ПОДРУЖКИ

 

  (рассказ)

Господь сотворил на Земле человека, чтобы тот оставил на ней свой след. Присмотритесь внимательно,  и вы даже  пяди не найдете, где бы не ступал человек.

Следы яркие и не очень, следы незнакомые.  Вдруг радость- вы увидели следы двух знакомых подружек, которые не простирались куда-то вдаль, но были бесчисленны у родного дома. Их начало было легким, светлым, солнечным. Но появились следы, которые заметно потяжелели.  Первые - это были следы детства, цветущей юности и солнечной любви. А потяжелели,  значит, подружки выросли, появились собственные семьи, мужья, дети. Какое-то время следы хотя и были тяжеловаты, но они были светлыми, вдруг, у одной из подружек, следы стали темнеть, вскоре совсем потемнели.

Но хватит о следах, их было много, порою, они расходились в противоположные стороны, их легкость и светлость менялись. Были причины, ваш слуга их видел и хочет поведать о них читателю.

А начнем со знакомства. Одну, тоненькую, нежную, изящную, звали Дашей. Вторую, коренастую, крепко сбитую, с крупноватым, но приятным лицом  звали Ксения. Односельчане удивлялись, почему две совершенно разные девочки так привязались друг к другу. В те годы в деревнях детей было много, собирались стайками, стаями. Подружки бывали и там, и там. Они играли, веселились вместе со всеми, в то же время, были как будто особняком ото всех. Так и росли, расцветали, оберегая одна другую. Но тут я не точен. Даша  была очень красивой, и многие парни были к ней неравнодушны, пытались как-то обратить на себя внимание  Даши, но тут же вмешивалась Ксения. Она говорила: "Не мылься,- называла имя,- бриться не придется" - и претенденты отходили.

Но как-то к ним в д-ревню на танцы пришли парни из соседней деревни. Их, конечно же, заметили подружки и местные  парни.

- Как это так, к нашим девчонкам пришли чужаки! Надо отучить, - думали местные парни.

 И когда один из чужих подошел  к Даше, чтобы пригласить ее на танец,  местный парень Иван, которому очень нравилась Даша, встал между чужаком и Дашей:

- Не трогай девушку, она занята, я с ней танцую.

Это очень оскорбило не-знакомого молодого человека, в одно мгновение его кулак с такой силой врезался в подбородок Ивана, что тот снопом упал на землю. Со страхом запищали девчонки, но местные парни не растерялись. Тут же бросились на защиту Ивана. Завязалась драка, длилась она недолго, и, что странно, победу одержали чужаки. Один из них, тот, что подходил к Даше, звали его Алексеем, без особых усилий уложил наших. Это было страшновато, но красиво.

Позже Ксения говорила Даше:  Ты знаешь, подруга, мне очень понравился тот чужой забияка. Это настоящий парень, не то, что наши хлюпики.

- Ну, не скажи, Ксения, наши тоже дрались нормально. Больше чужаки не придут.

-Ты думаешь? Но я не хочу в это верить, видно же, парни не трусы.

И на следующий же выходной к нам танцы пришли чужаки, их было больше, чем в первый раз, чувствовали они себя совершенно уверенно и спокойно. Были спокойны и наши, подходили к ним, здоровались. И что было  интересно, парни пришли со своими девушками. Цель у чужаков была такая - не зазнавайтесь, парни, наши девушки не хуже ваших. И еще, более тонкий намек, уважительный, - можете знакомиться с нашими, но и не возражайте нашему знакомству с вашими.

Так оно и получилось со временем. Двухсторонние дружеские отношения не только сближали коллективы, но и характеризовали с обеих сторон многих молодых людей. Так наши не только парни, но и девушки многое узнали об Алексее, том самом забияке, который в первый  приход учинил драку. Теперь наши знали, каков характер у этого парня. Драки-  это его любимое занятие, об этом знали во всех деревнях, которые посетил Алексей со своими дружками. Но драки - это полбеды, он никогда, кроме кулака, не применял никакого оружия. Настораживало другое, ходили слухи, что Алексей связан с какой-то разбойной группой, иногда уходил из дома  и неделями с кем-то где-то пропадал. Иногда доходили слухи, что в некоторых дальних деревнях обворовывались магазины, или у кого-то из зажиточных мужиков пропадали откормленные кабаны. Но в ближайших деревнях все было тихо, да и в нашей деревне все было спокойно.

