b_150_100_16777215_00_images_16_23.jpg

Своими воспоминаниями о детстве и юности, о любви к профессии учителя с нами поделилась уроженка Краснинского района, жительница поселка Монастырщина, заслуженный учитель Российской Федерации Валентина Александровна Панкова.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в знак признательности всем педагогам, учителям нашей страны объявил 2023 год Годом педагога и наставника. Основная миссия Года наставника и педагога – это выражение благодарности всем тем, кто нас учит, любит, воспитывает, «проживает» с нами трудные и счастливые моменты. Год педагога и наставника – это признание значимости профессии учителя, ее важности для формирования будущих поколений нашей страны. В жизни каждого человека есть самое главное, самое ценное и незабываемое, что свято хранит он в своей памяти. Для многих, в том числе и для меня, это - школа.

Школа – любовь, судьба и жизнь моя

Что значит школа для меня?

Школа для меня – понятие великое, потому что она – часть основы моей личности. Это место, где живут большие радости, где я взрослела и училась жизни, а потом трудилась в течение 38 лет.

Спасибо судьбе за то, что я встретила на своём пути много хороших и мудрых педагогов. Всегда с чувством благодарности вспоминаю своих школьных учителей. И среди них были особенные, которые помогли мне своим примером яркого учительского труда определиться еще в детстве с профессией, о чем я нисколько не жалею.

Мне хочется с благодарностью назвать имена своих школьных учителей, а потом и коллег, которые помогли мне стать учителем.

У меня было 4 школы, тесно взаимосвязанных между собой.

Моя школьная тропинка берет свое начало с далекого 1955 года, когда я, шестилетняя девчушка, села за школьную парту в начальной школе своей родной деревни Солониново Краснинского района.

В школе учились дети из трех окрестных деревень.

Я не ошибусь, если скажу, что каждый из нас помнит в своей жизни не только свою первую любовь и свой первый поцелуй, но и, безусловно, свою первую учительницу! Вот и я со словами благодарности и с трепетным чувством вспоминаю свою первую учительницу Варвару Михайловну Пузыревскую, которая с любовью и радостью встретила меня в школе. Ведь именно она научила меня буквы, цифры выводить и правильно читать! Варвара Михайловна была очень увлечена нашим обучением, ведь даже перемены с ней превращались в увлекательную игру. Она повлияла на рост и успех каждого из нас! Благодаря ей мы чувствовали себя комфортно и счастливо, посещая школу. Учительница так организовывала занятия, что всем было всегда интересно ее послушать. Для многих из нас она была второй мамой. Ведь основные азы школы мы получаем в начальных классах. Разбитые коленки и горькие слезы вытирала нам именно она.

Викторовская школа

b_150_100_16777215_00_images_16_24.jpg

Затем в течение 4 лет родным домом для меня стала Викторовская восьмилетняя школа Краснинского района. Ежедневно приходилось отмерять по 7 км туда и обратно. Пешком, на велосипеде. Зимой был праздник, если в непогоду «школьная маршрутка», а таковой являлась лошадка, запряженная в сани, доставляла нас в школу. Несмотря ни на что, занятия я не пропускала, училась с удовольствием, к тому же учеба давалась легко.

В классе мы были большой семьей, в которой царила дружба, взаимопомощь. К учителям у нас отношение было самое почтительное, на них смотрели как на небожителей. Они интеллигентны, сдержанны, добры и мудры.

У нас даже в мыслях не было ослушаться учителя, вступить в спор, нагрубить. Мы не были «паиньками». И на переменах бегали, и порой уроки не делали, и шпаргалками пользовались, на уроках шалили. Но каким-то образом обидеть учителя было невозможно, стыдно и совестно. Не помню случая, чтобы кто-то пожаловался родителям на учителей. У деревенских жителей в то время всегда был прав учитель, человек, который дает их детям знания, который всеми способами заставляет их детей учиться, который воспитывает их. Родителям, работавшим от рассвета до рассвета, некогда было долго общаться с нами. Поэтому они как бы наделяли учителей правом общаться с учениками, как со своими собственными детьми.

Особенно я благодарна Александре Матвеевне Кутейниковой, моей любимой учительнице математики, за ее исключительную справедливость и понимание ребячьего мира, за то, что она учила нас на своем примере умению ценить человеческие отношения. Ее внешняя строгость, сдержанность, ответственность сочеталась с глубочайшей порядочностью, богатством внутреннего мира и огромным сердцем, способным сопереживать любой боли.

