает то или иное предприятие. Вы упомянули завод «Роса» – гордость молочной промышленности Смоленщины. Для его возрождения мы нашли инвестора – предпринимателя Андрея Владимировича Тимирязева, и сейчас в восстановление завода вкладываются значительные средства. Уже в 2018 году мощность производства должна составить порядка 50 тонн молока в день, и в перспективе мы совместно с инвестором планируем развивать завод, привлекая, в том числе, местных поставщиков сырья. Еще один пример – уже практически закрывавшееся ярцевское предприятие «Аркада-инжиниринг», для которого при содействии региональной власти был найден инвестор, купивший производство, продолживший его работу и, что также немаловажно, сохранивший рабочие места.

 

То есть, в том, что касается смоленских предприятий, есть как отрицательные, так и положительные примеры, когда в регионе открываются новые заводы и фабрики. Так, в прошлом году компания «РозТех» открыла в Рославльском районе швейную фабрику, вложив в нее 100 млн рублей и создав 200 новых рабочих мест. Вяземское кожевенное производство, получив, в том числе, в итоге моих личных обращений в федеральные структуры значительную поддержку, инвестировало в модернизацию и расширение предприятия более 380 млн рублей, создав при этом 50 новых рабочих мест, и начало экспортировать свою продукцию. Также в прошлом году при поддержке Администрации области компанией «ЭГГЕР» был завершен масштабный инвестиционный проект с общим объемом инвестиций около 16 млрд рублей. В рамках его реализации было создано свыше 200 рабочих мест. В 2016 году в Рудне был открыт филиал Калининградского тарного комбината, и уже в марте 2017 года мы совместно с собственниками предприятия открыли вторую линию производства. Это далеко не полный перечень, Сергей Витальевич, поэтому, завершая ответ на Ваш вопрос, скажу, что примеры успешной работы по развитию промышленности и открытию новых предприятий есть во многих муниципалитетах.

 

– Спасибо, Алексей Владимирович, я думаю, что это убедительный ответ тем, кто считает, что Администрация как-то безучастно смотрит на судьбу промышленных предприятий. Еще один вопрос. В одном из первых наших «Диалогов», это было в июле 2013 года, Вы сказали: «Можно не сделать ничего в области, а только ее газифицировать, и считать, что твой долг перед жителями региона выполнен». Мы наблюдаем, что идет эта работа по газификации сельских населенных пунктов, и репортажи видим, и сейчас уровень газификации где-то 68,8%, это больше, кстати, чем общероссийский показатель – 68,1%, как Миллер недавно доложил Медведеву. Но все-таки, не покидает ощущение, может, это только меня, что это не те темпы, на которые Вы рассчитывали. Что не так активно ведется работа по разным, в том числе, объективным причинам. Что Вы скажете по этому поводу?

 

– Безусловно, как глава региона я очень переживаю из-за того, что область, расположенная недалеко от столицы страны, газифицирована всего на две трети. Вместе с тем, за период с 2012 по 2016 годы – то есть, за время работы Администрации под моим руководством, без учета итогов 2017 года, которые еще только предстоит подвести, этот показатель вырос на 1,8%. Конечно, это очень мало, особенно с учетом того, как тяжело живут люди в сельской местности - поиск и заготовка дров становится для них острой проблемой. К сожалению, увеличение данного показателя зачастую зависит не от нас, а от инвестиционной программы ПАО «Газпром», и уровень газификации Смоленщины определяется средствами, которые компания вкладывает в данное направление работы. При этом, должен отметить, что в нашей области взаимодействие с ПАО «Газпром» выстроено, очевидно, лучше, чем в иных субъектах Федерации  – об этом говорит, в первую очередь, тот факт, что процент газификации у нас пусть не намного, но выше среднероссийского. За это я благодарен руководству ООО «Газпром межрегионгаз Смоленск» и лично директору организации Сергею Борисовичу Черезову.