Но вернемся к молодежи, к нашим милым и верным подругам. И, конечно же, к Алексею. Приходя на танцы в нашу деревню, он продолжал ухаживать за Дашей. Но безуспешно. Вероятно, потому, что Даше нравился другой парень из деревни Алексея. Это  был высокий, красивый молодой человек, общительный, но вежливый и рассудительный. Видно было, что уважают его не только девушки их деревни, но и наши девушки и парни. Уважают не по причине слабостей, как уважали  Алексея, а по достоинству.

Позже стало ясно, что и Евгению, так зва-ли молодого человека, нравилась Даша. Но за Дашей  ухаживал Алексей, и Евгений не хотел быть  его соперником. Тем более он видел, что у Алексея и без него не клеятся  отношения с Дашей, не стоит наживать врага.

- Что же делать? - думал Алексей. - А что, если за помощью обратиться к Ксении? Они очень дружны, и Ксения всегда опекает Дашу.

Как-то выбрав удобный момент, он пригласил Ксению присесть:

- Милая Ксюша, я к тебе за помощью.

 -Что такое, Алексей?

-Ты знаешь, видишь, я люблю Дашу, очень люблю, но нет взаимности. Повлияй на свою подругу, она верит тебе и практически во всем слушает тебя.

-Да, Алексей, просьба твоя неожиданная и, более того, невыполнимая. Такие чувства, как любовь мало подвластны чьему-то влиянию, Впрочем, если честно, то я и не хочу влиять на Дашу. Вот только что родилась мысль повлиять на тебя, Алексей. Неужели ты не видишь, что Даша не для тебя, что Даша тебе не пара. Она тонкий нежный цветок, типа луговой ромашки, сорви ее, и она мгновенно завянет. А ты, вон какой огромный, сильный, красивый, но, не обижайся, крайне грубый. Попади к тебе  под ноги ромашка, и ты твоей силой, грубостью, в короткое время  растопчешь ее. Тебе нужна другая, тебе под стать, видная, а главное, сильная духом.

-Ксюша,  где же я возьму такую? Ты мне под стать, но ты же за меня не пойдешь.

Ксюша мило улыбнулась и сказала:

-А ты попробуй, предложи, не обрадуешься.

-Ксюша, не издевайся, но я ловлю тебя на слове, в ближайшее время зашлю к тебе сватов, попробуй, откажи!

- Так уж сразу и сватов, хочешь нецелованную взять, смотри, не обожгись.

-Значит, такой я невезучий, одна  холодом к себе не подпускает, другая огнем грозится. Но… но я решусь.

И Алексей решился. Три дня гудела свадьба. Были соблюдены все  деревенские обычаи и традиции, а дружками у молодых были Евгений и Даша. К моменту свадьбы Ксюши и Алексея Даша уже была невестой Евгения. Об этом знала вся деревня и "горько" кричали не только молодым, но и их дружкам. Интересно было, шумно, весело.

А вскоре сыграли свадьбу Евгения  с Дашей. Красивы свадьбы в деревнях, тут и тройки с бубенцами, тут и ловля зайца, тут и незлые потасовки. В народе всегда говорили: Какая свадьба без драки. Дрались, но тут же мирились, и свадьба продолжалась. Молодые были счастливы, одно лишь немного огорчало Дашу. Она не могла пригласить в подружки Ксению, замужних не приглашают в подружки, не положено, таковы традиции. Но и Алексей, и Ксения сидели на почетных местах за столом  молодых  и радовались счастью удивительно гармоничной пары. Особенно  радовалась Ксения. Пока Даша была одна, ей было беспокойно, даже боязно: Как она там одна, не обидел бы кто.

Но волнения были из-лишними, у Даши уже был защитник, сам не обидит и другим не позволит.

И вот у них праздник, пусть праздник будет вечным. -  Так думала Ксения, и могла ли она подумать тогда, что именно она Ксюша, лучшая подруга Даши разрушит ее счастье. Но об этом  потом, это будет нескоро.