При её появлении в классе становилось светлее и радостнее. Высокая, статная, с пышной косой, красиво уложенной на затылке. Мне до сих пор кажется, что её красота задумана самим богом и подарена людям. Она была требовательна и добра, даже самые отъявленные шалуны при её приближении уменьшались в размерах и становились кроткими овечками.

А как интересно было на ее уроках! Нам казалось, что это мы делаем открытие математических законов. Возможность самостоятельных детских открытий делала ее уроки любимыми. Увлеченность Александры Матвеевны своим предметом передалась нам, ее ученикам. Уроки математики стали для меня самыми любимыми и интересными. Настоящее, непридуманное. Я полюбила математику, открыла для себя красоту формул, изысканность уравнений, логику теорем, мир чисел. И все это на уроках Александры Матвеевны!

Учителя других предметов тоже хорошо преподавали.

Помню прекрасные уроки истории, на которых Екатерина Андреевна, директор школы, рассказывала, как крестили Русь, как менялись цари на Руси, как русские воевали там и тут, как они ходили походами на другие земли, освобождая порабощенные народы. И как было «чудесно» жить в далекие времена без света, телевидения. Помните? Да, было здорово, сидишь и слушаешь. Екатерина Андреевна захватывающе рассказывала о событиях прошлого, анализировала их значение и помогала нам увидеть связь между историей и нашей современностью. Она научила нас уважать историю своей страны.

В школе я плохо рисовала. Очень переживала, что итоговая оценка будет «3». Прекрасно осознаю, что «4» по рисованию – подарок для меня за отличные оценки по остальным предметам.

PS:Недавно в соцсетях посмотрела видеоролик Владимира Константиновича Лагутина о Викторове. С болью в сердце и со слезами на глазах смотрела на здание моей школы с березой на крыше.

Поворот судьбы

После окончания восьмилетки в 1963 году по настоянию папы я поступала в Смоленский энерготехникум. Успешно сдала экзамены, но оказалась, что мне всего 14 лет, а принимали с 15. Мне посоветовали приходить на следующий год. Обидно, что при приеме документов этого не сказали.

А, может быть, как я теперь понимаю, это был знак, чтобы я не пыталась ступить на чужую дорогу в жизни?

Ближайшие средние школы были в п. Красном (около 30 км) и д. Бохот Монастырщинского района (15 км). Автобусного сообщения не было. И наш выбор пал на ближайшую школу. Как будто вчера было. Приехали в школу с папой на велосипедах ближе к вечеру. Первым, с кем я познакомилась, был Лев Романович Гоев, директор школы. Узнав, что я из Краснинского района, скептически отнесся к возможности зачисления меня в школу. Почему сюда? Но, посмотрев мои документы, да еще Зинаида Трофимовна, его жена, учитель биологии, меня поддержала. Он смягчился, взгляд его потеплел, и я получила добро на обучение в школе.

У нас было два девятых класса. Занимались во вторую смену. Здание старое. Печное отопление. Сидели на уроках в верхней одежде. Освещались классы керосиновыми лампами. Но не было уныния. Учителя учили, а мы «грызли» гранит науки. Школьная жизнь бурлила.

И в 1965 году, когда было введено в эксплуатацию новое современное здание школы в д. Татарск, мы с огромным энтузиазмом приводили его в порядок после строителей, благоустраивали территорию, не могли дождаться момента торжественного открытия.

Мы – деревенские дети, неизбалованные комфортом в обыденной жизни, попали, как нам казалось, в рай! Хорошо оборудованные школьные кабинеты. Тепло, светло, сменная обувь! Столовая. Сейчас даже трудно себе представить, что до этого перерыв в приеме пищи был до 10 часов! Прекрасные актовый и спортивный залы! Я впервые увидела такие спортивные снаряды, как конь и козел. Страшно было прыгать через козла, но приходилось, скрепя сердце, чуть дыша от страха.

Были созданы все условия для обучения. И мы старались. Ведь у многих уже была определена цель жизни. Для ее достижения нужны знания основ наук.

Особо хочу сказать об учителях

Нет возможности написать отдельно о каждом из них. У нас были замечательные учителя. И каждый был Личностью. Практически все учителя-мужчины прошли войну 1941 - 1945 годов. Они не только хорошо знали и ценили жизнь, но хорошо знали свои предметы и этим сполна делились с нами! Они «делали» школу.

Мне очень нравились уроки математики Василия Ивановича Коноплева, внимательного, понимающего, требовательного, но справедливого. Он был не только классным математиком, но и хорошим знатоком исторического и героического прошлого нашей Малой Родины. Его логика мышления, его характер – сдержанный, но всегда математически выверенный. На уроке объяснял всё доступно и глубоко, поэтому материал был понятен всем. В учителе привлекала высокая эрудиция, доверие к ученику, умение дать стоящий совет. Это он мне посоветовал поступить в пединститут. Сказал: «Поступай, Валя, на физмат, человеком будешь!»

