Славные люди земли смоленской

В начале апреля в редакции раздался телефонный звонок:

- Меня зовут Валентина, моя мама Мария Леоновна Крупская  родом из деревни Самсоны Краснинского района. Сейчас мы живем в Тульской области, но мама всегда с такой теплотой вспоминает свою малую родину. В 2010 году мы приезжали в Красный, потом были в Самсонах. В этом году мы снова планируем приехать к вам. Мама так хочет еще раз увидеть родные места. Она пережила оккупацию района, пережила смерть близких, мама много помнит о тех страшных военных годах, многое может рассказать. Помогите нам организовать встречу в музее, встречу с местными поисковиками, мы обращались к ним за помощью в поиске сведений о погибшем на войне брате мамы.

Мы с радостью согласились помочь...24 апреля Мария Леоновна вместе с дочерью и сыном приехали в Красный. Мы организовали для нее экскурсию по памятным местам поселка, встречу в храме Преображения Господня с отцом  Сергием, где Мария Леоновна вместе с дочерью заказали панихиду по усопшим родственникам. Общение с Марией Леоновной продолжилось в Краснинском краеведческом музее. Его сотрудники организовали незабываемую встречу с вокальным ансамблем «Росинка», с поисковиками Краснинского района. За чашкой чая неторопливо текла беседа, звучали старые любимые песни... А Мария Леоновна вспоминала свою нелегкую жизнь...

Уроженка  деревни  Самсоны  Краснинского района Смоленской области Мария была одной из четверых детей в семье крестьянина Леона Гришаева, чье крепкое хозяйство однако сильно пошатнулось в годы послереволюционной перестройки. Его ухоженную землю отобрали, выделив отдаленный бесплодный участок, который пришлось возделывать снова. Это, видимо, и  подорвало его здоровье, а из семьи унесло благополучие.

Со слезами вспоминает Мария Леоновна навсегда врезавшуюся в память картинку из своего детства:

- Как-то подъехали на подводе, вытянули мешки с зерном, грузят на телегу… Мать глянула - и так наземь и упала, я с криком к ней: «Мамочка, не умирай!»…

Жизнь матери не оборвалась в тот момент, но оказалась все же очень не долгой. Самым горьким временем своей жизни и до сих пор Мария Леоновна считает свое детское сиротство и не может вспоминать его без слез:

- Когда хоронили маму, я так кричала, что в дрожь бросало всю деревню, а меня  не могли оттащить от ямы, в которую я рвалась следом за опущенным в нее маминым гробом. А было мне ту пору семь лет…

Воспоминания последующих лет сплошь окрашены  черным:

- Тиф, сваливший с ног семью, но оставивший однако, до поры в живых всех, кроме матери; повальный голод 30-х с его лепешками из мякины и мерзлой картошки, с вечно ноющим от голода животом. Как и другие сельчане, Гришаевы выживали, как могли. Благо, отец был мастеровой, все умел делать своими руками (хоть здоровьем уже был слаб, тяжело работать не мог), да повзрослевшие дети уже работали в колхозе. Впрочем, скоро они обзавелись своими семьями и отделились, а Маня осталась за хозяйку при отце и двух младших сестрах. Домашних дел в деревне - делать не переделать: и дом убрать, и в огороде, и со скотиной управиться, и за прялкой успеть посидеть…

А с 14 лет Мария уже стала, как и  вся ее родня, работать в колхозе, делала то, что велят: и  за скотиной  ходить посылали, и на прополку, и  воду для скотины возить зимой из проруби на подворье, и с граблями на сенокосе управляться до кровавых мозолей. Женщины ее, сироту, правда, жалели, старались лишний раз поберечь.

Доучиться не пришлось (окончила лишь 6 классов): нужда донимала, в школу не в чем было ходить. Простудилась, заболела, да и оставила все как есть. А в 16 лет записали в колхоз официально, стали начислять трудодни: 200 граммов хлеба в день.

Когда началась война, Марии шел 18-й  год. Деревню, как она вспоминает сейчас, «полностью подчистили от мужчин», вся тяжелая работа легла на женские плечи. Скоро на Смоленщину пришли фашисты. О том, какова была жизнь тружеников тыла, ведомо только тем, кто через это прошел, а мы, не испытавшие этого на себе, должны просто низко поклониться нашим ветеранам.

Мария Леоновна рассказывает, о том, как они  молодые девчонки рыли окопы  под обстрелом немецких самолетов, на лошадях возили песок для строящегося военного аэродрома, как кружились в воздухе фашистские листовки. Удивительная вещь - человеческая память: до сих пор, через 70 с лишним лет, помнит Мария Леоновна текст этих листовок, написанных в форме частушек в псевдорусском стиле:

Московские дамочки не копайте ямочки -

Не пойдут на ваши ямочки немецкие таночки.