Свадьба, это, конечно же, счастье. Но ей всегда сопутствуют волнения, тревоги, заботы и приобщения к всевозможным делам. Надо уметь хорошо и вкусно готовить, содержать дом в  чистоте и уюте.

Даше повезло, ее свекровь Меланья Егоровна умела все: прясть пряжу, делать основу для будущего  полотна, собирать кросны и ткать. И всему этому она учила Дашу.

Ткать само полотно - не- сложно, тут опыт приходит быстро, но работа с нитками - это целая наука. Попробуй каждую нить основы пропустить между нужными ниточками нита, а их бывает не только два, а четыре, шесть и более, к каждому ниту закрепить ножны,  и потом не глядя, нажать ногой именно ту, какую требуется. Даша эту науку освоила с успехом, и когда ушла из жизни Меланья Егоровна, она самостоятельно выполняла весь ткацкий процесс. Более того  вносила собственные новшества на удивление опытным  ткачихам. Ее очень любила свекровь, гордилась ею, и всем говорила: Моя Дашенька особая, умная, талантливая и красивая. Не глядите, что она выглядит слабенькой женщиной, зато Господь заложил в нее силу духа, волю  и  настойчивость безмерную.

У Ксении дел было еще больше. Если Даша с мужем жили  в доме его родителей, то Алексей и Ксения в первый же год супружеской жизни купили свой дом и ушли от его родителей. Там подрастала сестра  Алексея Дуняша, очень любопытная, любознательная. Она  часто появлялась в комнате молодых невовремя. Ушли. И в собственном доме Ксения не оказалась беспомощной. Ее родная мать сама была очень трудолюбивой, и свою заметную, многообещающую дочь приучала к труду с раннего детства. Дочь подрастала и с интересом постигала материнские уроки мастерства. Так что замуж вышла вполне готовой хозяйкой. Ксении во всем помогал Алексей, впрочем, трудно сказать, кто кому помогал, Ксении были по плечу практически все работы. У них  все ладилось, появился первенец - сын, оба были счастливы и радовались своему счастью. Но… 

Как это слово "но" настораживает читате-ля. Насторожило оно и Ксению. Как-то ночью к ним постучали в окно, Алексей встал и спросил:

-Кто там?

Послышался грубый мужской голос: 

-Свои, открой, поговорить надо.

Услышав такие слова, Ксения встала, оделась  и присела к кроватке сына. В это время  Алексей открыл дверь и в дом вошли четверо незнакомых мужчин. Один из них пробежал взглядом обстановку в доме, увидел Ксению и сказал:

-У тебя Алексей, жена красивая, но ей не обязательно слушать наш разговор, давай выйдем на улицу. Не трусь, мы пока просто поговорим.

-Вы знаете, я не трус, но если  разговор особый, идем на улицу, - и Алексей первый шагнул за дверь.

Не мешкая, вышли и "гости"

О чем разговаривали незнакомцы с Алексеем, Ксения не слышала, не рассказал и сам Алексей. Это встревожило Ксению, она не спала весь остаток ночи. День ходила, как обкраденная, да и потом  долго-долго ее не покидала тревога. Смущало еще  и то, что Алексей просил ее никому не рассказывать о посещении чужих людей, особенно ничего не говорить Даше. Ее Евгений сейчас председатель колхоза, имеет хотя и небольшую, но  власть и в хороших отношениях с властными лицами из района. Если узнает, обязательно заинтересуется, кто был, зачем и откуда. Не узнает, так может доложить районному начальству. Затаскают.

-Не рассказывай, не волнуйся, все будет хорошо, это давние знакомые, кое-чем  интересовались, успокойся.

Но эта тревога не покидала Ксению, и была она не беспочвенной. Месяца через два, а может, и больше, к ним снова ночью постучали в окно.

Приехали те же мужики и увезли Алексея с собою. Ксении сказали:

- Не беспокойся, дней через семь-десять муж вернется.

Алексей вернулся, но не через семь дней, а через семь лет. Мог бы еще задержаться на три года, но освободила война. Не повезло в тот раз воровской группе, не повезло и Алексею. Их задержали при ограблении магазина, задержали с поличным, судили, и каждый получил по заслугам…

                   В.Е. Лисов,

                       п. Красный