Лев Романович Гоев, директор школы, преподавал физику. Мы, затаив дыхание, слушали его. Весь учебный материал усваивался на уроке. А как интересны были его размышления о событиях в мире! Мне казалась, что его знания безграничны. Это был пример, достойный подражания!

На уроках немецкого языка Альбина Владимировна Саврасова требовала от нас пересказа текста, разумеется на иностранном. Не всем это удавалось, в том числе и мне в первый месяц учебы в 9 классе. Ведь в восьмилетке этот предмет преподавал неспециалист. Ни в коем случае не хочу винить учителя. Я знала грамматику, был богатый словарный запас, могла составить рассказ по теме. Но произношение … Я не понимала речь Альбины Владимировны из-за ее идеального произношения. Грамотный учитель, мастер своего дела, она в течение двух месяцев помогла мне преодолеть трудности в изучении иностранного языка. Уже учась в институте, я с огромной благодарностью вспоминала её уроки. Как здорово, что получила хорошие знания! Мне легко было там учиться. И еще. Я для себя сделала вывод о том, что каждый ученик должен быть оценен объективно. Нельзя завышать оценки. В своей практической работе я постоянно использовала ее опыт работы по созданию для учащихся на уроке ситуации успеха и многое другое.

Она запомнилась мне как человек глубоко порядочный, скромный и отзывчивый, бесконечно преданный любимому делу, как пример трудолюбия и жизнелюбия, мудрый педагог и знаток человеческих душ.

И теперь я понимаю, что Личностью становишься под чутким руководством опытного наставника, внимательного, переживающего за твою судьбу, четко понимающего, каким он хотел бы видеть в будущем своего выпускника.

Не зря в моей педагогической деятельности всегда чувствовался почерк любимых учителей.

Школа! Сколько здесь детских судеб, забавных и грустных происшествий, сколько воспоминаний, которые хранятся в памяти учеников и учителей!

Большая часть моего детства и юности прошли в школе. Школа оказала огромное влияние на становление моей личности, влияние, сравнимое разве что с родительским. Здесь были заложены первые кирпичики фундаментальных знаний, да и вообще знаний об устройстве мира и жизни, умения работать мозгами, мыслить и рассуждать, умения взаимодействовать с обществом себе подобных, сформировано уважение к старшим, привита дисциплинированность, ответственность, закреплены моральные ценности.

Именно в школе меня научили выражать свои мысли устно и письменно. И не только вызывая на уроках к доске или в письменных сочинениях, но и в диспутах и спорах после уроков. Во взрослой профессиональной деятельности мне это очень пригодилось!

Было грустно расставаться с родными стенами, где меня научили всему нужному в жизни.

У каждого из нас в памяти своя школьная тропинка

И я понимаю, как важно помнить о тех, кто шел рядом, кто открывал тебе окно в этот удивительный мир. Я бесконечна благодарна моим учителям.

Мне часто задают вопрос: «Почему я выбрала профессию учителя?» Отвечая на него, углубляясь в воспоминания, пришла к выводу, что решающее влияние на меня оказали три мои школы, в которых я училась, и учителя, которые там работали. Я искренне хотела быть похожей на них. Мне посчастливилось в своей жизни встретить своих особенных Учителей.

Я не жалею о своем выборе, мне очень нравится профессия учителя. Получала удовольствие, когда преподавала. Я счастлива, что всю жизнь занималась любимым делом, продолжая традиции моих учителей!

Что же делает учителя легендой? Любовь к детям и своему делу, знания и высочайший профессионализм – это бесспорно! А еще он должен быть Личностью, Женщиной, Мамой, Человеком! Вот такими остались в моей памяти мои учителя!

Прошли годы, и школа стала для меня большой дорогой длиною в жизнь.

В жизни каждого человека встречаются интересные и звездные люди. За годы работы в образовании таких людей, которые помогали мне стать высококвалифицированным педагогом, воспитателем детских душ, в моей судьбе было много.

Когда заходит речь о наставничестве в сфере образования, в первую очередь на ум приходят отношения учитель – ученик. Однако немаловажную роль играет и передача опыта, знаний между коллегами.

Я - молодой специалист

b_150_100_16777215_00_images_16_26.jpgb_150_100_16777215_00_images_16_25.jpg

Вспоминаю далекий 1970 год, когда я, молодой специалист, была назначена учителем математики и физики Добросельской восьмилетней школы Монастырщинского района.