Был случай - ее чуть не убили фашисты, когда она, по поручению отца, закопав в снег остатки зерна, чтобы не отобрали немцы, была замечена и заподозрена в отношениях с партизанами, которые на Смоленщине много страха нагоняли на оккупантов, а они в свою очередь стращали население.

-В нашей деревне, - вспоминает Мария Леоновна, - построили виселицу и привозили сюда вешать советских людей: долго висели на ней 5 трупов…

Так и шли, и шли немцы через нашу деревню - колоннами, открыто, ехали на машинах, на мотоциклах - туда, на Москву…

В 43-м ушел из жизни  не встававший с постели все последнее время отец. Еще в начале войны, в 41-м пришла похоронка на брата Терентия, погибшего, при защите Тулы. Здесь под Тулой, возле Всехсвятского кладбища и похоронен он в братской могиле - много раз Мария Леоновна со своими детьми посещала мемориал и возлагала цветы к могиле брата... (По материалам семейного архива)

 

 

24 апреля в историко-краеведческом музее имени супругов Ерашовых состоялась тёплая встреча с Марией Леоновной Крупской (до замужества Гришаевой), урождённой в д. Самсоны (в настоящее время Викторовское сельское поселение) в 1923году. Трудно мне представить, как 94-летняя Мария Леоновна перенесла совсем не близкий путь: ведь ехала она на машине из Северо-Задонска Тульской области, правда, с этой женщиной всегда рядом её близкие люди - и в этот раз она прибыла на родную землю  с дочерью Валентиной и сыном Алексеем. Рано потерявшая мать и отца, оставшаяся в семье за старшую, Мария Леоновна так и не закончила школу, а дальше война…

На начало Великой Отечественной войны  девушке было семнадцать...Немцы, полицаи, виселицы в деревне… и первая похоронка, на родного брата Терентия, в 1941 году, из которой семья поняла, что Терентий  погиб в боях под Тулой и похоронен там же, на Всехсвятском кладбище.

Вот здесь и начинается наша главная история. За несколько дней до своего приезда мне позвонила Валентина Петровна с просьбой отыскать сведения о боевом пути  брата её мамы Терентия  Леонтьевича (запись «Леонтьевич» - не «Леонович» сделана согласно документам), о том, когда он призывался, как погиб. Скажу сразу, первое, что меня смутило в её рассказе - это место гибели - Тула. Позднее оказалось, что предположения мои подтвердились, что смертельное ранение получил наш земляк Терентий Леонтьевич Гришаев 1900 года рождения совсем не под Тулой, а на нашей Смоленской земле, защищая её от врага под городом Ярцево.

Терентий Леонтьевич был призван Краснинским РВК Смоленской области на воинскую службу с 01.01.1941 г. Место службы: 44ск (стрелковый корпус) 108сд (стрелковая дивизия), 444сп (стрелковый полк), красноармеец - рядовой, стрелок. В д. Самсоны,  солдата ждала  жена Гришаева Анна Ивановна. Боевой путь нашего героя проходил не так уж и далеко от дома. Сначала Витебская область: Орша - Жодино, где полк Терентия Леонтьевича готовил оборонительный рубеж, а вот непосредственное участие в боевых действиях началось на территории Минской области, затем была Могилёвская область, бои на родной смоленской земле.

15 июня 1941г. 44ск,  в составе которого находился 444сп 108сд получил приказ - выйти в подвижной лагерь с сосредоточением: 108сд - лагерь Здановичи (23.06.41г.) без 539сп (находился в пути следования). 407сп и 444сп этой дивизии, в котором служил Гришаев Т.Л., имели только по 2 батальона, остальные находились в пути следования. Части были укомплектованы по штатам мирного времени и не были обеспечены положенным вооружением и боеприпасами, в результате чего части корпуса не были подготовлены для вступления в бой. Не было положенных тыловых учреждений, средств подвоза, следствием этого явилось отсутствие снарядов в ходе боя, отсутствовали инженерные и средства связи, не было корпусных органов разведки. Получен устный приказ от начальника Штаба Западного Фронта Климовских на оборону Минского УР (укрепрубежа). 108 сд оставалась в корпусном резерве на 24.06.1941г., затем должна была оборонять Минский УР. Ширина обороны Минского УР для 64сд и 108сд (407сп и 444сп) равнялась 80-84 км (приблизительно по 1 км на человека). Соседей справа не было. 28 июля получены сведения в штабе 44ск об отходе 444сп из района Дзержинск. Командир 44ск приказал командиру 108сд сменить КП ближе к 444сп, лично руководить боем 444сп. Здесь же следует устное распоряжение командира 44ск своему заместителю генерал-майору т. Орлову поехать в 444сп и «железной рукой восстановить порядок»: ни шагу назад, в тыл не пропускать ни одного человека, в случае невыполнения приказа расстреливать на месте. Через 2 часа после этого распоряжения 444сп, где воевал Терентий Леонтьевич, был атакован несколькими группами танков из района м. Дзержинск, общей численностью до 70 танков. Танки подавили один дивизион лёгкого артполка, прорвались внутрь обороны 108сд. Связь между дивизиями, полками была разорвана, посылаемые делегаты в штаб не возвращались. Далее был получен приказ о перемещении войск 44ск в район Даниловка на шоссе Минск-Могилёв. Радиостанции 108 сд не отвечали, разведка донесла, что дорога Самохваловичи - Минск захвачена противником.