 

С 2012 по 2016 годы в области проложено более 2,2 тысяч километров газовых сетей, из них свыше 1,7 тысячи километров – в сельской местности. К газу за это время подключено почти 29 тысяч квартир, при этом, 11 тысяч – на селе. На мой взгляд, данные цифры свидетельствуют о том, что работа в этом направлении нами ведется успешно. Конечно, больной темой остается вопрос газификации Велижского и Угранского районов – единственных в области, где нет природного газа. Тем не менее, и эту проблему мы планируем решить уже в ближайшие годы. Так, если говорить о Велижском районе, то для его газификации требуется проложить газопровод длиной более 60 км от деревни Никитино Демидовского района, в которой находится газораспределительная станция. На сегодняшний день завершена корректировка проектной документации, она направлена на ведомственную экспертизу «Газпрома» и, в случае ее утверждения, будет передана на государственную экспертизу. Начало строительства газопровода станет возможным только после ее завершения. Что касается Угранского района, то для его газификации требуется строительство газопровода протяженностью свыше 35 км – проектно-сметная документация по данному объекту в настоящее время находится на государственной экспертизе. Срок начала строительства также зависит от ее итогов и сроков завершения. Такова ситуация с газификацией нашей области на сегодняшний день.

 

20 декабря исполнилось бы 70 лет Юрию Николаевичу Ребрику, Почетному гражданину Смоленской области. Вы его прекрасно знали. Мы прошлую программу «Диалоги» посвятили его памяти. И там, в частности, давали тот отрывок его участия в программе «Диалоги» в 2013 году, в котором он о Вас говорит очень хорошие слова, призывая не мешать. Вы лучше меня знаете, что с самых первых дней кое-кто поднимал гвалт: «Всё пропало, всё пропало!». И вот Ребрик призывает: «Не мешайте, дайте человеку взяться за дело, дайте ему разобраться в ситуации». Те, кого он имел в виду, они уже Вам не мешают, я так понимаю. Какие все-таки сейчас основные помехи в деятельности Губернатора – несовершенство федерального законодательства, нехватка профессиональных кадров здесь, на месте, недостаточная работа аналитических служб? Что бы Вы назвали главным среди того, что мешает Вам добиваться еще бОльших, может быть, успехов, чем те, которые уже есть?

 

– Честно говоря, не знаю, кого в 2013 году имел в виду Юрий Николаевич Ребрик, когда призывал не мешать мне. В этом смысле мне никто и никогда не мешал, и сложности в моей работе возникают по причинам, которые Вы только что назвали. В первую очередь, это несовершенство федерального законодательства, в частности, закона №44-ФЗ, который пришел на смену №94-ФЗ. Я считаю, что закон №44-ФЗ в его нынешнем виде изжил себя и его нужно либо дорабатывать, либо заменять другим. Обосную свою точку зрения и приведу ряд примеров. Так, главы всех субъектов Федерации должны выполнять важные и нужные поручения Президента России Владимира Владимировича Путина, касающиеся развития социальной инфраструктуры. На их выполнение, в том числе, выделяются средства из федерального бюджета, но все дальнейшие конкурсные процедуры мы обязаны проводить согласно №44-ФЗ, главный критерий которого – наименьшая цена. Поэтому в закупках регулярно участвуют недобросовестные компании, предлагающие самую низкую цену и, следовательно, выигрывающие конкурсы. Когда они не могут выполнить условия контракта, властям приходится прибегать к длительным, в том числе, судебным процедурам по расторжению договоров. Затем снова объявляется аукцион, и его опять может выиграть недобросовестный подрядчик. Всё это в итоге приводит к тому, что регионы не могут в срок выполнить поручения, данные главой государства.

 

Сейчас в России реализуется важный проект, инициированный Президентом, – «Формирование комфортной городской среды», на который также выделяются средства из федерального бюджета. Муниципалитеты проводят торги согласно требованиям №44-ФЗ, и в части из них, где задействованы надежные подрядчики, работы по благоустройству выполняются успешно и вовремя, а в части, как, например, в Смоленске, по ремонту ряда объектов есть отставание, которое практически приводит к срыву программы. И нам – региональной власти, в том числе, приходится исправлять недостатки, зачастую прибегая к помощи бюджетных организаций.