С первых дней работы в этой школе я почувствовала внимание и заботу тех, с кем мне предстояло пройти долгий трудовой путь.

Очень важно, чтобы на этом пути рядом были помощники, единомышленники. У меня в разные жизненные периоды были мудрые наставники, которые помогали сделать мне, молодому специалисту, первые шаги в профессиональном становлении, поддерживали в трудную минуту, давали советы и просто своим примером доказывали, что все трудности и испытания можно преодолеть, какими бы серьезными они не казались.

Благодаря их советам я поняла, что мне судьба подарила авторитетных наставников, и я буду верна своей выбранной профессии всю жизнь.

Неоценимую помощь оказала мне учительница математики Клевцова Александра Петровна. В качестве молодого специалиста я часто посещала ее уроки, а она мои. Они не были похожими друг на друга ни по форме, ни по содержанию. Она - Учитель, настоящий Учитель, щедро делилась своим опытом со мной, показывая тот путь, что прошла сама. Меня восхищали ее целеустремлённость, требовательность, трудолюбие, настойчивость в достижении поставленной цели, глубокие знания преподаваемого предмета. В учебной деятельности делала все, чтобы достичь высоких результатов. Вырабатывала у учеников высокую работоспособность, настойчивость, самостоятельность, желание учиться, добывать знания самим.

Александра Петровна научила меня правильно организовывать учебный процесс, выбирать оптимальные методы обучения. Она проводила для меня консультации по разным вопросам педагогической деятельности (объем заданий на уроке, организация работы в группах, удержание внимания обучающихся на уроке). У нее я научилась создавать на уроке атмосферу заинтересованности каждого ученика в учебной работе, обеспечивать положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников в ходе занятий, давать любую сложную информацию в легкой и доступной форме и многому другому. А ведь именно в простоте и проявляется мастерство и мудрость Учителя.

С особой нежностью и благодарностью вспоминаю свою коллегу Марию Константиновну Бобову. Своим педагогическим тактом, учительской мудростью она снискала заслуженный авторитет учеников, родителей, коллег. В первый год моей работы в школе она была классным руководителем 8 класса. С учащимися этого класса у меня были проблемы с дисциплиной на уроке. По возрасту у меня с ними была небольшая разница. Многие ребята смотрели на меня с высоты своего роста сверху вниз. И понятно, что им хотелось пошутить над молодой учительницей. А возможно и обратить на себя внимание. Подумаешь, пришла пигалица 21-летняя. Мария Константиновна помогла мне установить отношения с учениками, найти точки взаимодействия с родителями, ее советы и личный пример я использовала в работе. И проблема разрешилась.

Большое влияние на мой личностный рост оказало общение с коллегой, учительницей русского языка и литературы Ниной Григорьевной Ковалевой (Прудниковой), с которой мы непродолжительное время работали в Добросельской восьмилетке и до сих пор общаемся. Ее умение красиво и образно излагать свои мысли и доносить смысл сказанного до собеседника меня поражало. Ведь человек, умеющий правильно и красиво говорить с людьми, способен одним только голосом и словами изменить мир. Я старалась совершенствовать навык правильной речи, имея живой пример перед собой. И до сих пор я часто консультируюсь у нее в правильности употребления тех или иных высказываний, слов. Огромное ей спасибо.

Но главным наставником для всех нас, учителей школы, был директор школы, ветеран Великой Отечественной войны Клевцов Георгий Васильевич. Школа под его руководством считалась одной из лучших в районе. Это был опытный руководитель, истинный наставник педагогов, ответственный, принципиальный. Ничто не ускользало из-под его хозяйского взгляда. Но самой важной для него была работа по развитию профессионализма учителей, их творческого потенциала. Роль директора в управлении школой во многом сводилась к тому, чтобы найти нужного активного, мотивированного, инициативного исполнителя, правильно дать ему поручение, построить адекватную линию контроля. Ощутила это и в отношении меня. В течение первых трех лет моей работы он посещал не менее двух уроков еженедельно. Его замечания высказывались в форме советов. Уже второй год моей работы в школе ознаменовался возложением на меня обязанностей старшей пионервожатой, а через 4 года и руководителя школьного методического объединения классных руководителей. Всегда была методическая поддержка директора школы и опытных учителей.

Новая ступень роста

Когда меня в 1981 году заведующий роно Н.Т. Щербаков поставил перед фактом назначения меня на должность директора школы в связи с уходом Георгия Васильевича на пенсию, я испугалась. Но Н.Т. Щербаков ответил, что мое назначение – рекомендация Г.В. Клевцова, который сказал о том, что он подготовил себе смену, т.е. меня. Как он выразился: «Растил!» И несколько лет Г.В. Клевцов, работая учителем, оказывал мне помощь, особенно в решении хозяйственных проблем.