Затем был Борисов, где пехота 144сп неоднократно отражала атаки пехоты противника и только после сильной бомбардировки авиации и атаки танков отходила на следующий рубеж.

10 августа 1941г. была сформирована 16А, куда вошёл 44ск (в том числе, 108сд- 444сп). Войска 16А занимали оборону на восточном берегу р. Вопь на участке: Лесное Озерище- Ярцево - хутора Скрушевские - Перелес - северный берег р. Днепр. В  районе 108сд противник предпринимал самые активные действия. 144сп оборонял рубежи: восточный берег р. Вопь на участке Перелес. 02.09.1941г. 108 сд пошла в наступление в 14-00, 444сп наступал в направлении: восточная окраина Малые Горки, Пищино. За день наступления в 108сд было убито 14  и ранено 73 человека. 04.09.1941г. получен приказ развивать наступление в район Свищево, Большие Горки и в дальнейшем на Подрошье. Но дивизия натолкнулась на минные поля и проволочные заграждения противника и не смогла продвинуться вперёд. 05.09.1941г. дивизия получила приказ перейти к обороне, имея передний край на восточном берегу р. Вопь на участке хутора Скрушевские - Буяново  и сильное боевое охранение на западном берегу р. Вопь. 06.09.1941г. противник вводит свежие силы, ведя сильный артиллерийский, миномётный огонь. 144сп продолжает оборонять восточные рубежи р. Вопь и  одновременно вступать в схватку с противником на рубеже Хатуни - Свищево. Самые ожесточённые бои ведутся 144сп в период с 04.09.1941 года по 14.04.09.1941г., бои с огромными потерями.

Вот в начале этого периода и был ранен Гришаев Терентий Леонтьевич, потому как поступил он в  ЭГ 1084 (период действия госпиталя: 30.06.1941- 08.10.1941) 08.09.1941г., а затем через Калугу был доставлен в госпиталь в г. Тулу, где  умер от ран 12.09.1941г.

Извещение о смерти посылалось семье дважды: 15.09.1941г. и  05.05. 1944г.

Числится выбывшим из списков военнослужащих с 29.08.1942г.

Похоронен солдат в Тульской области: г. Тула Центральный район Всехсвятское военное кладбище  с восточной стороны, могила №156 (по другим источникам: №150, №159). Впрочем, сегодня уже нет этих номеров могил, это просто большое общее братское захоронение, где на стеле выбито имя нашего героя: «Гришаев Терентий Леонтьевич».

    Близится День Победы, наш самый славный праздник, праздник со слезами на глазах… Вот и Мария Леоновна, несмотря на преклонный возраст, со своими родными собирается на могилу к  брату в Тулу. Будут воспоминания, слова, будут цветы, а ещё, я думаю, горсть земли с малой родины, с родных Самсон - так свято чтят в этой семье всё, что связано с родными людьми, передавая память из рода в род.

Для нас же символично то, что в преддверии праздничных дней, наш поисковый отряд «Русич» отправляется на Международную «Вахту Памяти»  именно в Ярцевский район, туда, где воевал наш земляк - боец Гришаев, туда, где ждут своего часа быть упокоенными, его товарищи - защитники нашей Смоленской земли.

( Материал представлен по  источникам  ЦАМО.  Фонд 58, номер описи А-83627,номер дела -2575. Именной список умерших от ран ЭГ 1084 за период 1 августа по 1 декабря 1941г. (№ донесения 108454; 06.12.1944г. название части: упр. ПЭП 170) Донесение о ранении и смерти №1808. Донесение о безвозвратных потерях 26.11.1941г. -Название части СанО МВО. Источник ЦАМО: Журнал боевых действий 44ск. Источник ЦАМО: Фонд 358, номер описи-  5916, номер дела- 22. Журнал боевых действий 16А)

                                                                                                                                 С. Колабская