 

Именно поэтому, я убежден – законодательство в сфере закупок необходимо менять. И определить необходимые изменения нужно, безусловно, на федеральном уровне, хотя, с предложениями могут выступить и регионы. Так, на мой взгляд, в случае реализации приоритетных федеральных программ главам субъектов можно предоставить право самостоятельно, не прибегая к конкурсным процедурам, определять подрядчика. Вне всякого сомнения, организация-подрядчик должна быть бюджетной, а не частной, поскольку это единственный способ исключить возможные коррупционные проявления. И в таком случае глава субъекта будет нести максимальную ответственность за итоги выполнения того или иного проекта, поручения высшего руководства страны. Такова моя точка зрения по данному вопросу.

 

- Но какую-то часть объектов, не все, конечно, потому что так мы исключим  частную инициативу …

 

- Нет, я говорю, в первую очередь, о федеральных программах, инициированных главой государства или Председателем Правительства. Далее - межбюджетные отношения и налогообложение, где также существует неверный подход. Я уже, по-моему, говорил в Вашей программе и не раз публично высказывался на тему того, что у нас единый сельхозналог во всей стране. При этом в Краснодарском крае посади палку в землю и там всё вырастет. У нас ситуация кардинально отличается, и крестьянину нужно очень хорошо потрудиться, чтобы на земле что-то выросло. Хотя я благодарен смоленским аграриям за то, что три последних года мы собираем уникальный для региона урожай. И даже в этом году, несмотря на крайне неблагоприятные погодные условия, собрали 260 тысяч тонн зерна. Это рекордные цифры, которых не было даже в советский период. Ну и третье, наверное, в дополнение к несовершенному законодательству, к межбюджетным отношениям - это, конечно, кадры.

 

- Вы в конце 2016 года назвали администрацию области кризис-командой, а себя кризис-менеджером. Это состояние остается?

 

- Это, Сергей Витальевич, ежедневное состояние.

 

- Я хочу еще поговорить о государственном долге. Мы тоже много раз поднимали эту тему, начиная с самых первых наших «Диалогов» ещё в 2012 году. Известна эта ситуация: долг все эти годы рос и сейчас составляет более 33 миллиардов. Тем не менее, он уже не превышает уровень доходов, он снижается и дай бог, чтобы он и дальше снижался. И идет замена, это я уже напоминаю телезрителям, чтобы Вам не повторять, замена коммерческих кредитов на государственные. Но вот какая есть проблема, на которую обратил внимание Президент Путин в ходе своей пресс-конференции. «Нужно, - подчеркнул он - прекратить безудержный рост часто необоснованного закредитования регионов Российской Федерации в коммерческих банках под экономически необоснованные высокие проценты. Ведь что происходит, -говорит Путин, - часто есть возможность перекредитоваться на госкредиты, уйти на меньшую ставку. Нет, не делают этого. Сразу возникает вопрос - почему? Нет ли сговора между местными властями и коммерческими банками? Есть определенные параметры, по которым коммерческие банки не выдают деньги бизнесу, а регионам  - пожалуйста, несмотря ни на какую задолженность. Почему? А потому что знают, что это обеспечено государством». Есть ли у нас эта проблема?

 

- Действительно, у региональных властей в случае их недобропорядочности и вороватости почва для совершения тех или иных коррупционных действий имеется. С одной оговоркой.  Не знаю, как в иных субъектах Федерации, но мы берем кредиты исключительно у государственных коммерческих банков. Это Сбербанк, ВТБ, «Россия», поэтому я не очень понимаю, как, даже,  если бы был какой-то преступный сговор между тем или иным чиновником в Администрации области и руководством регионального управления банка, как взятку-то дать? С учетом того, что банк государственный, это просто невозможно. Вероятно, Президент, поскольку он более информирован и владеет ситуацией по всей стране, видит, что в иных регионах берут кредиты напрямую у коммерческих банков. Там, конечно, владелец банка может в конверте какую-то сумму тому или иному чиновнику дать. У нас этой проблемы нет и быть не может. Во-первых, исходя из моей личной позиции, а, во-вторых, как я уже неоднократно говорил, за пять с половиной лет работы мы существенно за счет увеличения долга перед Правительством, перед бюджетом Российской Федерации сократили долю коммерческого долга. И ежегодно ее сокращаем, понимая, что, тем самым, каждый год уменьшаем значительно - на сотни миллионов рублей тот объем средств, который мы  должны были бы тратить на погашение долга коммерческим банкам. У нас ситуация, я бы сказал, хорошая. Почему? Потому что, если по состоянию на 1 января 2017 года у нас госдолг области был 113%, т.е. на 13% выше собственных доходов, что, конечно, очень плохо, то за 2017 год, даже за 11 месяцев, мы его сократили на 17 % - это очень значительно. И сейчас долг у нас составляет уже 96% от общего объема доходов. Мы вышли из рискованной зоны и перемещаемся в число регионов благонадежных. В этом смысле нам будет гораздо легче работать с Минфином. Стратегия,  выработанная Администрацией области, позволит с каждым последующим годом все больше и больше снижать объем долга области. По нашим прогнозам к 2025 году он будет составлять всего 46% от доходов.