В советское время существовала практика подготовки руководящих кадров любого уровня. Человек должен был пройти все ступеньки роста. Причем его образование должно было соответствовать виду деятельности. Считаю это целесообразным.

Работая директором школы и посещая уроки своих педагогов, брала для себя из их опыта самое ценное и важное для своего совершенствования. Поэтому всегда вспоминаю своих коллег с чувством глубокой благодарности.

Часто говорят, что большое видится издалека. И я выражаю огромное чувство благодарности сотрудникам Монастырщинского отдела образования, его начальнику Виктору Александровичу Счастливому. Во время моей работы в школе это был высококвалифицированный, единый творческий коллектив единомышленников, способный преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения задач, стоящих перед образованием в районе, создавать и использовать инновационные управленческие технологии. Они мотивировали коллективы школ на высокие достижения и, что очень важно, помогали каждому.

Мария Павловна Аленина, инспектор школ, руководившая районной профсоюзной организацией работников образования, консультировала нас по вопросам трудового законодательства, применения законов при организации учебно-воспитательного процесса, по многим другим вопросам.

Надежда Викторовна Рыжикова отвечала за организацию методической работы в школах. Она была, по отзывам работников института усовершенствования учителей, одним из лучших методистов в Смоленской области. Под ее руководством в школах работали экспериментальные площадки, обобщался и распространялся передовой педагогический опыт. Ее работа оказала огромное влияние на совершенствование педагогического мастерства не только педагогов, но и на повышение эффективности внутришкольного управления директорами школ.

Однажды я стала свидетелем того, как один из руководителей школы, проводив проверяющих его работу, сказал: «Как приятна пыль из-под колес уезжающего начальства». А для меня сотрудники нашего отдела образования всегда были желанными проверяющими. Я иногда говорила: «Господи, пошли умных проверяющих». Инспектора, методисты во главе с начальником отдела таковыми и были. Я знала: приедут, подскажут, посоветуют, помогут решить возникающие проблемы!

Виктор Александрович Счастливый, начальник отдела образования, в управленческой деятельности руководствовался правилом: главное - человек, гражданин и его интересы. Быть светлым лучом для других, самому излучать свет! Такой девиз, на мой взгляд, был у него в совместной работе с нами. Он всегда был рядом, казалось, одним из нас, но, тем не менее, далеко впереди!

Виктор Александрович сформировал хороший психологический климат в коллективе отдела образования и директоров школ, не удовлетворял интересы одних работников за счет ущемления других. Самой важной для него была работа по развитию профессионализма педагогов, директоров школ и по развитию их творческого потенциала. Взаимопонимание с коллективом — главный принцип в его деятельности. Всегда был открыт для новых идей, создавал атмосферу, в которой свободное высказывание идей становилось нормой. Он всемерно поддерживал инициативу подчинённых. Часто повторял: «Если не дать разгореться факелу, тот быстро превратится в головешку, красиво ли будет выглядеть директор с головешкой в руках?» С готовностью, а главное, публично признавал заслуги сотрудников, директоров школ, педагогов, радовался успехам каждого.

Помню, мы с Ниной Антоновной Серяковой, заместителем директора Новомихайловской средней школы, делились опытом своей работы перед представителями педагогической общественности из 12 областей центра России, участниками межрегиональной конференции в г. Смоленске. После своего выступления я шла от трибуны на свое место в зале и увидела счастливые, именно счастливые, глаза Виктора Александровича Счастливого, шедшего навстречу, чтобы пожать мне руку. Такое отношение начальника окрыляло, вдохновляло на дальнейшее творчество! Как много он мог бы еще сделать в развитии образования в районе и области!

Период работы под его руководством - это один из лучших периодов всей моей трудовой деятельности.

Сожалею, что не успела публично сказать спасибо тем моим наставникам, которых уже нет с нами.

Ко всем людям хочу обратиться с несколько перефразированными словами поэта Н. Добронравова: «Пусть ваше сердце не забудет того, кто хочет вам добра, того, кто вас выводит в люди, кто вас выводит в мастера!»

И сегодня, оглядываясь назад и размышляя о том, что для меня ценно в моей трудовой деятельности, хочу сказать: имена моих любимых учителей, наставников, коллег-педагогов, с которыми мне выпало счастье быть и трудиться когда-то рядом, моих учеников и еще имя моей родной и дорогой для меня Добросельской школы!

Валентина Панкова, заслуженный учитель РФ