 

- К вопросу о чиновниках. Пять глав муниципальных образований ушли в отставку в 2017 году и один из первых - глава Кардымовского района Беляев. И вот такая формулировка была дана Вами или Вашей пресс-службой: «Ему не удалось справиться с задачей по консолидации политических и бизнес-элит». У нас как-то и в Смоленске с элитами проблематично, а в Кардымове-то… Это что имеется в виду?

 

- Первое, Сергей Витальевич. Когда я был делегирован на должность Губернатора  высшим руководством страны, мне, помимо задачи  по спасению юбилея Смоленска, я уже говорил об этом выше, ставилась задача по консолидации элит в регионе, имея в виду, что в Москве к тому моменту крайне устали от того раздрая, который имел место быть в Смоленской области.

 

И я рад, что за первый год-два, не говоря уже про пятилетний период, нам удалось полностью стабилизировать внутриполитическую ситуацию в регионе - как на уровне исполнительной и законодательной ветвей власти, так и на уровне власти субъекта и власти всех муниципалитетов. В первую очередь, города Смоленска.

 

Смоляне, я думаю, уже стали забывать, и я очень рад этому, какой здесь был в свое время раздрай,  и как это сказывалось на жизни горожан. Когда Смоленский городской Совет даже лечебные учреждения не давал передавать на уровень области, а ведь из-за этого страдали смоляне.

 

Если брать уровень муниципалитетов, то я каждому главе при делегировании его на должность руководителя района в случае поддержки со стороны местного депутатского корпуса ставлю ровно те же задачи: для жителей того или иного района поступательное развитие муниципалитета в их интересах будет возможно только тогда, когда все будут работать в едином ключе.

 

А когда у нас, если говорить про этот случай в Кардымовском районе, глава не общался с депутатами райсовета, депутаты райсовета не общались с главой, он последними словами их называл, они аналогичным образом относились к нему. Ровно то же самое было на уровне главы района и глав поселений - он ими не занимался, они «болтались» (я это слово употребляю, чтобы усилить картинку) сами по себе, вот это и есть полная разбалансировка политических сил и бизнес-элит в муниципальном образовании. Потому что бизнес не понимает в этих условиях,  как развиваться, можно ли инвестировать в экономику района, и сколько эта война будет продолжаться. Поэтому там, где возникают подобные ситуации, я принимаю соответствующие кадровые решения и требую от главы написать заявление по собственному желанию. Хотя, в поле моего ежедневного зрения находятся и многие другие вопросы. Между тем, есть и иные ситуации: в районе всё стабильно, тишина, все со всеми ладят, но хозяйственной деятельностью не занимаются вообще.

 

- Мертвая тишина…

 

- Мертвая тишина, т.е. школы и дороги ужасные, а глава муниципалитета этими вещами не занимается.  В этом случае тоже с такими главами прощаемся. Поэтому есть совершенно разные вопросы, по которым глава муниципалитета может быть успешным, с моей точки зрения,  как руководителя региона, так и крайне неуспешным.

 

- Возраст главы, стаж его в этой должности, это не на первом месте?

 

- Я не вижу ничего плохого в возрасте. Возраст - это мудрость и опыт, но при одном условии, если уже глаз, что называется, не замылился, и если глава результативно работает. У нас есть возрастные главы, которые работают и многое делают для развития района, и я это вижу. А есть те, которые уже устали работать, и с такими, конечно, мы будем прощаться. Поэтому мне нужна ежедневная работа глав. Как и Президенту, нужна ежедневная работа всех Губернаторов, в том числе,  Смоленской области.